программа элективного курса "Формула успеха"
рабочая программа (6, 7, 8 класс) по теме
Программа элективного курса для 6-8 классов "Формула успеха" с целью оказания методической поддержки учащимся, при подготовке учебного исследования, выступления (презентации) на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_uspeha.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Программа элективного курса
для 6-8 классов
«Формула успеха»
авторы: Демина Е.И. –учитель русского языка и литературы
высшей категории;
Федотова Е.А. –учитель истории и обществознания,
высшей категории
Программа элективного курса «Формула успеха»
Пояснительная записка
В связи с переходом на стандарты нового поколения особенно востребованными в современной школе становятся практико-ориентированные курсы, способствующие формированию у школьников ключевых компетенций, включающих коммуникативную, информационную, исследовательскую и др. Поскольку принцип компетентностного подхода является одним из ведущих принципов, заложенных в стандарт общего образования, то и проблема развития исследовательской компетенции становится сегодня наиболее актуальной и востребованной.
Элективный курс «Формула успеха» предназначен для учащихся 6-8 классов, мотивированных на творческую, проектную, исследовательскую деятельность. Программа данного элективного курса построена в соответствии с принципами актуальности, креативности, коммуникативности, диалогичности, комплексности, системности, гуманизации, успешности. Элективный курс является исходной теоретической базой для организации исследовательской и проектной деятельности в школе. Он включает изучение основных понятий учебно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
Данный элективный курс рассчитан на 18 часов. Содержание курса охватывает весь процесс учебного исследования.
На занятиях рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
1.Выбор темы, формулировка цели и задач исследования.
2.Структура учебного исследования. Требования к обзору литературы.
3.Объект и предмет исследования. Понятие о выборке. Методы исследований.
4.Статистическая обработка результатов исследований.
5.Представление результатов исследования.
6.Обсуждение результатов. Выводы.
7.Оформление работы. Доклад и презентация. Выступление на конференции.
Критерии оценивания работ.
Программа элективного курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Цель элективного курса:
Оказать методическую поддержку учащимся при подготовке учебного исследования, выступления (презентации) на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.
Задачи:
- познакомить учащихся с основами исследовательской деятельности;
-способствовать развитию у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности;
- научить оформлять учебно-исследовательскую работу;
-развивать ключевые компетенции учащихся через формирование универсальных учебных действий.
Ожидаемые результаты курса:
1.Программа элективного курса «Формула успеха» предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:
- знание основ исследовательской деятельности;
- умение грамотно оформлять учебно-исследовательскую работу;
- умение свободно доказывать и защищать свои мысли;
- основные навыки исследовательской деятельности.
2.Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах лицейского, муниципального, республиканского, российского уровня.
3.Реализация творческих и социальных проектов лицейского, муниципального и регионального уровня.
4.Публикации работ.
Содержание курса
1.Введение
Понятие «учебное исследование», признаки. Актуальность ведения исследовательской деятельности в школе. Особенности школьного исследования, отличие от научно-исследовательской работы. Условия ведения учебного исследования. Цели и задачи курса. Виды и типы исследовательских работ школьников. Основные муниципальные, всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
2.Методология научного творчества
Основные понятия учебно-исследовательской работы: гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
3.Тема, цели и задачи учебного исследования
Выбор темы исследования. Актуальные и проблемные темы. Основные требования к выбору темы исследования: актуальность, оригинальность, конкретность, реальность выполнения. Типичные ошибки при формулировке названия работы. Постановка цели и задач исследования. Цель – это формулировка основной проблемы исследования; ответ на вопрос, заданный в названии работы, предвидение результатов исследования. Рекомендации при формулировке цели учебного исследования. Понятие о рабочей гипотезе.
4. Структура учебного исследования
Основные разделы учебного исследования: введение, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения. Типичные ошибки в оформлении работы. Состояние проблемы исследования. Требования к обзору литературы. Список литературы и других источников. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Методы поиска информации. Объём разделов учебного исследования.
