Интегрированный урок "Сила слова" (ОДНКНР + информатика)
методическая разработка (5 класс) на тему
Урок общеметодологической направленности, целью которого является формирование ценностного отношения к основным нравственно-этическим категориям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_slova.pptx | 668.17 КБ |
odnknr_5_sila_slova_urok.docx | 22.17 КБ |
dialogi.docx | 14.7 КБ |
povar_i_tsar_skazka.docx | 12.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
13.03.18 ОДНКНР+Информатика_5 «а» класс Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро ! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро приветливым лицам!
В мире мудрых мыслей Заживает …………, нанесённая …………….., вновь поднимается ………, вырубленный ………….., но не заживает ……….., нанесённая злым ……………… . (Индийское изречение) рана рана лес топором стрелой словом рана стрелой лес топором рана словом
13.03.18 ОДНКНР+Информатика_5 «а» класс СИЛА СЛОВА Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесённая злым словом . (Индийское изречение)
Мысли вслух… Диалоги для размышления Почему дети обманывают? (Разговор отца с сыном) А у нас настоящая семья? (Разговор матери с дочерью) (кн. «Вершины мудрости», с. 395 – 396, 399 – 400)
Что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? Существуют ли ЗАКОНЫ общения? Культура речи – это ….. . (Толковый словарь) Обсуждаем, предлагаем…
Повар и царь Молдавская сказка «Язык всё может – царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!» «Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир !» (кн. «Вершины мудрости», с. 222 – 223) Узелки на память
В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Деятели государства, политики)
В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Классики русской литературы)
В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Народная мудрость)
Почему люди засоряют свою речь, и как с этим бороться? О какой речи говорят, что она пуста? Чем настоящее общение отличается от болтовни? Что означает выражение «найти общий язык»? Доброта – это язык, который могут слышать глухие и видеть слепые . (М.Твен) Предлагаем разобраться! Домашнее задание
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь . ( Народная мудрость ) Мысли вслух… Или КАЖДЫЙ выбирает для себя «+» «-»
«…Есть слова – словно раны, Слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, И предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.» (Вадим Шефнер , 1956 г.) Вместо заключения…
Предварительный просмотр:
«Педагогический марафон – 2018»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Сила слова
Тип урока: Урок общеметодологической направленности (урок применения предметных знаний, умений, навыков) / Интегрированный: ОДНКНК + Информатика
Цели: Формирование ценностного отношения к основным нравственно-этическим категориям. (Общая)
- Предметные:
- Актуализация знаний учащихся и понимания ими основных нравственно-этических категорий;
- Понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
- Метапредметные:
- Совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.
- Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
- Личностные:
- Формирование культуры общения, выработка личной позиции по теме урока.
- Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
- Развитие умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях.
- Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.
Межпредметные связи, жизненные задачи:
- Русский язык (работа с терминами и понятиями)
- Литературное чтение (работа с текстами: диалоги, сказка)
- Информатика (поиск информации)
- Поиск компромиссов в жизненных ситуациях (общение в семье и со сверстниками)
За каждое своё слово
ты несёшь ответственность,
ибо слово обладает огромной силой.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
| |
- Стих-приветствие Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Мы же вам скажем: «Добрый ДЕНЬ вам, друзья!» Урок наш сегодня (как обычно) начну для вас я! - Подводящий диалог | - Работа с эпиграфом, выход на тему и цели урока
|
| |
- Мотивирует деятельность учащихся, направляет, комментирует по необходимости, контролирует время на выполнение задания Как часто мы не задумываемся над тем, что говорим и как говорим. Но ведь наши слова имеют огромную силу не только на нас самих, но и на окружающих. Не задумывались?! Тогда представьте на минутку, что вы стали свидетелями разговора продавца и покупателя, врача и больного, кондуктора и пассажира… А, может, дома вас что-то «зацепило»?! | - Составляют диалоги, разыгрывают, обсуждают, сравнивают с образцом, оценивают свою работу Отец: Почему ты нас постоянно обманываешь? Сын: Боюсь, что вы будете меня ругать, и не хочу вас расстраивать. Отец: Нас больше расстраивает твоё враньё. Когда человек обманывает родных, он проявляет неуважение по отношению к ним. Сын: Но вы сами виноваты в том, что я обманываю. Вы всегда на меня кричите, когда я делаю что-то не то. Отец: Если очень переживаешь за своего ребёнка, трудно держать себя в руках. Мы тебя ругаем, потому что беспокоимся и хотим, чтобы ты стал лучше. Сын: Я это понимаю. Но от вашего крика ещё хуже становлюсь. Отец: Как мы должны с тобой разговаривать, чтобы помочь тебе? Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение. Дочь: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать. Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче. Дочь: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня. Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упрёков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах. Дочь: Не всем можно делиться с родителями. Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всём и ничего не бояться. Дочь: А у нас настоящая семья? - Выходят на проблему / Культура речи, законы общения - Поиск информации, обсуждение - Работа со сказкой (кн. «Вершины мудрости», с. 222 – 223) - Узелки на память: «Язык всё может – царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!» «Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!» - Неделя русского языка и культуры / Необходимо оформить лестничный марш «Вершины мудрости» высказываниями о силе слова (на выбор)
- Обосновать свой выбор |
| |
- В процессе каждого задания! (каждая группа самостоятельно по образцу) - Итоговая рефлексия каждой группы | |
|
|
«…Есть слова – словно раны, Слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, И предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.» (Вадим Шефнер, 1956 г.) | - 2 вопроса (на выбор) для рассуждения. |
Предварительный просмотр:
Слайд … Мысли вслух. Умеем ли мы радоваться? (Разыгрываем диалог)
Пессимист: Как тоскливо. Один день похож на другой. Те же лица, те же события…
Оптимист: Разве один день похож на другой? Посмотри, сегодня дождик всё умыл, воздух чистый, небо светлое. И на душе от этого светлее.
