культурологический подход в преподавании истории
статья по истории
О значительной роли культурных памятников в истории русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ilyutchenko_o._e._kulturologicheskiy_podhod.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильютченко Ольга Евгеньевна ,
учитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
Культурологический подход в изучении истории, как основной методологический принцип ИКС.
«История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Цицерон
Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента РФ В.В.Путина, подчеркивает особую важность историко-культурологического подхода, который формирует способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию, патриотизму и гражданственности. В большинстве школьных учебников господствует подход к изучению культурного наследия через персоналии, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений. Несомненно, владеть информацией об именах и крупнейших открытиях в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Причем отсутствует связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному усвоению материала в целом.
Считаю, что приемлемым способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он направлен на индивидуальное усвоение учеником достижений культуры, включая и деятельность ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.
В последние годы набирает силу проектный подход. Учебный проект для ученика — способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать достигнутый результат. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой культуры.
Наиболее продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в преподавании истории является интегрированный подход, основанный на рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части .
Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегрированный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета. {4}
Среди многочисленных инноваций я для себя открыла культурологический подход в изучении истории. Он подразумевает под собой интеграцию разных учебных предметов, что позволяет ученикам демонстрировать уровень своего общего развития. Учащиеся должны получить знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук: истории, обществознания, МХК, литературы, русского и иностранного языков и приобрести ценностно – практический опыт для творческого восприятия исторической действительности. В своей педагогической деятельности я ставлю следующие задачи: 1)привить учащимся общечеловеческие ценности; 2)создать условия для получения исторических знаний через культурное содержание эпохи; 3)воспитать уважения к культурному наследию своей Родины и человечества. Ученикам необходимо усвоить заданный объем знаний, но использовать при этом как источник исторической информации достижения культурного наследия России и мира. Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные и личные образовательные результаты, т.е.формирует не только знаниевый компонент, но и духовно-нравственную культуру каждого школьника. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания и образования. Этот подход предполагает открытие истории через художественные образы, создание нового образовательного продукта для ученика с творческим содержанием. Конечно, школьники должны на уроке создавать реальный образовательный продукт в форме некой творческой работы, имеющей ценность для него и для учителя. Тогда предполагается индивидуальный результат у каждого ученика, по которому можно судить о степени овладения определенным образовательным уровнем.
Культурологический подход при изучении истории представляет собой совокупность приемов и методов , обеспечивающих анализ исторических событий в разрезе культурологических понятий: культурные образцы, идеи, ценности, нормы, культурная деятельность. Возьмём тему « Перестройка в СССР». Анализ причин перестройки можно представить через песню Виктора Цоя « Перемен», которая была символом эпохи.
Вопросы после прослушивания песни :
1. Почему «мы»? ( «…мы ждем перемен»)
2. « …все находится в нас»? Что ?
3. Что нужно, чтобы « понять друг друга»?
4. Почему сердца и глаза требуют перемен? Почему люди ждут перемен?
5. Какие перемены ждали?
Эта беседа позволяет эстетически и духовно пережить и прочувствовать это музыкальное произведение, погрузиться в атмосферу перестроечного времени, увидеть настроения советских людей 80-х гг.
Современное оснащение кабинетов истории позволяет на уроках использовать музыкальные произведения, которые мощно воздействуют на эмоциональное состояние учащихся и через художественное восприятие исторической действительности позволяют получить учебную информацию и дать ей оценку. Например, Кантата “Александр Невский” Сергея Прокофьева возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Кантата создана в 1939 году на стихи Луговского, накануне Великой Отечественной войны, неся боль, предчувствие трагедии, мрачных времен. Но в конце произведения музыка дает веру в лучшее, правильное, достойное. Ощущается вера в победу над врагом. Действительно, музыка может задать сильный эмоциональный тон для того, чтобы почувствовать настроение мировой беды и народной трагедии, силу и мощь советского народа , важность победы и веры в светлое будущее родной земли. Это произведения я использую , изучая тему « Трагические события 1942 года» в 11 классе, когда начинается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, приведший к Великой Победе над врагом.