5. Объект и предмет исследования
Понятие «объект и предмет исследования». Основные методы учебных исследований: описание, наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент, моделирование. Знакомство с логическими законами и правилами: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Понятие о выборке исследования.
6. Статистическая обработка результатов исследований
Основные статистические показатели и их оформление. Составление графиков, таблиц, диаграмм. Статистические характеристики. Основные статистические показатели: ряд, среднее арифметическое, мода, отклонение, вариация, ошибка. Достоверность, значимость результатов. Требование, предъявляемое к обработке и представлению результатов.
7. Представление результатов исследования
Обсуждение итогов исследования. Основные требования к графическому материалу: таблицы, графики, диаграммы. Обсуждение результатов. Требования к формулировке выводов. Стиль изложения выводов.
8. Оформление работы
Правила оформления исследовательских работ: шрифт, поля, интервал, абзац, объём работы и т.д. Соблюдение орфографического режима. Нормы языкового общения. Особенности научного стиля изложения. Требования к оформлению списка литературы.
9. Доклад и презентация
Подготовка к публичному представлению учебного исследования. Критерии оценивания исследовательских работ. Критерии оценки выступления на конференциях. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Советы докладчику. Рекомендации к защите. Подготовка презентации с применением мультимедийного проектора. Требование к презентации. Примерный порядок показа слайдов.
Учебно-тематическое планирование
тема занятия | кол-во часов | форма занятия | |
групповая работа | индивидуальная работа | ||
1.Вводное занятие. Интеллектуальная игра « О, сколько нам открытий чудных…» | 1 | игра | |
2.Цели и задачи курса. Виды исследовательских работ. | 1 | лекция | индивидуальное консультирование |
3.Методология научного творчества | 2 | Практическая работа в парах. Самостоятельная работа с научной литературой: словарями, энциклопедиями, справочной литературой. Составление тезауруса. | |
4. Выбор темы, формулировка цели и задач исследования | 2 | практикум | Формирование исследовательских интересов |
5. Структура учебного исследования | 2 | групповая работа | Составление индивидуального плана, учебного контракта |
6. Объект и предмет исследования. Методы исследования. | 2 | лекция, опорный конспект | Работа по индивидуальному плану |
7. Статистическая обработка результатов исследования | 2 | лекция, опорный конспект | Работа по индивидуальному плану |
8. Представление результатов исследования | 1 | практикум | Работа по индивидуальному плану |
9. Оформление работы | 1 | лекция | Работа по индивидуальному плану |
10.Доклад и презентация | 2 | лекция, опорный конспект | Работа по индивидуальному плану |
11.Итоговое занятие | 2 | Групповая или индивидуальная защита | Работа по индивидуальному плану |
итого | 18 |
Формы контроля по данному курсу
Оперативный контроль промежуточных результатов исследования (согласно индивидуальному плану работы); промежуточный контроль и самоконтроль результатов практических занятий (по учебному плану программы); объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к публичной защите работы и опубликованию.
Литература для учителя
1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
2.Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск З // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»., 2003.
3. Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» .//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.
4. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Москва учеб.», 1996.
5.Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Ответственный редактор Л.Е. Курнецова.—.М.: Центр «Школьная книга», 2002.
Литература для учащихся
1.Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. — М.: Просвещение, 1994.
2. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, МИ. Панов и др. — М.: дрофа, 1995.
3.Никольская И.Л., Семенов Е.Е.. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. Для учащихся 6-10 классов. - М.: Просвещение,1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»
Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...
Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"
Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....
Программа элективного курса по английскому языку «Путь к успеху. Подготовка к ЕГЭ».
ээлективный курс для 11 класса по английскому языку...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...
Программа элективного курса для педагогов-психологов школ "Мой выбор-жизненный успех".
Элективный курс «Мой выбор - жизненный успех.», состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая ...