Проект "Одаренные дети"
проект на тему
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odarennye_deti.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на педагогическом совете МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» | Утверждаю: Директор МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» _________/Фомина Н.А./ 10.09. 2016 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Проект «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Содержание
- Паспорт проекта
- Актуальность Проекта
- Цель и задачи Проекта
- Этапы реализации Проекта
- Концепция Проекта
- Основные направления реализации Проекта
- Система мероприятий в рамках реализации проекта
- Модель образовательного пространства, способствующего выявлению и успешному развитию одарённых и талантливых детей
- Механизм управления процессом выявления и развития талантливых и одарённых детей
- Система показателей по оценке достижения цели проекта
- Ресурсы
- Ожидаемые результаты реализации проекта
- Возможные риски, способы их предупреждения и минимизации
- Литература
I. Паспорт проекта
Наименование Проекта | «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы» |
Правовая основа Проекта |
|
Разработчики Проекта | Корунова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР; Морозов Сергей Владимирович, руководитель проекта «Одарённые дети» (2014-2017г.г.). |
Исполнители Проекта | педагогический коллектив школы МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ», педагоги учреждения, обучающиеся, родители (законные представители) |
Цель Проекта | создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС. |
Задачи Проекта |
|
Сроки реализации Проекта | 1 этап (подготовительный) (сентябрь - декабрь 2014г.) 2 этап (организационно-практический) (2015 – 2016г.г.) 3 этап (рефлексивно-аналитический) (апрель-май 2017 г.) |
Планируемые результаты реализации Проекта |
Проект «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы» даст возможность: - обеспечить сохранение и поддержку индивидуальности каждого талантливого и одарённого ребенка; -обеспечить сохранение и укрепление физического и психического талантливых и одарённых здоровья детей, эмоционального благополучия и их безопасности; -обеспечить развитие талантливого и одарённого ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой. |
Показатели эффективности реализации Проекта | 1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей. |
Система организации контроля за исполнением Проекта | Контроль за ходом реализации Проекта осуществляют:
Администрация: - анализируют ход выполнения плана действий (дорожной карты) по реализации Проекта, вносят предложения по его коррекции; - осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Проекта; - координирует взаимодействие, участников инновационного процесса, заинтересованных общественных организаций по реализации Проекта; - ежегодно информирует родителей и общественность о выполнении Проекта (через родительские собрания, сайт школы). |
II. Актуальность Проекта.
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития
Выготский Л.С.
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новый ФГОС.
Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.
Как справляется с этой задачей наша школа?
МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» представляет собой массовую общеобразовательную среднюю школу, доступную всем слоям населения, обеспечивающую государственный стандартизированный минимум с дополнением в виде платных педагогических услуг.
Школа богата своими традициями и высокими результатами образовательной деятельности.
Образовательное пространство нашей школы соответствует социальному заказу и способствует самоопределению школьников.
На базе школы функционируют кружки дополнительного образования различных направлений: эстетическое, спортивное, гуманитарное. Школьники ежегодно занимают призовые места в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.
Таким образом, отличительной особенностью нашей школы является интеграция урочной и внеурочной деятельности, общего образования с дополнительным.
Педагогический коллектив на 92% состоит из учителей высшей и первой категории, работает на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребёнку, поэтому в школе много отличников, выпускников, отмеченных золотыми и серебряными медалями, победителей районных и республиканских олимпиад. Ежегодно в школе в среднем 5 человек входят в десятку победителей олимпиад разного уровня, много участников и призёров городских конференций и конкурсов. Кроме своих ресурсов, школа активно использует возможности внешней среды, сотрудничая с учреждениями дополнительного образования и другими образовательными и общественными учреждениями района.
В системе развивается информационное пространство школы: активно используются информационно-коммуникационные технологии (используют 67% педагогов), проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися ведут 90% учителей.
Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков данного проекта, показал, что школой накоплен значительный положительный опыт в работе с талантливыми и одарёнными детьми, который способствует конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день в МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» сложилась и успешно развивается своя система работы по выявлению и развитию талантливых и одарённых детей, основанная на собственных традициях и достижениях современной науки.
Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей есть и некоторые проблемы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, недостаточен уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности. Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал талантливых и одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства школы и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки талантливых и одаренных детей.
III. Цель и задачи Проекта
Цель Проекта:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи Проекта:
- Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
- Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.
- Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы, системно-деятельностного подхода и интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе.
- Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.
- Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.
IV. Этапы реализации Проекта
1 этап (подготовительный) (сентябрь - декабрь 2014г.) | Содержание: изучение социального запроса и степени готовности всех участников ОП, анализ условий, планирование, определение сфер совместной деятельности, формирование нормативно-правовой базы, системы мониторинга, повышение квалификации педагогов. Внесение дополнений в Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы о премировании учителей за результативную деятельность. |
2 этап (организационно-практический) (2015 – 2016 г.г.) | Содержание: нормативно-правовое, программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение Проекта, анализ планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. Организация деятельности творческих групп по реализации проекта, корректировка подпроектов, и анализ результатов, полученных от их реализации, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и одарённых обучающихся, мониторинг всех видов результатов обучающихся, мониторинг эффективности, условий реализации проекта, распространение опыта работы учителей на различных уровнях, участие в школьных, городских и областных проблемно-творческих группах, организация преемственности между ступенями школы по вопросам одарённости. |
3 этап (рефлексивно-аналитический) (апрель-май 2017 г.) | корректировка проекта на основе рефлексивного анализа, определение перспективные направлений, обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций, информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта. |
V. Концепция Проекта
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко». Какой будем придерживаться мы и почему?
На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
- дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в рамках интегрированных курсов (например, музыкального направления) мы можем утверждать, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
При выявлении одаренных детей мы будем учитывать:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками
ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Мы будем руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В соответствии с требованиями федеральной концепции использовать:
- Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов..
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.
В рамках реализации инновационного Проекта перед педагогами школы поставлена задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
VI. Основные направления реализации Проекта:
- координационно-аналитическое
- диагностическое
- кадровое
- развивающее
- информационное
В рамках направлений предстоит решение следующих задач:
VII. Система мероприятий в рамках реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Предполагаемый результат | |
1. Организационно - управленческая деятельность | |||||
1.1. | Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта
| В течение года | Администрация, педагогический коллектив. | Пакет нормативных документов, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня. | |
1.2. | Создание развивающей среды.
| В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Образовательная среда, благоприятная для эффективного развития талантливых и одарённых детей | |
2. Аналитико-методическая деятельность | |||||
2.1 | Выявление дефицитов дидактических материалов по организации деятельности обучающихся по трём уровням | Июнь-август | Руководители МО, зам.директора по УВР | Перечень выявленных дефицитов | |
2.2. | Разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам | Один раз в полугодие | Руководители МО, зам.директора по УВР | Банк дидактических материалов | |
2.3. | Разработка содержания программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта | Август-сентябрь | Учителя-предметники | Банк программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта | |
2.4. | Создание банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка | Каждую четверть и по итогам учебного года | Зам.директора по УВР, классные руководители , учителя – предметники | Банк диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка | |
2.5. | Создание методических рекомендаций для педагогов области по вопросам одарённости в рамках реализации проекта | Август-сентябрь | Администрация, педагогический коллектив | Сборник методических материалов (публикация) | |
2.6 | Разработка индивидуальных образовательных траекторий | Май-август | Зам.директора по УВР, классные руководители , учителя – предметники | Индивидуальные маршруты развития для обучающихся | |
2.7 | Разработка дистанционных образовательных курсов, в том числе с применением скайп-технологий | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители творческих групп | Система виртуальных занятий. Публикация в сети «Интернет». | |
3. Взаимодействие с родительской общественностью | |||||
3.1. | Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.) | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Открытость образовательного процесса | |
3.2. | Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Определение социального заказа | |
3.3. | Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности образования талантливых и одаренных детей | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Участие родителей в процессе развития талантливых и одарённых детей | |
3.4. | Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Система социальных интегрированных проектов | |
4. Создание условий для здоровьесбережения талантливых и одарённых детей | |||||
4.1. | Анализ заболеваемости обучающихся и выявление причин | По полугодиям и за год | Мед. Работник | Карта здоровья | |
4.2. | Изучение факторов создания здоровьесберегающей среды с целью рациональной организации образовательной деятельности и снижения перегрузок обучающихся | В течение года | Администрация, педагоги-психологи, мед. Работник | Рекомендации для педагогов | |
4.3. | Использование различных форм организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности | В течение года | Педагогический коллектив | Отсутствие перегрузки обучающихся | |
4.4. | Осуществление контроля за выполнением требований СанПиН | В течение года | Администрация | Соблюдение требований СанПиН | |
