Методические указания по решению расчетных задач по дисциплине "Маркетинг"
методическая разработка по экономике по теме

Никитина Алесия Львовна

Предложенные расчетные задачи требуют логического размышления и предназначены для отработки практических навыков выполнения расчетов в процессе решения маркетинговых задач. При их выполнении необходимо проявить знания расчетных методик и формул.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Российский государственный торгово-экономический университет

Воронежский филиал

Факультет среднего профессионального и дополнительного образования

Методические указания по выполнению расчетных задач

по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальностей

38.02.04, 38.02.01

Воронеж


Пояснительная записка

В условиях рыночных отношений важно уметь организовать свое дело либо взять на себя экономическую и управленческую деятельность в малом бизнесе, работать на линейных и функциональных должностях среднего уровня, в экономических службах предприятий (финансовых, маркетинговых, коммерческих, планово-экономических). В основе коммерческого стиля мышления лежит умение прибыльно вести дело, выбрать форму собственности, систему оплаты труда и стимулирования работников, распорядиться полученной прибылью, создать новую структуру управления предприятием. Типичными для такого стиля являются самостоятельность экономического поведения, ответственность перед потребителем и контроль за качеством и ценой продукта. Будущие коммерсанты и бухгалтеры должен обладать бережливостью, уметь проводить тщательный экономический расчет, постоянно сопоставлять затраты  и результаты деятельности с соответствующими показателями конкурентов, т.е. должны владеть теорией и практикой маркетинга.

Предложенные расчетные задачи требуют логического размышления и   предназначены для отработки практических навыков выполнения расчетов в процессе решения маркетинговых задач. При их выполнении необходимо проявить знания расчетных методик и формул.


Показатели спроса на товары.

Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынках потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовый импорт и валовый экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение – о его падении.

Спрос на товары можно оценивать и по таким расчетным показателям, как емкость (Ер), доля (Др) и насыщенность рынка (Нр).

Емкость рынка означает возможный объем спроса или объем реализуемого на рынке товара при данном уровне цен и в определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешнеторговой статистики в физических единицах или по стоимости по следующей формуле:

Ер = Т + 3 + И + Ик - Э - Эк,        

где Т — национальное производство данного товара; 3 — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране; И — импорт; Ик — косвенный импорт; Э — экспорт; Эк - косвенный экспорт.

Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов, Например, при оценке емкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвигатели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввозимых или вывозимых из страны. Однако учет косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов зачастую оказывается трудно учитывать. Поэтому на практике расчет емкости рынка проводят по упрощенной схеме:

Ер = Т + И + Э.

Сравнение емкости рынка за ряд лет позволяет судить, как меняется ситуация на рынке.

Доля рынка Др (%) представляет собой удельный вес или долю продаж фирмы на рынке и рассчитывается по следующей формуле:

где Р — объем реализации товаров фирмы.

Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

Насыщенность рынка Нр (%) — показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар Пт, к общему числу потребителей П:

Чем меньшее значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

Задача.

Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 50 млн. шт. при емкости рынка в этом сегменте 1800 млн. шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2,5 %,  доля фирмы – на 5 %.

Во втором сегменте доля фирмы составляет 4%, объем продаж – 90 млн. шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 6 %,  при этом доля фирмы возрастет до 8 %.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 24 млн. шт., доля фирмы – 0,12. Изменений емкости рынка не предвидится, объем продаж фирмы сократится на 1,2 млн. шт.

Определить объем продаж фирмы в следующем году при вышеуказанных условиях.

Решение:

1) доля первого сегмента в прошлом периоде;

2) 2,78+5=7,78%- доля первого сегмента в следующем году;

3)100+2,5=102,5 % - емкость рынка составит в следующем году по сравнению с прошлым периодом;

4) емкость рынка в следующем году;

5) объем продаж в следующем году в первом сегменте;

6) емкость рынка  во втором сегменте в прошлом периоде;

7) емкость рынка второго сегмента в следующем году

8)  объем продаж во втором сегменте в следующем году;

9) объем продаж в третьем сегменте в следующем году;

10) 143,54+190,8+1,68=336,02 (млн.шт.)- общий объем продаж фирмы в следующем году.

Ответ: 336,02 млн.шт.

Задача.

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 8 до 10 % при емкости рынка 110 млн. штук продукта.   Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 88 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составят 75 млн. руб.

