"Железо. Знакомый незнакомец".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок по теме «Железо. Знакомый незнакомец» является первым уроком по теме «Железо. Строение его атома. Физические и химические свойства. Соединения железа».
По форме – урок –исследование, по типу –усвоение и первичное закрепление
Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос)
Оборудование урока: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютер, инструктивные карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhelezo._znakomyy_neznakome.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: 9 класс
«Железо. Знакомый незнакомец»
Цель урока: создать условия для исследования физических и химических свойств железа.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: исследование.
Задачи:
- Обучающие:
- сформировать навыки исследовательской деятельности учащихся через практические работы;
- продолжить формирование навык работы с Периодической таблицей химических элементов и учебником.
- Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию научного мировоззрения,
- интереса к химии.
- Развивающие:
- развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах и группах, и навык самооценки собственной деятельности (рефлексия);
- развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка.
Способы работы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Средства обучения: маршрутная карта, химическое оборудование, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник спиртовка, железные скрепки, пластилин, магнит, пинцет, видеоролики химических реакций железа с кислородом и хлором, проектор, компьютеры.
Оборудование на столах учащихся: железные гвозди, соляная кислота, пробирки, штатив для пробирок.
Ход урока
- Мотивация. Актуализация знаний.
Объявление:
Потерялся
породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-его подъезда.
Особые приметы: имеет молекулярную массу 102.
Если вы сможете найти этот оксид, то приходите за вознаграждением.
Учитель: У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой «дом».
Как он называется?
Какой «адpec» у химических элементов?
Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов» этого «дома».
Сейчас мы отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом – железом – и образованным им простым веществом.
Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите её и чётко следуйте инструкциям.
- Изучение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, почему тема нашего урока так называется?
Цель сегодняшнего урока — исследовать железо, как химический элемент и простое вещество.
Знать: строение атома,
правила по ТБ.
Уметь: работать с Периодической таблицей,
составлять химические уравнения,
проводить химический эксперимент.
Запишите в тетради дату нашего путешествия и тему урока.
- Вы находитесь на станции под названием «Визитка химического элемента».
Учитель: Найдите железо в Периодической таблице химических элементов и заполните первую часть маршрутной карты.
Цель: дать характеристику химическому элементу – железо.
- Учитель: Только по положению элемента в таблице мы можем полностью раскрыть его свойства?
Поэтому нам предстоит изучить физические свойства железа.
Цель: выяснить физические свойства простого вещества – железо.
Сейчас вам предстоит работа в парах.
Возьмите железный гвоздь, рассмотрите его, попробуйте изменить его форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства железа и запишите их.
В случае затруднения поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего свойства.
Для доказательства теплопроводности железа демонстрация опыта.
В лапке демонстрационного штатива закрепляется горизонтально железный гвоздь, к ней прикрепляются пластилином две спички. Конец гвоздя нагревается в пламени спиртовки. Через некоторое время спички по очереди падают.
Что доказывает этот опыт?
(Этот опыт доказывает, что железо хорошо проводит тепло).
- Химическая активность железа.
- Как вы думаете, железо активный металл?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов.
- Какова же активность железа?
(активность меньше чем у алюминия, магния …).
Учитель: У вас на столах находятся две пробирки с водой. В воду неделю назад были помещены железный гвоздь и алюминиевая гранула.
- Что вы наблюдаете? (Железный гвоздь вступил во взаимодействие с водой, изменил цвет, а с алюминиевой гранулой ничего не произошло.)
Еще раз посмотрите на электрохимический ряд напряжений металлов.
- Какой из металлов - алюминий или железо - более активный?
(алюминий активнее чем железо).
Почему же алюминиевая проволока с водой не реагирует, а железный гвоздь вступает с ней во взаимодействие?
--- На поверхности алюминия образуется оксидная пленка, которая является защитной. Поэтому алюминий не реагирует с водой.
Учитель: «Следующей частью нашего исследования является изучение химических свойств железа.
Во время достаточно длительной стоянки на этой станции вы пройдете два этапа.
На первом этапе будете исследовать взаимодействие железа с простыми веществами, на втором - со сложными.
- Итак, первый этап.
Цель: умение составлять уравнения химических реакций.
Учитель: Предлагаю внимательно посмотреть ролик демонстрирующий взаимодействие железа и кислорода, ответить на вопросы:
- физическое или химическое явление вы наблюдали? Почему?
(предполагаемый ответ учащихся) Наблюдали химическое явление, тк образование искр, свет — признаки химической реакции.
