«Железо – знакомый всем металл…»
план-конспект урока (9 класс) по теме
Интегрированный урок по химии и географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhelezo-znakomyy_vsem_metall.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по химии и географии.
Тема: «Железо – знакомый всем металл…»
Учитель химии высшей квалификационной категории Горбатова Ирина Всеволодовна,
учитель географии Никольская Ольга Александровна.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о железе.
Задачи: Систематизировать свойства простого вещества –железа, познакомиться природными соединениями железа; развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, делать выводы ;воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение.
Оборудование: Карта РФ, проектор.
Демонстрация: Опыты, образцы железных руд, плакаты.
На партах: Контурные карты и атласы, таблица «Содержание железа в продуктах», таблица для заполнения «Металлургические базы России», задание по химии «Допишите уравнения реакций».
На доске: Дата, цитата «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» А.Е. Ферсман.
Ход урока:
- Организационный момент.
Когда закончилось строительство иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощений, как вдруг царь спросил: - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо - храма? …Подозвав к себе каменщика,Соломон спросил:
- Кто делал твой инструмент?
- Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.
- А твой? – спросил царь у плотника.
- Кузнец, не задумываясь, ответил тот.
- А у тебя лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.
-Кузнец.
Тогда царь встал, подошел к угловому столику и вывел на середину зала скромного, закопченного человека в кожаном переднике.
- Вот он, главный строитель храма! – воскликнул Соломон.
Он усадил кузнеца на возвышение рядом с собой….
Вопрос: «Ребята, скажите, пожалуйста, из чего кузнец создал инструменты для мастеров?»
Ответ:Из железа.
Правильно, молодцы. В этой легенде отразилось значение, которое издревле имело железо в жизни человека. Она актуальна и по сей день.
Тема сегодняшнего урока «Железо – знакомый всем металл…»
- Основная часть.
Станция ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ.
Учитель химии:Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения. Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». Железо также обнаружено на Луне, причем в лунном грунте оно присутствует в самородном, не окисленном состоянии, что, очевидно, объясняется отсутствием атмосферы.
Учитель географии: доказано, что огромное количество железа располагается в глубинных слоях Земли, и ядро нашей планеты радиусом около 3000км. Представляет собой сплав железа с никелем.
Учитель химии:В биосфере железо – важнейший биоэлемент. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты. Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащиеся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений. В организме человека железо встречается в виде ионов железа. Оно входит в состав гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно – углекислый газ. Обычно содержание железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико. Без железа не мыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение, строительство железных дорог и мостов, машиностроение, военное дело.
Учитель географии: По запасам в земной коре железо занимает 4 место среди всех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Важнейшим источником железа являются залегающие на поверхности Земли такие минералы, как магнетит, гематит, сидерит. Они составляют основу главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка.Перед вами образцы горных пород. (Демонстрируются руды). Железные руды – это горные породы с содержанием железа от 25 до 50%.
Станция ИСТОРИЧЕСКАЯ.
Учитель химии:Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII-XIX веков. Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливалось оружие воина, предметы домашнего обихода.
Несовершенный способ выплавки железа из руд в древности не позволял железу стать популярным. Для выделения железа из руд самым примитивным способом нужна температура костра, вокруг которого протекала жизнь древних людей. Но железо, полученное в этих условиях, при ковке рассыпалось.
Учитель географии: И только с возникновением сыродутного способа выплавки железа удалось получить металл, пригодный для обработки. Изменилось и стоимость железа: когда начался железный век, этот металл ценился дороже золота. В «Одиссее» говорится, что победителю игр, устроенных Ахиллесом, была назначена награда: кусок золота и кусок железа. С развитием металлургии стоимость железа неуклонно снижалась, но все больше возрастала его роль в жизни человеческого общества. Очевидно, железный век длится и по сей день, т.к. примерно 90% всех используемых человеком сплавов – это сплавы на основе железа.
Учитель химии:Железа выплавляется в мире примерно в 50 раз больше, чем алюминия. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны и в массе – дешевы.