Решение:

1) Возможная дополнительная доля рынка в результате маркетинговых усилий составит  (10-8)=2%, что в единицах продукта эквивалентно

2) Дополнительная валовая прибыль составит

3) Дополнительная прибыль фирмы за вычетом расходов на маркетинг составит

Ответ:118,6 млн. руб.

Цена, ценовая политика, структура цены

Цена – важнейший элемент комплекса маркетинга. Маркетинговый подход к ценообразованию заключается в том, что запрашиваемая предприятием цена базируется не только на рациональной калькуляции (как предлагает классическая теория цен), но и на поиске «оптимальной» равновесной рыночной величины

Ценовая политика – это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Основными принципами деятельности в области ценообразования можно являются следующие:

- целенаправленность (соответствие принимаемых ценовых решений достижению поставленных фирмой целей);

- всесторонность учета маркетинговой информации (о потребителях, о собственных затратах, о ценах конкурентов и их ценовой политике, о государственной политике регулирования цен и т.д.);

- комплексность (рассмотрение ценовой политики в неотрывной параллельной связи с остальными элементами маркетинга-микс —
товарной, сбытовой, коммуникационной и сервисной политикой);

- скоординированность (сочетаемость принимаемых ценовых решений
с решениями в области товара, сбыта, коммуникаций и сервиса);

- системность (рассмотрение цены и остальных инструментов
маркетинга как элементов, вызывающих эффект синергии от их
совместного применения);

- последовательность процесса установления цен;

- гибкость (готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости).

Структура цены

Основными элементами цены, которую запрашивает субъект хозяйственной деятельности, вовлеченной в процесс изготовления и передачи товара, является себестоимость и прибыль. Это относится к цене, запрашиваемой и производителем, и оптовиком, и участником розничной торговли.

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.

Прибыль – показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Количественно – это разница между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара.

Рассмотрим структуру цены товара в розничной торговле:


Методы ценообразования

Метод ценообразования представляет собой способ установления исходной цены товара. Различают три группы методов определения цен:

  1. с ориентацией на издержки;
  2. с ориентацией на качество и потребительские свойства товаров (параметрические методы);
  3. с ориентацией на спрос и уровень конкуренции

Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли.

Данный метод основан на тестировании цен на прибыльность и определении точки безубыточности.

При использовании метода предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (в абсолютном выражении).

Цену безубыточности (покрывающую полные издержки, но не приносящую прибыли)  можно записать так:

где  - переменные прямые издержки на производство единицы продукции, ден.ед.;

 - общие постоянные издержки на весь объем выпускаемой продукции, ден. ед.;

 - объем выпускаемой продукции, при котором достигается безубыточность производства, нат. ед.

Цена, обеспечивающая желаемой (целевой) объем прибыли, должна иметь в своем составе некоторую «надбавку» к «технической» цене:

где  - целевой объем прибыли, ден.ед.;

 - объем выпускаемой продукции, при которой достигается безубыточность производства, нат. ед.

Отметим, что таких сочетаний  может быть весьма много. Чтобы успешно воспользоваться этим методом, необходимо:

- оценить полные затраты при разных программах выпуска товара;

- оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара;

- рассчитать объем прибыли, необходимый для обеспечения жизнедеятельности предприятия и оплаты всех отчислений;

- перебирая последовательно сочетания , выбрать один, наиболее приемлемый для предприятия вариант.

Недостатком данного метода является использование для определения цены объема продукции, который, в свою очередь, зависит от цены товара.

Задача.

Известна следующая информация о фирме:

  • Инвестиционный капитал: 240 000  ден. ед.;
  • Ожидаемая рентабельность: 10 %;
  • Переменные издержки на 1 шт.: 1 050 ден. ед.;
  • Постоянные издержки: 90 тыс. ден. ед.;
  • Прогнозы продаж: пессимистический - 90 тыс. шт.,

оптимистический – 150 тыс. шт.

На основе представленных исходных данных рассчитать цены:

  1. предельную;
  2. безубыточности;
  3. целевую.

Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.  

Решение:

1) Цена предельная соответствует указанным переменным издержкам – 1 050 ден.ед. при любом варианте прогноза (и пессимистическом, и оптимистическом).

Результат деятельности предприятия – потери в размере суммы условно-постоянных издержек, т.е. 90 000 ден.ед.

