Кейсовая технология как способ обеспечения метапредметного подхода в профессиональном самоопределении
статья (10 класс)
Статья рассматривает преимущества кейсовой технологии обучения в рамках общего и дополнительного образования, в том числе в аспекте оказания помощи в профессиональном самоопределении молодежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kulikova.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 371.38
Куликова М.В.
Кейсовая технология как способ обеспечения метапредметного подхода
в профессиональном самоопределении
ГБУ ДО ЦДиК ППМСП «Здоровье» Петроградского района
Частица “мета” имеет смысл предлога “за”, “через”, “над”, то есть предполагает выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной" (не межпредметная).
Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека (1).
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию (2).
Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:
- подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
- подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
- метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.
В соответствии с этим метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.
К ним относят следующие показатели:
- самостоятельное определение цели своего образования
- развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности
- самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели
- способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами
- самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата
- выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий
- способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать,
- самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги
- способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;
- работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках метапредмета— «Знание»— формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Как же метапредметный подход связан с оказанием помощи в профессиональном самоопределении молодежи?
На сегодняшний день отмечается возрастание требований к выпускникам ВУЗов. Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.
В связи со всем выше сказанным весьма целесообразным представляется использование в процессе профориентационной работы с учащимися метода ситуационного анализа, или кейс-стади (англ. case-study, case method).
Этот метод активного проблемно-ситуационного обучения основан на решении конкретных задач – кейсов (учебных ситуаций). Обучающиеся анализируют ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальности, моделируют будущую профессиональную деятельность. У старшеклассников, которые узнают, что проблемы, с которыми они сталкиваются, не являются уникальными, а уже многократно выявлялись и успешно решались другими людьми в сходных обстоятельствах, сложится более позитивная мотивация жизненного самоопределения и профильной предпрофессиональной подготовки.
Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем это нужно. Учащимся в ходе работы с кейсом необходимо найти ответ на вопрос – как? Как достичь поставленной цели и получить необходимый результат?
Источники кейсов делятся на две группы: базовые или первичные источники и вторичные, носящие производный характер формирования от первичных.
К первой группе источников формирования кейсов относятся:
1. Общественная жизнь во всем своём ее многообразии.
2. Образование.
3. Наука.
Ко второй группе источников относятся:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса.
2. Местный материал о деятельности разных компаний, предприятий, организаций, учебных заведений, их товарах и услугах, имеющих определенное личное значение для учащихся, молодежи.
3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п.
4. Научные статьи, отчеты, монографии, посвященные той или иной проблеме.
5. Интернет с его ресурсами.
Этапы работы специалиста с кейсом на занятии или уроке выглядят примерно так:
1. Подготовка специалиста и учащихся к занятию:
Специалист проводит отбор материала, формулирует проблемы. Материал, должен быть систематизирован, что облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов, способствует эффективности запоминания.
2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:
3. Проверка усвоения изученного материала, представление итогов групповой работы.
4. Центральное место занимает работа в подгруппах, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.
Метод кейсов развивает способность быстро вникнуть в суть сложной проблемы, найти рациональное решение, обсудить его и представить для других в сжатой и доступной манере. Помещение в живой контекст облегчает изучение фактов, понятий, теорий, законов, методов и процедур. Обеспечивая обсуждение конкретных тем, кейс-метод стимулирует диалог и рефлексию. Создавая представление о поступках людей, действиях организаций, метод также поощряет или, напротив, осуждает тот или иной тип поведения.
Данный метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе.
Универсальность данного метода позволяет использовать ее не только в рамках профориентации, но и на любых других учебных предметах в школе, в любом возрастном диапазоне.
Кейсовая технология позволяет формировать метаумения, к которым относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Таким образом, можно предположить, что применение кейсовой технологии в рамках профессиональной ориентации подростков создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций.
Использованные источники
- Станкевич О. В., Шевченко С. В., Баркалова Е. Ю., Прокудина Е. П., Станкевич А. В., Пантыкина Е. М., Томенко Л. В., Сычёв Ю. В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 01.03.2019).
- https://multiurok.ru/blog/mietapriedmietnyi-podkhod-v-obrazovanii.html (метапредметный подход в образовании)
- http://открытыйурок.рф/статьи/657167 (кейс метод на уроках предпрофильной подготовки)
- https://pandia.ru/text/78/250/22539.php (метапредметный подход в обучении)
- http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/109 (Социально-педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе
Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...
Психологическая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении
Предлагаемый методический сборник содержит психологические профориентационные игры и упражнения, расчитанные для учащихся 8-11 классов, как при работе с целым классом, так и с небольшой группой....
Изучение иностранного языка как способ влияния на профессиональное самоопределение школьника
Представление опыта по формированию профессионального самоопределения школьников...
Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».
Из опыта работы. Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....
«Модульно – кейсовая технология обучения проектированию поясных швейных изделий на занятиях профессиональной подготовки по программе «Швея».
Обучающиеся ознакомятся с краткой историей появления юбок, типами фигур, возможными силуэтами, расчетно-графическим методом построения чертежа прямой юбки, через использование интернет-ресурсов, бесед...