Учитель географии: Сырьевая база этого металла тоже не вызывает опасений: уже разведанных запасов железных руд хватило бы по меньшей мере на два века вперед. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.
Станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.
Учитель географии: Большая часть(около 80%) железных руд добывается открытым способом, т.е. в карьерах. Многие карьеры имеют диаметр 10км. и глубину свыше 100 м.. Добытая руда обогащается на горно-обогатительных комбинатах, где путем отделения пустой породы получают железнорудный концентрат (агломерат) с высоким содержанием железа. Задания по географии (заполняют таблицу):
- Равномерно ли расположены предприятия металлургии по территории России?
- Какие основные базы сформировались на территории России? (Отмечают базы на карте).
- Откуда на эти базы поступает сырье?
- Откуда поступает топливо?
- Назовите крупнейшие центры черной металлургии.
Учитель химии: Ребята, вы поработали с картой, нашли главные месторождения железа, молодцы. А теперь найдите в Периодической системе элемент – железо и дайте характеристику.
А сейчас я предлагаю рассмотреть образцы железа и описать физические свойства.
Ответ обучающихся: Железо – серебристо-белый металл, высокой тепло- и электропроводностью, легко намагничивается и размагничивается.
Станция ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ.
Учитель химии: Итак, вы сказали, что железо обладает магнитными свойствами. Для доказательства посмотрим способ разделение смеси серы с железными опилками магнитом.
Железо является металлом средней активности.
Химические свойства Железа. Оно взаимодействует
- с кислородом.
- с хлором.
- с водой.
- с серой.
- с солями.
-с кислотами. Допишите уравнения реакции (задания на листочках).
ВНИМАНИЕ!!! Концентрированные АЗОТНАЯ и СЕРНАЯ кислоты пассивируют железо. (Взаимопроверка, поставить оценку соседу). Сравните ваши записи с записями на слайде. Молодцы.
Станция ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ.
А сейчас нам обучающиеся 9Б класса расскажут сказку. Сказка «О железных гвоздях»:
Жила-была на свете дружная семья гвоздей – добрых молодцев. И крепкими они парнями были, из железа сделанные.
Жили интересно: играли в шашки
Шахматы
Ходили в походы
Сидели вечерами у костра
Ходили на свидание
Зажигали на дискотеках
Разгадывали головоломки
Л ю б и л и
Обижались
Мирились
Воспитывали детей
Ездили на моря
Занимались спортом
Мечтали о возвышенном и прекрасном
Да и работали с охотой, помогали всем добрым людям в округе.
Были просто нарасхват, и никакое дело без них у людей не спорилось.
И шла о них слава по всей округе. Дошла эта слава и до жадных и злых людей. И решили они переманить к себе таких добрых работников. Но ничего у завистников не вышло. И решили они тогда: «Раз не нам, значит и никому не достанутся гвозди».
Составили они зелье из разных химических веществ (кислорода и воды) и напустили хворь – коррозию на железные гвозди
4Fe+3O2+6H2O = 4Fe(OH)3
И покрылись все гвозди ржавчиной
Заболели братья-гвозди, захворали. Сами на себя перестали быть похожими.
На ходу загибаются
чахнут, рассыпаются…
Но, ведь, и мир не без добрых людей. Переполошилась вся родня железная, стала собирать народ искать разные снадобья – чтобы исцелить гвозди, вернуть им былой вид и былую железную крепость.
И нашли способ :
t° Fe2O3 + 3CO = 2Fe+3CO2
Правда, не всех гвоздей-молодцев удалось исцелить, многие пали в борьбе со злом за право на жизнь и свободу.
А чтобы впредь не смогли согнуть железных братьев злые наговоры, люди стали защищать своих друзей-помощников. Придумали для них разные способы защиты: То нанесут защитную одежду-покрытие в виде масляных красок. То вовсе разоденут их, покрыв слоем другого металла: золота, серебра, хрома, никеля, цинка, да олова.
То превратят их в могучие нержавеющие стали.