2) Цена безубыточности:

а) при пессимистическом прогнозе:

1050 ден.ед.+(90 000 ден.ед./90 000 шт.)= 1 051 ден.ед.;

б) при оптимистическом прогнозе:

1050 ден.ед.+(90 000 ден.ед./150 000 шт.)= 1 050,6 ден.ед.;

Результат деятельности предприятия – 0.

3) Цена целевая:

а) при пессимистическом прогнозе:

(90 000 ден.ед./90 000 шт.)+1050 ден.ед.+240 000/100%10%/ 90000=

= 1 051,27 ден.ед.;

б) при оптимистическом прогнозе:

(90 000 ден.ед./150 000 шт.)+1050 ден.ед.+240 000/100%10%/150000=

 = 1 050,76 ден.ед.;

Результат деятельности предприятия:

а) при пессимистическом прогнозе:

прибыль в размере 0,27 ден.ед.  90 000  шт. = 24 300 ден.ед.;

б) при оптимистическом прогнозе:

прибыль в размере 0,16 ден.ед.  150000= 24 000 ден.ед.;

Задача.

Торговое предприятие предлагает на рынке ассортимент из трех товаров: А, В, С по ценам, рассчитанным на основе затрат (см. табл.). Цены для продуктов А и С не были приняты рынком.

Предложите новые цены для продуктов А и С (на основе психологической цены – «ломаной»); рассчитайте новую цену для продукта В, позволяющую сохранить первоначальный объем и покрывающую потери от продуктов А и С. Результаты расчетов занести в таблицу.

Табл. 1. Данные и форма для расчета новой цены продукта В.

Показатель

Продукт А

Продукт В

Продукт С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Запланированный сбыт, тыс. шт.

Цена на основе затрат, руб./шт.

Планируемая выручка, тыс. руб.

Новая цена, руб./шт.

Выручка при новой цене, тыс. руб.

Недопокрытие, тыс. руб.

Недопокрытие по А, В, С, тыс. руб.

Требуемая выручка после калькуляционного выравнивания, тыс. руб.

Цена после калькуляционного выравнивания, руб./шт.

170,0

11,57

-

-

510,0

8,02

-

-

-

290,0

10,22

-

-

Решение. Результатом является заполненная таблица 1. Рассчитанные параметры выделены в таблице жирным шрифтом. Ячейки, в которых проставлен знак «прочерк», должны оставаться незаполненными.

Табл. 1.Данные и форма для расчета новой цены продукта В.

Показатель

Продукт А

Продукт В

Продукт С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Запланированный сбыт, тыс. шт.

Цена на основе затрат, руб./шт.

Планируемая выручка, тыс. руб.

Новая цена, руб./шт.

Выручка при новой цене, тыс. руб.

Недопокрытие, тыс. руб.

Недопокрытие по А, В, С, тыс. руб.

Требуемая выручка после калькуляционного выравнивания, тыс. руб.

Цена после калькуляционного выравнивания, руб./шт.

170,0

11,57

1966,9

10,88

1849,6

117,3

-

-

10,88

510,0

8,02

4090,2

-

-

-

192,7

4282,9

8,40

290,0

10,22

2963,8

9,96

2888,4

75,4

-

-

9,96

Необходимо самостоятельно назначить новые цены на продукты А и С, исходя из представления о психологической цене – «ломаной», т.е. представляющей собой не круглое целое число, а дробное. Например, для продукта А это может быть цена 10,88 руб./шт., а для продукта С, например, цена 9,96 руб./шт. (см. строку 4 в табл.1).

Строка 3 (планируемая выручка) заполняется соответствующими произведениями строки 1 на строку 2 (запланируемого сбыта на цену за шт.)

Строка 5 (выручка при новой цене) заполняется для продуктов А и С соответственно перемножением строки 1 на строку 4 (запланируемого объема сбыта на новую – «психологическую цену).

Строка 6 (недопокрытие) заполняется для товаров А и С соответственно разницей строки 3 и строки 5 (разница между выручками при старой и новой цене).

Строка 7 (недопокрытие по всем трем продуктам) заполняется в графе продукта В как сумма недопокрытия по продуктам А и С (из строки 6).

Строка 8 (требуемая выручка после калькуляционного выравнивания) заполняется в графе продукта В, как сумма показателей по продукту В из строки 3 и строки 7 (сумма планируемой выручки и недопокрытия по всем трем продуктам).