- Какие условия необходимо создать для протекания данного химического процесса.
(предполагаемый ответ учащихся) Необходимо раскалить железную проволоку.
- Назовите продукт взаимодействия железа с хлором.
(предполагаемый ответ учащихся) В результате химической реакции образуется оксидид железа (II).
Напишите уравнение химической реакции взаимодействия железа и хлора.
- Чем является железо в данных реакциях? (Восстановителем).
Учитель: Предлагаю внимательно посмотреть ролик демонстрирующий взаимодействие железа и хлора, ответить на вопросы:
- физическое или химическое явление вы наблюдали? Почему?
(предполагаемый ответ учащихся) Наблюдали химическое явление, тк выделение дыма — признак химической реакции.
- Какие условия необходимо создать для протекания данного химического процесса.
(предполагаемый ответ учащихся) Необходимо раскалить железную проволоку.
- Назовите продукт взаимодействия железа с хлором.
(предполагаемый ответ учащихся) В результате химической реакции образуется хлорид железа (III).
Напишите уравнение химической реакции взаимодействия железа и хлора.
- Чем является железо в данных реакциях? (Восстановителем)
- На втором этапе вас ждет химический эксперимент.
Исследуйте взаимодействие железа со сложными веществами: соляной кислотой.
Не забывайте о правилах безопасности.
Цель: умение проводить химический эксперимент, записать уравнение химических реакций.
Учитель проверяет результаты практической работы: учащиеся кратко описывают свои наблюдения и читают уравнения реакций.
Учитель дополняет заготовленные на доске схемы реакций.
Учащиеся делают вывод об активности железа и записывают его в тетради.
3. Первичная проверка усвоения знаний
Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).
* - задание на «3».
Закончите уравнение реакции запишите его в полном и сокращённом ионном виде.
Fe + HCl = - первый вариант
Fe + H2SO4 = -второй вариант
** -задание на «4»
Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
Fe → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 – первый вариант
Fe → FeCl3 → Fe(NO3)3 – второй вариант
*** - задание на «5»
Определите неизвестное вещество и напишите уравнение реакций в соответствии со схемой
Fe→ … →Fe(OH)2
Fe → … → FeCl3
Проверка сразу по готовым ответам на доске – самоконтроль.
Станция 5. «Конечная»
Вы достигли последней станции. В ваших тетрадях составлен опорный конспект урока.
- Если бы мы продолжили путешествие, на каких станциях вам необходимо было еще побывать?
Конечно же на станциях – «Нахождение в природе», «Получение», «Применение».
Но этот материал вы изучите самостоятельно, напишите сообщения. Это домашнее задание.
- Подведение итогов занятия.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам ее достичь?
- К какому выводу мы пришли?
- мы знаем Периодическую таблицу,
- знаем строение атома,
- правила работы с химическими веществами,
- умеем составлять уравнения химических реакций.
Лабораторным путем выяснили физические свойства простого вещества железа.
Опытным путем доказали, что железо активный металл.
Выставление оценок.
Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.
- Рефлексия
- Усвоил(а) ли ты материал урока?
- Что этому способствовало?
- Что мешало тебе усвоить материал?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел(а) ли ты получить новые знания?
- Ты сумел(а) показать свои знания?
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Некоторые жанры официально-делового стиля речи.Знакомый незнакомец"
Урок русскоко языка в 10 классе по учебнику Г.Ф.Хлебинской (профильный уровень)...
Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс
цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...
Знакомый незнакомец.
Интегрированный урок (история+русский язык) в 7 классе с использованием ИКТ, групповой работы. Разработка содержит материал по обобщению знаний в блоке теме, посвященных деятельности Петра Велико...
урок русского языка в 7 кл. - "Такой знакомый незнакомец" (союз как часть речи)
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Такой знакомый незнакомец…" (Союз как часть речи. Разряды союзов).Цели урока:- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;- уметь оп...
Кружок "Язык-знакомый незнакомец"
В настоящее время- в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности,- особенно важно и ...
Исследовательская работа "Углекислый газ- знакомый незнакомец. И как углекислый газ помогал мне на кухне"
Исследование свойств углекислого газа, лабораторные опыты, практическая часть, работа с информацией....
Знакомый незнакомец причастный оборот
Урок по теме "Причастный оборот" в 7 классе. Урок по ФГОС. Используется обучающая программа "Привет, Причастие".Используются дифференцированные задания. Рабта проводится как в груп...