А если придется работать дружной семье железных родственников в агрессивной среде, то в помощь им дают защитников – ингибиторов коррозии. А они-то свою работу знают, и в десятки, и сотни раз уменьшают агрессивность среды.
Вот так и справляется мир людской со злом – разрушителем. И, потому, не перевелась на земле славная семья гвоздей-молодцев и их железных родственников. И поныне помогают они добрым людям, и у людей в почести.
Учитель химии: Какие свойства железа были рассмотрены в сказке?
А знаете ли вы… что железо является биоэлементом.
….Первыми признаками дефицита железа являются ослабление иммунной системы, быстрая утомляемость, снижение физической выносливости, ухудшение способности к обучению, бледность кожных покровов, истончаются и деформируются ногти. В более тяжелых случаях возможно возникновение анемии и рака желудка.
Как же восстановить недостаток железа? В организм человека железо поступает с пищей.
Пищеварительные продукты животного происхождения содержат железо в наиболее усваиваемой форме. На партах лежат таблицы «Содержание железа в продуктах», ознакомьтесь с ней и назовите продукты с большим содержанием железа.
Ответ: Большое количество железа содержится: в говядине, говяжьей печени, рыбе, устрицах, тыкве, овсяной крупе, какао, горохе, листовой зелени, инжире, изюме.
А знаете ли вы… Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.
Урок заканчивается словами А. Е. Ферсмана (русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии).
Учитель химии:«Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы,
Учитель географии: Оно – основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда.
Учитель химии: И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».
- Домашнее задание:
Подготовить конспект по теме «Металлургия», отметить в контурной карте основные металлургические базы и указать крупнейшие центры этих баз.
Приложение:
Допишите уравнения реакций:
- Fe + 2O2→
- Fe + S →
- Fe + H2O →
- Fe + HCl →
- Fe + H2SO4(р.) →
- Fe + CuSO4 →
Концентрированные АЗОТНАЯ и СЕРНАЯ кислоты пассивируют Fe.
- Fe + H2SO4(к.) →
(реакция протекает при нагревании)
Заполните таблицу: Металлургические базы России
Металлургические базы | |||
Мсточники поступления сырья | |||
Источники поступления топлива | |||
Крупнейшие центры черной металлургии |
Содержание железа в продуктах питания
Продукты | Содержание железа(в мг. На 100г.) |
Хлеб ржаной | 2.0-2.6 |
пшеничный | 0.9-2.8 |
Крупа гречневая | 8.0 |
овсяная | 3.9 |
Рис | 1.8 |
Горох | 9.4 |
Фасоль | 12.4 |
Мясо (говядина) | 2.6-2.8 |
Печень говяжья | 9.8 |
Язык говяжий | 5.0 |
Судак | 0.4 |
Молоко коровье | 0.1 |
Масло сливочное | 0.2 |
Картофель | 0.9 |
Творог | 0.4 |
Морковь | 1.2-1.4 |
Шоколад | 2.7 |
Земляника | 1.2 |
лимон | 0.6 |
Яблоки | 2.2 |
Список использованных интернет ресурсов
- Сказка о железных гвоздях. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/09/01/integrirovannyy-urok-khimii-geografii-i-biologii-ego-velichestvo
- Притча царя Соломона. http://www.docme.ru/doc/75711/urok--prostye-v-va---metally-
- Содержание железа в продуктах питания. Таблица. http://www.novostioede.ru/article/soderzhanie_zheleza_v_produktakh_pitaniya_tablitsa/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
1. Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4.Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5. Лекарства...
Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
1.Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4. Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5. Лекарства...
"Железо. Знакомый незнакомец".
Урок по теме «Железо. Знакомый незнакомец» является первым уроком по теме «Железо. Строение его атома. Физические и химические свойства. Соединения железа».По форме – урок –исследование, по типу –усво...
Классный час "Слова ВИЧ и СПИД знакомы всем"
Классный час предназначен для студентов 1 курса...
"И останется в сердце до боли знакомый, уголок, ставший всем нам родным..." (175-летию Мало-Куналейской средней школы посвящается)
В данной статье автор прослеживает пути становления и развития Мало-Куналейской средней школы....