Строка 9 заполняется следующим образом: по продуктам А и С переносятся назначенные новые цены из строки 4, а для продукта В новая цена рассчитывается делением числа из строки 8 (требуемая выручка после калькуляционного выравнивания) на число из строки 1 (запланируемый сбыт).

Метод ценообразования на основе ощущаемой ценности  товара

Данный метод имеет в основе рассмотрение товара как совокупности атрибутов (параметров). Идея этого метода заключается в следующем:

  • покупатели рассматривают любой товар как совокупность атрибутов;
  • разные покупатели придают атрибутам разную значимость;
  • у разных покупателей разное мнение о степени присутствия в товаре определенного атрибута;
  • покупатели связывают полезность (ценность) товара со степенью
    присутствия в товаре определенного атрибута.

Последовательность действий по установлению цены в рамках этого метода такова:

  • определяется перечень важнейших атрибутов товара;
  • потребителей (экспертов, выступающих в роли потребителей)
    просят распределить 100 баллов (или единицу) между основными атрибутами пропорционально придаваемой им важности;
  • просят указать (например, по десятибалльной шкале) степень присутствия каждого атрибута в товаре;
  • определяют средневзвешенную оценку воспринимаемой ценности товара;
  • те же самые действия осуществляются в отношении аналогично
    го (эталонного) товара, присутствующего на рынке;
  • на основании данных о средней цене аналогичного (эталонного)
    товара, присутствующего на рынке, рассчитывается цена, пропорциональная воспринимаемой ценности

Задача. Определите цену новой модели Б, если известно, что на рынке продается модель А, подобная новой модели, по цене 150 тыс. руб. Дополнительная информация об оценке важности параметров и балльной оценке моделей шестью экспертами представлена в таблице:

Параметры

Оценка важности параметров

Балльная оценка модели

А

Б

Эксперты

Эксперты

Эксперты

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

4

4

4

5

3

5

7

6

7

5

7

7

5

5

5

5

4

5

2

2

2

5

2

6

4

4

3

5

3

4

3

5

4

5

4

3

4

3

5

7

2

7

7

6

7

7

6

8

8

7

8

7

7

8

9

8

4

7

6

6

6

4

3

6

6

5

6

5

6

6

7

7

6

7

6

5

1

1

1

1

1

2

3

3

4

3

4

3

3

5

4

5

4

4

6

3

3

3

4

2

1

5

4

5

6

5

4

5

4

5

5

6

4

7

6

5

5

3

5

7

8

9

8

8

9

7

8

9

8

8

8

9

Решение: Определяем балльную оценку параметров с учетом важности параметров по формуле:

 

2) Полученные данные занесем в таблицу:

Параметры

Средняя оценка важности параметров

Балльная оценка модели

Цена параметра,

тыс. руб.

базовой

новой

С учетом важности

базовой

новой

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

4,17

6,50

4,83

27,11

20,14

17,78

2

3,50

3,67

4,17

12,85

14,60

12,89

3

5,67

7,17

7,83

40,65

44,40

39,21

4

5,33

5,67

6,50

30,22

34,65

30,60

5

1,17

3,33

4,17

3,90

4,88

4,31

6

2,67

4,83

4,83

12,90

12,90

11,39

7

5,17

8,17

8,33

42,24

43,07

38,03

Сумма

-

39,34

40,66

169,87

174,64

154,21

  1. Определим цену одного балла, разделив известную цену на общую сумму набранных этой моделью баллов (сумма гр. Д):

 руб.

  1. Когда известна цена одного балла, можно рассчитать цену каждого параметра модели умножением по строкам графы «Е» с ценой балла. Цена каждого параметра новой модели определена в графе «Ж», например, цена параметра 1 равна:

 и т.д.

  1. Определение цены. Ее можно определить двумя способами: менее точным и более точным.

а) менее точный способ расчета цены без учета важности параметров:

б) более точный способ расчета цены с учетом важности параметров:

Ответ: цена новой модели 154 212 руб.

Метод ценообразования на основе оценки эластичности спроса.

Данный метод имеет в основе точное знание показателя эластичности спроса по цене (зависимость изменения объема предъявленного покупательского спроса от изменения цены на данный товар.)

Показатель эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:

.

При  спрос считается эластичным, значит, при изменении цены можно рассчитывать на значительное изменение объема продаж.

При  спрос считается неэластичным, значит, при изменении цены трудно рассчитывать на значительное изменение объема продаж.

