Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин.
статья на тему
§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования.
§2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.
§ 3. Виды культурологического подхода и междисциплинарного образования, как средства активизации познавательной деятельности школьников.
§4. Междисциплинарное образование и культурологический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла.
§5. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
§ 6. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательные реформы третьего тысячелетия | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия
личностно ориентированного обучения и воспитания»
Тема
«Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин».
Учитель
истории, обществознания и ИКРК
ЭМГ г. Элисты
Болдырева Лидия Хулхачиевна
Элиста 2017
Оглавление
Введение
§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования.
§2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.
§ 3. Виды культурологического подхода и междисциплинарного образования, как средства активизации познавательной деятельности школьников.
§4. Междисциплинарное образование и культурологический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла.
§5. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
§ 6. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение № 1.
Презентация «Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин».
Приложение № 2.
Проектно – исследовательская работа (реферат) «Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин».
Введение
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, параметров федерального государственного стандарта, усиление требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ и т.д.
И сегодня система образования в целом направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением целой картины мира. Использование на уроках истории и обществознания деятельностный подход к обучению, можно получить возможность достижения формирования ключевых компетенций у учащихся:
– готовность к разрешению проблем,
– технологическая компетентность,
– готовность к самообразованию,
– готовность к использованию информационных ресурсов,
– готовность к социальному взаимодействию,
– коммуникативная компетентность.
Готовность к разрешению проблем – это умение адекватно анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями.
Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, что позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность человека принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетенция, то есть готовность уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Следует заметить, что современный учитель, особенно молодой специалист, должен отдавать себе отчет в том, насколько он сам обладает этими свойствами.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и междисциплинарное образование предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.
Впервые интерес к проблеме возник еще в трудах Я.А. Коменского «Всё – и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».
Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться.
В этих положениях педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы, какой является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
Различные аспекты проблемы культурологического подхода и междисциплинарного образования также рассмотрены в трудах таких выдающихся российских ученых, педагогов, психологов современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и других.
По их наблюдениям предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Междисциплинарное образование принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.
«Культурологический подход - есть процесс интеграции связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей.
Главная цель работы - раскрыть сущность культурологического подхода как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой нашей работы.
2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.
3. Разработать практические рекомендации по созданию условий интегрированного обучения.
Объектом изучения является учебный процесс. Предметом вступает сам процесс культурологического подхода и междисциплинарного образования предметов в школе.
4. При написании данной работы основными методами были изучение и анализ проблемы, эксперимент, наблюдение, обобщение.
§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования.
В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Исторический аспект междисциплинарного образования знаний, умений и навыков нам показывает сам закономерный цикл их формирования. Человечество, не имея представления о причинах проявления многих событий и процессов, самостоятельно получало знания.
Интеграция как явление возникла на фоне растущего объема знаний к происходящим вокруг человека явлениям, событиям. Это вело к углублению познания. На этой базе все нового и нового числа достижений человеческого разума рождается культурология.
Единство созерцания, наблюдения, умозаключения порождает совершенствование ума (разума), преодоление пробелов в знаниях. Познание истины порождало другие вопросы, на которые требовались ответы. Поэтому союз полученных знаний направляется на продолжение добычи знаний.
Задача педагогической науки - сочетание нескольких, порой не единых, открытий, что помогает осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое.
Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.
Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация на новом междисциплинарном уровне. Ведь невозможно изучить химию, не познав основ математики и физики.
"В конечном счёте, интеграция дисциплин должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство природы и человека, земли и космоса.
§2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.
Вопрос междисциплинарного образования - не только в создании программ, но и в создании учебников, методики урока. Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.
Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Он определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля и т.д. Учебные планы общеобразовательной школы страдают серьёзными недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов. Это обществознание, МХК, регионоведение и др. На мой взгляд, именно такие предметы формируют абстрактность в познании и восприятии информации ученика, заставляют познавать различные явления сквозь призму метапредметности.
Выходом из такой ситуации представляется ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. «Снимается проблема отношения учащихся к «мелкому», «второстепенному» предмету и существенно облегчается система контроля. Культурологический подход способствует формированию полноценного представления картины мира.