4.5 | Обеспечение психолого-педагогической поддержки талантливых и одарённых детей | В течение года | Педагоги-психологи | Снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации | |
5. Создание развивающей среды | |||||
5.1. | Расширение сети предпрофильного и профильного образования (элективные куры, факультативы) с возможностью организации социальных проб | Июнь- сентябрь | Администрация, педагогический коллектив, учреждения – социальные партнёры | Развитая сеть предпрофильного и профильного обучения | |
5.2. | Развитие содержания и качества образования путем реализации системно-деятельностного подхода | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Развитие предметных и метапредметных компетенций обучающихся | |
5.3. | Созданий условий для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся | В течение года | Администрация, педагогический коллектив | Индивидуализация образовательного процесса | |
5.4. | Формирование банка методической, информационной литературы | В течение года | Методические объединения, библиотечный работник | Банк методической, информационной литературы | |
5.5. | Формирование банка электронных ресурсов | В течение года | Методические объединения, руководитель ресурсного центра, координатор проекта «Развитие информационного пространства школы» | Банк электронных ресурсов | |
5.6. | Расширение интеграционных возможностей урочной и внеурочной деятельности за счёт привлечения дополнительных ресурсов | В течение года | Администрация, руководители МО | Обновление банка интеграционных программ | |
6. Мониторинг развития личности талантливых и одарённых детей | |||||
6.1. | Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители МО | Диагностические карты оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности | |
6.2. | Использование диагностического инструментария «Творческая инициатива на уроках» | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители МО | Развитие творческой инициативы на уроках | |
6.3. | Использование диагностического инструментария по развитию творческих способностей с помощью дидактических сказок | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители МО | Развитие творческих способностей | |
6.4. | Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители МО | Карты наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы | |
6.5. | Создание карт оценки проектно-исследовательских работ обучающихся | В течение года | Администрация, координатор проекта | Карты оценки проектно-исследовательских работ обучающихся | |
6.6 | Совершенствование системы «Портфолио» | В течение года | Классные руководители | Портфолио обучающихся | |
6.7 | Мониторинг результативности реализации проекта (педагогический и психологический) | В течение года | Администрация, педагоги-психологи | Положительная динамика результативности ОП | |
6.8 | Мониторинг ресурсного обеспечения проекта | В течение года | Администрация | Укрепление и развитие материально –технической базы, кадрового состава | |
7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение | |||||
7.1. | Укрепление материально-технической базы:
| В течение года | Администрация, координатор проекта, Классные руководители | Оптимальная материально-техническая база для развития талантливых и одарённых обучающихся | |
7.2. | Стимулирующие выплаты педагогам и обучающимся за результативное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п. | В течение года | Администрация | Эффективная мотивационная система | |
7.3. | Автоматизированные рабочие места заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, библиотекаря, учителей-предметников. | Администрация, координатор проекта, Классные руководители | Эффективная и мобильная организация образовательного процесса | ||
8 Прогностические направления деятельности | |||||
8.1 | Организация пришкольного каникулярного образовательно-оздоровительного лагеря для талантливых и одарённых детей | Администрация, | Пришкольный каникулярный образовательно-оздоровительный лагерь для талантливых и одарённых детей | ||
8.2 | Организация школы выходного дня для талантливых и одарённых детей | Админист координатор проекта, Классные руководители рация, | Школа выходного дня, где происходит общение с талантливыми специалистами-профессионалами |
VIII. Модель образовательного пространства, способствующего выявлению и успешному развитию одарённых и талантливых детей
Нами предлагается следующая модель выявления и развития одаренных детей в зависимости от вида одаренности:
Модель выявления одаренных детей в образовательном учреждении.
Как видно из схемы, к работе по выявлению талантливых и одаренных детей привлекаются не только педагоги школы, но и, в соответствии с программой интеграции, представители учреждений – социальных партнёров, родительской общественности.
С целью систематизации информации об одаренных детях в школе формируется и систематически обновляется банк данных, кроме того, педагоги используют инновационную педагогическую технологию «Портфолио».
Результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Для развития каждого вида одаренности нами предлагается модель, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, позволяющая обучающимся выбирать готовую образовательную программу, в зависимости от своих способностей и предпочтений, или в сотрудничестве с педагогом моделировать индивидуальную образовательную траекторию.
Образовательное пространство смоделировано на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, объединении ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, вузов и других учреждений - социальных партнёров.
Внутришкольная среда, интегрирующая урочную и внеурочную деятельность, представлена следующими структурными единицами:
- научным обществом учащихся. НОУ объединяют высокомотивированных обучающихся, способных к самообразованию, одарённых особым пытливым умом исследователя, и являются центром научно-исследовательской, проектной деятельности;
- мобильные творческие объединения (группы), сочетающие в себе разные направления особой (специальной) одарённости. Занятия в таких объединениях позволяют сотрудничать на содержательном уровне учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам, вожатым со специалистами дополнительного образования, студентами и педагогами вузов.