В своей работе я использую такой тип заданий , который относится к циклам картин одного художника на определенную тему. В учебниках по истории России с древнейших времен до конца 18 века это может быть работы А. М. Васнецова « Московский Кремль». В учебниках по истории России 19 века – циклы картин В. Верещагина об Отечественной войне 1812 года и русско - турецкой войне 1877-1878 годов, народнический цикл И. Е. Репина. Можно найти много примеров приверженности художников к определенным историческим темам и личностям. Главная дидактическая задача состоит в том, чтобы проследить с помощью художественных изображений эволюцию исторических событий и объектов во времени и пространстве; влияние на них факторов, связанных с изменениями ценностей, норм и интересов людей и социокультурных общностей; обнаружить изменения в отношении самого художника , его современников к темам и героям исторических произведений.
Например, картины:
1.А. М. Васнецов « Московский Кремль при Иване Калите» 1921г
2.А. М. Васнецов « Кремль при Дмитрии Донском» 1922г
3.А. М. Васнецов « Московский Кремль при Иване III» 1921
Вопросы и задания:
1.С какой точки обзора художник нарисовал Московский Кремль?
2.Как изменился вид зданий внутри крепостных стен и общий облик Кремля?
3.« Кремль рисуется на фоне кучевых облаков, отдаленных гроз, как бы символизирующих для Москвы приближающуюся грозу кочевых полчищ»,- сообщает художник замысел картины. В преддверии каких событий А. М. Васнецов изобразил Московский Кремль во второй половине 14 века? (вторая картина)
4.Какие стены окружают город а начале 16 века? Почему они были заново отстроены при государе всея Руси? ( третья картина)
5.Образцом для Кремлевских стен и башен при Дмитрии донском послужили крепости Новгорода, Пскова и других русских городов. ( вторая картина) Узнайте, по каким образцам отстроен Московский Кремль при Иване III? О чем это свидетельствует? ( третья картина)
6.Что происходит на берегу Москвы-реки за стенами Кремля во второй половине 15 века? Какими средствами художник передал на картине атмосферу подъема Московского царства? ( третья картина).{2}
Таким образом, живопись воссоздает не просто исторический образ или сюжет, а создает атмосферу аналитического восприятия истории; миссия художника воспринимается современным ему обществом как служение народу, стране; носителя и проводника духовных ценностей в мир. Художественные образы рождают интерес к давней старине и пробуждают критический взгляд на историю. Художественные произведения обогащают представление школьников о духовной и материальной жизни людей прошлых столетий, воспитывает уважение к историко – культурному наследию своей страны и человечества в целом.
Историю России и мира увлекательно изучать через картины, литературные произведения, архитектурные сооружения, скульптуры. Например, древнерусская архитектура XI века считалась эпохой « трех Софий», и в каждой были свои оригинальные находки строительной практики:
1.София Киевская
2.София Новгородская
3.София Полоцкая.
Следовательно, уникальное развитие разных регионов Древней Руси можно продемонстрировать и доказать , опираясь на информацию об этих известных древних сооружениях.
Культурологический подход в образовании призван изменить технократическое мировоззрение школьников на гуманистическое и гуманное , при котором приоритетом является человек, его ценности и интересы.
Литература:
1.Концепция нового учебно – методического комплекса по отечественной истории. М.,2014г
2.Вяземский Е. Е. . Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. Методическое пособие. М., «Русское слово», 2014г
3.Вяземский Е. Е. , Болотина Т. В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования./ Преподавание истории в школе №10, 2015г.
4.Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе — 2007 — № 7 — С. 24-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
Культурологический подход в преподавании математики
В настоящее время назрела потребность в осмыслении и преподавании математики на основе культурологического подхода. Учебный предмет преподносится как органическая часть мировой культуры, способствующе...
«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»
В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...
Реализация историко- культурологического подхода при изучении истории в 6 классе
ИКП - предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны...
Культурологический подход в преподавании исторических дисциплин.
§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования. §2. Разработка проблемы культурологии на современном этапе, как педагогическое явление.§ 3. Виды куль...
Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе
Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)...
Культурологический подход в преподавании географии
Формирование географической культуру у школьников...