Элективный курс "Люди, изменившие мир"
элективный курс по истории по теме

Разработка элективного курса "Люди, изменившие мир", имеющая рецензию Института непрерывного педагогического образования (2004) г. Набережные Челны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Люди, изменившие мир.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Согласовано                                                                            Утверждено

с ИНПО                                                                                    на заседании  

                                                                                                  методсовета школы

                                                                                      Протокол № 1 от 15. 09. 04.

Программа элективного курса

по истории:

«Люди, изменившие мир»

Разработал

Учитель истории

ГОУ «СОШ № 12»

Гафуров М.Р.

г. Набережные Челны

2004г.

Пояснительная записка

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое, к сожалению, мы знаем поверхностно.

Давно замечено, что история, как и любая другая наука, имеет свои особенности, развивается по определенным законам, которые учитывают все: от элемента случайности до причинно-следственной связи. Поэтому стремление познать прошлое, каким-либо образом попытаться спрогнозировать те или иные события, происходящие сегодня, но имевшие свои аналоги раньше, вызывает у ребят жажду поиска, неподдельный интерес и стремление применить полученные знания в наши, далеко не простые дни.

Место курса «Люди, изменившие мир» в исторической науке. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, политологического, экономического, культурологического, географического характера.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а, следовательно, сделать обучение более интересным для них и, соответственно, получить более высокие результаты.

Цели и задачи курса. Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:

  1. ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания, полнее осознать значение истории для личности и общества, закрепить интерес к гуманитарному и социальному знанию;
  2. развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более широком плане социальной информацией, решать творческие задачи;
  3. совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию;
  4. сформировать и закрепить мотивацию выбора истории и других гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.

Категория учащихся. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Актуальность программы. Определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы, связанные с формированием исторической личности и ее деятельностью, оказавшей существенное влияние на мировой ход истории.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  1. системность
  2. целостность
  3. объективность
  4. научность
  5. доступность для учащихся основной школы
  6. реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного материала содержания программы за 17 часов

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, а также отбором материала в соответствии с задачами предпрофильного обучения.

Систематичность материала – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Методы преподавания. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса:

  1. проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  2. самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся (сообщение новых знаний не должно стать самодовлеющим, превратить занятия в сухой лекционный курс);
  3. использование материалов, содержащих разные версии и интерпретации событий, проблем, дискуссионных вопросов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

лекция

семинар

круглый стол

1

Введение. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха.  

2

2

-

-

2

Выдающиеся личности Древнего мира.

2

1

1

-

3

Вершители судеб Средневековья.

2

1

1

-

4

Кто делал Новое время.

5

1

4

-

5

Личности в новейшее время.

5

1

4

-

6

Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю?

1

-

-

1

7

Всего

17

6

10

1

 

Содержание курса

Тема №1. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха. Понятие исторической личности, ее роль в развитии исторического процесса.

Тема №2. Выдающиеся личности Древнего мира. Личности Древнего мира: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Октавиан Август, и так же древнегреческих ученых Сократ, Платон, Аристотель, и их роль в истории.

Семинар № 1 «Люди, изменившие древность». Учащиеся защищают заранее подготовленные ими работы (рефераты, доклады, сообщения) по данной теме.

Тема №3. Вершители судеб Средневековья. Вершители судеб средневековых государств, а именно Мухаммед, Карл Великий, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, Чингисхан и др.

Семинар № 2 «Люди, изменившие мир средневековья». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №4. Кто делал Новое время. Личности, изменившие ход истории в Новое время: Христофор Колумб, Леонардо да Винчи, Иван IV Грозный, кардинал Решелье, Оливер Кромвель, Ульям Шекспир, Петр I Великий, Екатерина II, Наполеон I и др.

Семинар № 3-6 «Люди, изменившие Новое время». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №5. Личности в новейшее время. Личности, внесшие в историю ХХ века наибольший вклад: В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, У. Черчилль, Ш. дл Голль, Ф.Д. Рузвельт и др.

Семинар № 7-10 «Люди, изменившие современность». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №6. Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю? Это последнее итоговое занятие, на котором подводятся итоги всех предыдущих тем. Проводится в форме дискуссии (круглый стол). Учащиеся, опираясь на полученные данные, пытаются сделать вывод о том, кто же все-таки является «локомотивом истории» - личность или массы.

Литература для учителя

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.

2. Верт Н. История Советского государства. - 1900-1991г.г. М.,1992.

3. Всемирная история. М., 1957 Т. 1-5  

4. Греков Б.А. Киевская Русь. - М.: Госполиздат, 1953.

5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1964.

6. Карамзин Н.М. История Государства российского в двенадцати томах.                        М., 1988-1989.

7. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М.: Мысль, 1987-1990.

Литература для детей

1. Древний Рим. Книга для чтения/ Под ред. Д.П. Каллистова и С.П. Утченко. – М., 1969.

2. Древняя Греция. Книга для чтения/ Под ред. С.П. Утченко. М., 1974.    

3. Занимательные греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху. – М., 1968.

4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992.

5. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVI-XVII в. М., 2002.

6. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XIХ в. - М., 2002 г.

7. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVIII в. - М., 2002.

Приложение №1.

Примерная тематика докладов учащихся:

1. Александр Македонский – владыка мира.

2. «Платон мне друг, но истина дороже».

3. Человек, подаривший миру ислам.

4. Заслуживает ли Ярослав прозвище «Мудрый»?

5. Великие гении Возрождения.

6. Иван Грозный. Кто он: великий тиран или реформатор?

7. Что сделал Петр I – загнал Россию в европейский угол или прорубил   окно в Европу?

8. Прав ли Сенат, присвоивший Петру титул Великий?

9. В.И. Ленин - борец за свободу или «злой гений» политики?

10. Ф.Д. Рузвельт – «спаситель нации».

11. Ш. де Голль – создатель современной Франции.  

12. Что дали России реформы Б.Н. Ельцина?

13. В чем загадка В.В. Путина?

14. Кто является «локомотивом истории» - личность или массы?

15. Роль личности в историческом процессе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?

Авторский элективный курс по истории России  в рамках предпрофильной подготовки учащихся  рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю....

Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?

Авторский элективный курс по истории России  в рамках предпрофильной подготовки учащихся  рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю....

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Изменить себя, не изменяя себе

Мотивация на саморазвитие, ориентирования на доровый образжини,профилакика профессионального выгорания....

Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"

Эссе на тему " Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"...

Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"

Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"...