Внешняя среда – это родители, наши социальные партнёры:
- дошкольные образовательные учреждения;
- центры дополнительного образования;
- учреждения культуры и спорта;
- учреждения образования и науки;
- учреждения здравоохранения и специальной поддержки;
- учреждения МВД и министерства обороны;
- интернет-сообщества.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагоги-психологи, медицинский работник.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Сопровождение одаренных детей осуществляется на двух уровнях:
- класса;
- школы;
Школа работает в режиме здоровьесбережения, поэтому основным направлением психолого-педагогического сопровождения развития талантливых и одарённых обучающихся является сохранение и укрепление здоровья. В рамках этого направления можно выделить основные задачи:
∙ развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
∙ формирование установок на здоровый образ жизни;
∙ профилактика школьного и дорожного травматизма.
Для решения этих задач активно используются интерактивные виды деятельности: практические семинары, тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.п.. Разработана система поощрения обучающихся за результативное участие в мероприятиях – конкурсах разного уровня.
Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2) создание информационной среды для родителей;
3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;
4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.
Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, дистанционные занятия, консультации педагога-психолога, научно-практические конференции. Большим подспорьем станет электронный дневник и школьный сайт. Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.
Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:
- комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);
- создание системы консультаций, семинаров, тренингов;
- создание психолого-педагогический условий для развития профессионального мастерства; демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы; профессиональная, постпрофессиональная подготовка;
- специфика образовательной инфраструктуры.
IX. Механизм управления процессом выявления и развития
талантливых и одарённых детей
Особое значение при реализации Проекта приобретает решение проблемы управления процессом развития талантливых и одаренных детей. Основные механизмы:
- координация работы с одаренными детьми;
- создание ресурсного центра (соорганизация ресурсных возможностей школы с возможностями учреждений дополнительного образования детей, высших учебных заведений и других учреждений – социальных партнёров, открытие экспериментальной площадки по работе с талантливыми и одаренными детьми и др.;
- нормативно-правовое обеспечение поддержки талантливых и одаренных детей, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах для детей, а также должностных обязанностей педагогов, ведущих данную работу, определение норм нагрузки при организации индивидуальной работы с талантливыми и одаренными детьми и др.;
- финансовое обеспечение работы с талантливыми и одаренными детьми
Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы, Заместитель директора по УВР,заместитель директора по ВР |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по УВР.
Заместитель директора по ВР
|
Педагоги школы | Реализация образовательного процесса на основе интеграции Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Классные руководители, Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Учреждения – социальные партнёры | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы и города. | Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города, высших учебных заведений, специализированных учреждений |
X. Система показателей по оценке достижения цели проекта
Критерии | Показатели | Методы диагностики |
Самооценка личности |
|
|
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса процессом развития талантливых и одаренных детей в школе |
|
|
Конкурентоспособность талантливых и одаренных обучающихся |
|
|
XI. Ресурсы
Для получения ожидаемых результатов и успешной реализации инновационного проекта в системе работы с талантливыми и одаренными детьми необходимы следующие ресурсы.
Организационные: Администрация, педагогический совет, предметные методические объединения, методические объединения классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Кадровые: руководитель проекта, заместители директора по УВР, ВР, заведующие МО, руководители методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагоги-психологи.
Материально-технические: автоматизированные рабочие места заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, библиотекаря, учителей-предметников, мультимедийное оборудование, в том числе для дистанционного обучения, «мобильные классы», студийное оборудование (звуковая и цифровая техника); программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы, многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер), профессиональная музыкальная аппаратура, многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер).
Финансовые: повышение квалификации учителей по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных и высокомотивированных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары); совершенствование материально-технической базы; поддержка детей, достигших высоких образовательных результатов (премии, стипендии), педагогов, обеспечивающих реализацию проекта за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, грантов.
XII. Ожидаемые результаты реализации проекта
- развитие информационного пространства школы;
- внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
- положительная динамика в развитии способностей школьников и, как следствие, их успешная социализация;
- развитие интеграционного пространства школы, сетевого взаимодействия и повышение качества образовательного процесса в целом;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;
- пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях;
- издание сборника лучших работ обучающихся, сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.
XIII. Возможные риски, способы их предупреждения и минимизации
Возможные риски | Меры по предупреждению и минимизации |
Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся. | 1. Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости, их корректировка. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования. 3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка. 4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка. 5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей предметной области. |
Неправильные действия субъектов образовательного процесса в рамках проекта, вследствие чего может произойти снижение значимости данной работы среди родителей, педагогов и обучающихся. | 1. Совершенствование системы взаимодействия педагогов с одаренными детьми. 2. Оптимизация деятельности педагогов по формированию положительной мотивации обучающихся. 3. Постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.
|
Возрастание учебной нагрузки обучающихся при реализации проекта, что может привести к отрицательной динамике в состоянии здоровья ребёнка (зрение, осанка, угроза виртуальной зависимости). | 1. Активизация работы по проекту «Школа здорового образа жизни», корректировка проекта.
|
XIV. Литература
- Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"
- Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
- Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
- Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...