Таким образом, гуманитаризация учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможны культурологический подход и междисциплинарная интеграция предметов?
Это предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции.
К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которые в традиционном обучении используются недостаточно.
Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов
- можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.
И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали методики, а самое главное цели, были понятны, доступны и интересны.
Наиболее близкий мне предмет «история» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь обществоведческой наукой, история способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. Но, опять же, только синхронизировав подачу материала по всем гуманитарным предметам и не только гуманитарным, можно создать такую картину.
Нынешним поколениям учащихся предстоит жить и трудиться в XXΙ веке. Именно им придется сохранять и приумножать общечеловеческие ценности: мир, свободу, здоровье человека и благоприятное состояние окружающей его среды. Поэтому интеграция предметов посредством культурологического подхода просто необходима. Мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизведанным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками учащиеся открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что двигало людьми, которые порой теряли лучшие годы своей жизни, а то и саму жизнь, что помогало им преодолевать огромные трудности, познавать мир и созидать собственную культуру.
Каковы пути реализации идеи культурологического подхода?
Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко даже на уровне здравого смысла. Это касается объединения смежных дисциплин в точке их соприкосновения. Общим результатом здесь должна быть всесторонне развитая и практикующая свои знания личность.
§ 3. Виды культурологического подхода и междисциплинарного образования, как средства активизации познавательной деятельности школьников.
Интегрированный курс - (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) - автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегративное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений их получить из разных наук, разных учебных дисциплин.
Итак, нельзя заботиться о знаниях, не заботясь о деятельности, в которую эти знания входят. При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и культурологических.
Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.
Применение методов междисциплинарного образования совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно - познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.
Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.
§4. Междисциплинарное образование и культурологический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Учитель обязан научить учащихся получить знания путем их интеграции с другими, например, истории и обществознания, литературы и географии, регионоведения и биологии, математики и экологии, экономики и информатики, физики и музыки и др.
История (др. - греч. ἱστορία) область знаний, часто продукт обыденного познания, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, становления его как личности, его деятельности, мировоззрения, социальных связей, организаций в прошлом. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.
Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.
На уроках истории и литературы целесообразно при изучении восстания Е.Пугачева, упомянуть сказку старой калмычки, рассказанную герою рассказа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин. Сказка о диалоге орла и ворона, отметив тем самым мудрость калмыцких предков и при этом показать знания истории, региональной культуры калмыков, отметить жанр литературы, некоторые познания географии, военной истории России и т.д.
Также уместно применение в интеграции уроков истории и литературы обзора трилогии В.Г. Яна при изучении монголо-татарского нашествия в истории древней Руси, «Войны и мира» Л.Н.Толстого, когда речь идет о войне 1812 года, об участии калмыков в этой войне. При изучении восстания декабристов и его последствий для Пушкина, уместно пояснить учащимся причину появления Пушкина в калмыцкой степи. Соответственно, и появления стихотворения – мадригала «Прощай, любезная калмычка».
Здесь прослеживается и воспитательная линия патриотизма, и осознание причастности национальной культуры к развитию мировой (всеобщей) истории, формирование абстракции и навыков проектно – исследовательской работы.
Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока.
Учащиеся, осознав взаимосвязь изученных исторических событий, социальных процессов, общественных или социальных явлений, легко готовят презентации на основе знаний, полученных в процессе интегрированного урока.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Междисциплинарное образование и культурологический подход в преподавании краеведения
- Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения, места рождения, их выдающихся достижений и т. д.
2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея, география их миграций внутри и за пределами страны.
3. Мое село (город, государство): прошлое, настоящее, перспективы развития; топонимика населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.
§5. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Школьные предметы имеют свои точки соприкосновения.
Это:
а) образы времени
б) работа с первоисточником, текстом, документами;
в) представление человека определенной эпохи;
г) изучение истории родной земли, края, изучение истории местного самоуправления и т.д.
И как результат – проекты учащихся.
Возможные модели интеграции.
Ι. Создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области с сохранением удельного веса предмета.
ΙΙ. Сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
ΙΙΙ. Через профильную специфику, которая представлена, например, в курсах типа «История медицины», «Общество и экономика» и др.
ΙV. Возможна интеграция, при которой последующая тема вытекает из предыдущей.
