Элективный курс "Люди, изменившие мир"
элективный курс по истории по теме
Разработка элективного курса "Люди, изменившие мир", имеющая рецензию Института непрерывного педагогического образования (2004) г. Набережные Челны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Люди, изменившие мир.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Согласовано Утверждено
с ИНПО на заседании
методсовета школы
Протокол № 1 от 15. 09. 04.
Программа элективного курса
по истории:
«Люди, изменившие мир»
Разработал
Учитель истории
ГОУ «СОШ № 12»
Гафуров М.Р.
г. Набережные Челны
2004г.
Пояснительная записка
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое, к сожалению, мы знаем поверхностно.
Давно замечено, что история, как и любая другая наука, имеет свои особенности, развивается по определенным законам, которые учитывают все: от элемента случайности до причинно-следственной связи. Поэтому стремление познать прошлое, каким-либо образом попытаться спрогнозировать те или иные события, происходящие сегодня, но имевшие свои аналоги раньше, вызывает у ребят жажду поиска, неподдельный интерес и стремление применить полученные знания в наши, далеко не простые дни.
Место курса «Люди, изменившие мир» в исторической науке. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, политологического, экономического, культурологического, географического характера.
Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а, следовательно, сделать обучение более интересным для них и, соответственно, получить более высокие результаты.
Цели и задачи курса. Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:
- ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания, полнее осознать значение истории для личности и общества, закрепить интерес к гуманитарному и социальному знанию;
- развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более широком плане социальной информацией, решать творческие задачи;
- совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию;
- сформировать и закрепить мотивацию выбора истории и других гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.
Категория учащихся. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы. Определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы, связанные с формированием исторической личности и ее деятельностью, оказавшей существенное влияние на мировой ход истории.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность
- целостность
- объективность
- научность
- доступность для учащихся основной школы
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного материала содержания программы за 17 часов
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, а также отбором материала в соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Систематичность материала – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Методы преподавания. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса:
- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся (сообщение новых знаний не должно стать самодовлеющим, превратить занятия в сухой лекционный курс);
- использование материалов, содержащих разные версии и интерпретации событий, проблем, дискуссионных вопросов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
лекция | семинар | круглый стол | |||
1 | Введение. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха. | 2 | 2 | - | - |
2 | Выдающиеся личности Древнего мира. | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Вершители судеб Средневековья. | 2 | 1 | 1 | - |
4 | Кто делал Новое время. | 5 | 1 | 4 | - |
5 | Личности в новейшее время. | 5 | 1 | 4 | - |
6 | Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю? | 1 | - | - | 1 |
7 | Всего | 17 | 6 | 10 | 1 |
Содержание курса
Тема №1. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха. Понятие исторической личности, ее роль в развитии исторического процесса.
Тема №2. Выдающиеся личности Древнего мира. Личности Древнего мира: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Октавиан Август, и так же древнегреческих ученых Сократ, Платон, Аристотель, и их роль в истории.
Семинар № 1 «Люди, изменившие древность». Учащиеся защищают заранее подготовленные ими работы (рефераты, доклады, сообщения) по данной теме.
Тема №3. Вершители судеб Средневековья. Вершители судеб средневековых государств, а именно Мухаммед, Карл Великий, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, Чингисхан и др.
Семинар № 2 «Люди, изменившие мир средневековья». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.
Тема №4. Кто делал Новое время. Личности, изменившие ход истории в Новое время: Христофор Колумб, Леонардо да Винчи, Иван IV Грозный, кардинал Решелье, Оливер Кромвель, Ульям Шекспир, Петр I Великий, Екатерина II, Наполеон I и др.
Семинар № 3-6 «Люди, изменившие Новое время». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.
Тема №5. Личности в новейшее время. Личности, внесшие в историю ХХ века наибольший вклад: В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, У. Черчилль, Ш. дл Голль, Ф.Д. Рузвельт и др.
Семинар № 7-10 «Люди, изменившие современность». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.
Тема №6. Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю? Это последнее итоговое занятие, на котором подводятся итоги всех предыдущих тем. Проводится в форме дискуссии (круглый стол). Учащиеся, опираясь на полученные данные, пытаются сделать вывод о том, кто же все-таки является «локомотивом истории» - личность или массы.
Литература для учителя
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.
2. Верт Н. История Советского государства. - 1900-1991г.г. М.,1992.
3. Всемирная история. М., 1957 Т. 1-5
4. Греков Б.А. Киевская Русь. - М.: Госполиздат, 1953.
5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1964.
6. Карамзин Н.М. История Государства российского в двенадцати томах. М., 1988-1989.
7. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М.: Мысль, 1987-1990.
Литература для детей
1. Древний Рим. Книга для чтения/ Под ред. Д.П. Каллистова и С.П. Утченко. – М., 1969.
2. Древняя Греция. Книга для чтения/ Под ред. С.П. Утченко. М., 1974.
3. Занимательные греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху. – М., 1968.
4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992.
5. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVI-XVII в. М., 2002.
6. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XIХ в. - М., 2002 г.
7. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVIII в. - М., 2002.
Приложение №1.
Примерная тематика докладов учащихся:
1. Александр Македонский – владыка мира.
2. «Платон мне друг, но истина дороже».
3. Человек, подаривший миру ислам.
4. Заслуживает ли Ярослав прозвище «Мудрый»?
5. Великие гении Возрождения.
6. Иван Грозный. Кто он: великий тиран или реформатор?
7. Что сделал Петр I – загнал Россию в европейский угол или прорубил окно в Европу?
8. Прав ли Сенат, присвоивший Петру титул Великий?
9. В.И. Ленин - борец за свободу или «злой гений» политики?
10. Ф.Д. Рузвельт – «спаситель нации».
11. Ш. де Голль – создатель современной Франции.
12. Что дали России реформы Б.Н. Ельцина?
13. В чем загадка В.В. Путина?
14. Кто является «локомотивом истории» - личность или массы?
15. Роль личности в историческом процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?
Авторский элективный курс по истории России в рамках предпрофильной подготовки учащихся рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю....
Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?
Авторский элективный курс по истории России в рамках предпрофильной подготовки учащихся рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю....
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"
Краткое изложение мыслей...
Изменить себя, не изменяя себе
Мотивация на саморазвитие, ориентирования на доровый образжини,профилакика профессионального выгорания....
Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"
Эссе на тему " Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"...
Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"
Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему"...