Пессимист: Я не могу радоваться небу и дождику, у меня столько забот!
Оптимист: Заботы уходят, если человек умеет радоваться. Солнцу и теплу, дождику и цветку.
Пессимист: Дождик ценишь в засуху, цветок – после долгой зимы. Когда всё есть, это трудно ценить.
Оптимист: Жаль, что в семье люди тоже привыкают друг к другу и перестают замечать любовь и заботу.
Пессимист: Иногда забота близких очень надоедает.
Оптимист: А в детском доме дети мечтают хотя бы о капельке родительской любви.
Пессимист: Я же не в детском доме живу.
Оптимист: Неужели надо лишиться семьи, любви, здоровья, чтобы понять, как это дорого.
Пессимист: Я бы хотел понять это сейчас, но как?...
Заживает …………….., нанесённая …………………,
вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,
но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .
(Индийское изречение)
Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.
Почему дети обманывают? (Разыгрываем диалог)
Отец: Почему ты нас постоянно обманываешь?
Сын: Боюсь, что вы будете меня ругать, и не хочу вас расстраивать.
Отец: Нас больше расстраивает твоё враньё. Когда человек обманывает родных, он проявляет неуважение по отношению к ним.
Сын: Но вы сами виноваты в том, что я обманываю. Вы всегда на меня кричите, когда я делаю что-то не то.
Отец: Если очень переживаешь за своего ребёнка, трудно держать себя в руках. Мы тебя ругаем, потому что беспокоимся и хотим, чтобы ты стал лучше.
Сын: Я это понимаю. Но от вашего крика ещё хуже становлюсь.
Отец: Как мы должны с тобой разговаривать, чтобы помочь тебе?
Настоящая семья (Разыгрываем диалог)
Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.
Дочь: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.
Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.
Дочь: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.
Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упрёков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.
Дочь: Не всем можно делиться с родителями.
Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всём и ничего не бояться.
Дочь: А у нас настоящая семья?
Заживает …………….., нанесённая …………………,
вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,
но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .
(Индийское изречение)
Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.
Заживает …………….., нанесённая …………………,
вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,
но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .
(Индийское изречение)
Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.
Заживает …………….., нанесённая …………………,
вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,
но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .
(Индийское изречение)
Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.
Заживает …………….., нанесённая …………………,
вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,
но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .
(Индийское изречение)
Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.
Предварительный просмотр:
Повар и царь (Молдавская сказка)
Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей, королей и советников разных на честной пир с музыкантами.
За три дня до пира вызвал царь к себе повара, дал ему денег и приказал пойти на базар и купить там самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья.
Пошёл повар на базар, накупил там языков на все деньги, принёс на кухню, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.
Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами и приказал подавать кушанья.
Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык, и приказал царь следующее блюдо нести.
А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга - почему им подают только блюда из языка? Может, такой здесь обычай?
Съели гости, что подано, и ждут, чего ещё подадут.
Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принёс язык!
- Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? - спрашивают гости.
Призвал царь повара:
- Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что только есть на свете?! А повар отвечает:
- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть лучше и дороже языка? Язык всё может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!
Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом поговорили между собой и решили так: пусть повар ещё раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть.
Пошёл повар и принёс с базара... язык!
Говорит ему царь:
- Разве не приказал я тебе купить самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:
- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить - и дружбу, и согласие, и мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок ОБЖ и информатики
урок проведён в форме заочной экскурсии. урок вели два учителя. проведён в 3 классе....
Интегрированный урок технологии и информатики"Исследование комплексного меню завтрака(ужина)"
Обобщающий урок по блоку:"Технология оработки пищевых продуктов.Электронные таблицы(бфзовый курс"...
Интегрированный урок (латинский язык + информатика) по теме "Мы учимся не для школы, а для жизни"
Формирование информационной культуры учащихся, внимательности при работе с иноязычным текстом, аккуратности, усидчивости, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся....
КВН для интегрированного урока Английский язык-Информатика
Интегрированный урок английского языка и информатики в виде КВНа был очень интересен ученикам и дал понять, что информационные технологии всё глубже проникают во все предметы школьной программы и орга...
методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"
lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...