Многие исследователи считают, что в необычной ситуации интегрированных уроков учащиеся психологически готовы к установлению межпредметных связей, что не всегда успешно удается на обычном уроке.
Применительно к системе обучения понятие «культурологический подход» может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Существуют уровни интеграции.
Первый уровень - интеграция естественно - научной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин.
Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ.
Третий уровень - за счет осуществления и усиления практической направленности всего цикла предметов.
Четвертый уровень - систематическое использование общенаучных методов познания.
§ 6. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
Междисциплинарная проблемная ситуация - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения
Междисциплинарная проблемная ситуация и межпредметная учебная проблема являются основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно-поисковой деятельности, а также важнейшим средством ее направленной мотивации и управления.
Междисциплинарная проблемная ситуация - это создание учителем состояния интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции.
В процессе обучения любая межпредметная проблемная ситуация реализуется в виде конкретной междисциплинарной учебной проблемы.
Под междисциплинарной учебной проблемой понимается форма практической реализации возникающей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера.
Междисциплинарные проекты.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике.
Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей.
Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей тому, чтобы они могли применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся, генерируя при этом новые идеи.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К первым можно отнести: умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации), анализ сообщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом.
Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам учебной деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а мною вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Выводы
Много проблем у процесса междисциплинарного образования и культурологического подхода, но он должен постоянно осмысливаться и корректироваться. Одна из проблем в этом плане - подготовка учителя в этом направлении, совершенствование его педагогического опыта.
Конечно, при интегрированном подходе к процессу обучения учителя должны постоянно заниматься самообразованием, необходимы спецкурсы по культурологии, по изучению смежных дисциплин, выход за рамки узкопредметного подхода. Используя интеграцию на уроках, мы должны создать целостную картину мира у своих учеников, показать, что все явления в мире взаимосвязаны.
Следовательно, на современном этапе образования от учителя требуется подача своего материала в связи с другими предметами и науками. Интегрирование как нельзя более соответствует цивилизованному подходу к изучению истории человечества, восстанавливает естественную взаимосвязь идей, событий судеб, имевших место в одной пространственно-временной реальности, но искусственно разделенных. Интегрированные уроки формируют прочные хронологические и смысловые соответствия. У ребят складывается панорамное видение эпохи, охватывающее все стороны действительности. Поэтому учитель сам, прежде всего, должен видеть все события и явления во взаимосвязи и показывать в процессе своей деятельности учащимся. Конечно же, здесь на первый план выходит самосовершенствование и самообразование. Учитель постоянно должен работать не только над повышением уровня своего образования, но и искать новые формы и методы работы.
Таким образом, междисциплинарное образование и обучение - это способ развития творческого потенциала современного учителя и отличная площадка для подачи многоуровневых знаний посредством изучения причинно - следственных связей.
Список использованной литературы
1. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов //Советская педагогика. – М.1957. - № 9
2. Разумовский Б.Г., Тарасов Л.В. Развитие общего образования: междисциплинарное образование и гуманитаризация. // Советская педагогика – М. 1988
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 2008
10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. – 2008.
3. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. – М. 2010.
4. Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение. - 2011. -
3. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной, активности. // Вопросы психологии. – М. 2012.
5. Браже Т.Г. Междисциплинарное образование в современной школе. - М. - 2012.
7. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение. – 2012.
6. Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. - М.; Просвещение. - 2014.
10. Интернет – ресурсы сайтов «Педсовет.su», «Учительский портал», «Первое сентября», «PROscholu.ru», «Я иду на урок истории» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический подход в преподавании математики
В настоящее время назрела потребность в осмыслении и преподавании математики на основе культурологического подхода. Учебный предмет преподносится как органическая часть мировой культуры, способствующе...
Презентация по теме исследования "Модульно-компетенстностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла
Презентация представляет видение автора на реализацию модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования...
Выступление на семинаре-практикуме: "Реализация интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин" доклад :"Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине химия"
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:· аудиторная;· внеаудиторная....
Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе
Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...
Культурологический подход в преподавании географии
Формирование географической культуру у школьников...
Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...
культурологический подход в преподавании истории
О значительной роли культурных памятников в истории русского народа...