Диагностика дивергентного мышления Д.Б. Богоявленского
тест на тему

Беспалова Анна Васильевна

диагностика уровня т ворческого мышления у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_myshlenie.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика дивергентного мышления.

(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)

Тест 1. “Заглавие для производителя” – тест дивергентной продуктивности семантических преобразований.

Задача: придумать название.

Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и.т.д)

 Показатели: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность.

Тест 2. “Варианты окончаний”

Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и.т.д

Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная экспрессивность.

Тест 3. “Контекст”

Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях-контекстах. 

Тест 4. “Использование предметов” (варианты употребления) -вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления.

Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Показатели: беглость – суммарное число ответов. За каждый ответ – 1 балл. Все баллы суммируются. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Тест 5. «Заключения».

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция: “Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.”

Показатели: беглость воспроизведения идей – общее число приведенных следствий. 1 ответ (следствие) – 1 балл. Баллы суммируются. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Оригинальный ответ – 5 баллов (один на выборку).

Тест 6. «Выражение»

Задача: придумать предложение из 4-х слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: придумайте предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (испытуемому предъявляются напечатанные на листе буквы). В… М… С… К…

Пример. Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай свои предложения.

Показатели: беглость, число приведенных предложений. Одно предложение – 1 балл. Гибкость – число слов, используемых один раз, в каждом последующем предложении учитывается только то слово, которое не употреблялось испытуемым раннее или не приведено в примере. Число слов, используемых один раз, 1 слово – 0,1 балла. Осмысленность предложений, их законченность, правильность грамматического построения предложения (точность). Оригинальность - для упрощения подсчета данных приводиться объединенный показатель, одно оригинальное, правильное предложение – 5 баллов.

Тест 7. «Составление изображений».

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать -назвать.

Показатели: беглость – гибкость: n1 – число изображенных элементов, 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n2, n3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла. Оригинальность - M1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг "Развитие дивергентного мышления"

План коучинга на тему : "Развитие дивергентного мышления"...

Развитие дивергентного мышления на уроках математики

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию о...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Методическая разработка «Влияние физкультминуток и упражнений для развития дивергентного мышления на усвоение учебного материала у учащихся»

Методическая разработка содержит основные виды физкультминуток, их влияние на организм, а также рассказывает об их необходимости. Кроме того, немаловажным является и развитие ума, или мозга, на заняти...

"Развитие дивергентного мышления школьников на уроках математики"

В современном мире очень важны креативные способы решения проблем, необходимы люди, умеющие мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни, очень важно развивать неординарност...

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностейчеловека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - э...

Урок дивергентного мышления

Конструирование событийного блока-темы...