При  спрос имеет единичную эластичность.

Для принятия решения об уровне цены надо располагать значительными количественными данными об изменениях спроса в зависимости от цены за предыдущий период, которые фиксировались «эволюционно» либо получены в результате эксперимента с изменением цен на свою продукцию. В идеале, прогнозируя определенный уровень спроса в будущем периоде, предприятие может установить соответствующий этому прогнозу уровень цены.

Этот метод характеризуется некоторыми недостатками, весьма ограничивающими его применение:

  • перспективные рыночные условия должны быть такими же, как и
    в прошлом, чтобы предприятие было уверено в ожидаемой реакции потребителей на изменение цен;
  • значение коэффициента эластичности, наблюдаемое на одном рынке, не может быть «перенесено» на другие интересующие предприятие рынки;
  • сбор большого объема достоверных количественных данных требует длительного времени и расходов.

Задача.

Торговая фирма закупает товар по цене 280 ден. ед. за единицу и продает в количестве 1000 ед. этого товара еженедельно по цене 350 ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует повысить цену на 7%. Эластичность спроса равна 0,9.

Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне. Какую прибыль после изменения цены может получить фирма с учетом состояния спроса?

Решение:

1) Рассчитаем валовую прибыль до повышения цены:

2)

3) достаточно продать изделий, чтобы получить валовую прибыль на прежнем уровне;

4) Используем формулу коэффициента эластичности спроса , т.е. - на столько процентов уменьшится спрос в связи с повышением цены

5)количество товара, которое будут реализовывать после повышения цены;

6) Новая валовая прибыль составит

Ответ: чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне достаточно реализовывать еженедельно 741 изделие; учитывая состояние спроса, фирма сможет реализовывать  937 единиц продукции, что приведет к величине валовой прибыли, равной 88 546,5 ден. ед.

Метод конкурентных торгов

Данный метод основан на ожидаемых ценовых предложениях конкурентов и применяется, как правило, при крупных заказах.

С одной стороны, цена, с которой предприятие «входит» в торг, должна быть не ниже затрат на изготовление продукции самим предприятием – полных или предельных (в зависимости от ситуации). С другой стороны, эта цена должна быть ниже цен других конкурентов.

Следовательно, до объявления своей цены предприятию необходимо знать предложения конкурентов, чтобы получить контракт и вместе с тем не остаться без прибыли. Но точные сведения о ценах конкурентов до начала торгов в большинстве случаев неизвестны, так как торги обычно имеют статус закрытых. Предприятие может использовать для назначения цены критерий «вероятностной прибыли»:

где - ожидаемая (вероятностная) прибыль, ден.ед.;

   - вариант цены, с которой предприятие может «войти в торг», ден.ед.;

   - затраты предприятия на изготовление продукции, ден.ед.;

   - вероятность получения заказа при цене .

Разработчики дают оценку вероятности выиграть торг    на базе сравнения с предыдущими аналогичными ситуациями или интуитивно.                                                                                                              

Задача.

Выбрать приемлемый вариант конкурсной цены на основе представленных в таблице данных о возможностях предприятия и вероятностной оценке ситуации.

№ п/п

Предлагаемая цена, ден.ед.

Затраты, ден.ед.

Вероятность

выиграть торг

1

190,6

182

0,42

2

210,7

0,32

3

220

0,16

4

230

0,1

5

250

0,06

Решение:

Приемлемый вариант конкурсной цены – максимальная цена оферента, которая ниже цены самого «дешевого» конкурента.

Ожидаемая (вероятностная) прибыль определяется перемножением размера валовой прибыли по  каждому варианту на соответствующую экспертную оценку получения заказа (из всех произведений выбирается максимальное значение вероятностной прибыли).

Следовательно, (190,6 – 182)  0,42 = 3,612;

(210,7 – 182)  0,32 = 9,184;

(220 – 182)  0,16 = 6,08;

(230 – 182)  0,1 = 4,8;

(250 – 182)  0,06 = 4,08;

Ответ: вариант цены 210,7 ден. ед. наиболее приемлем для участия в торгах, так как по расчетам вероятностная прибыль при этой цене максимальна.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Если для товара «А» эластичность спроса равна 5, а для товара «Б» - 2,  какой из них меньше пострадает в случае повышения цен? Прокомментируйте ответ и приведите примеры товаров, соответствующих товарам «А» и «Б».
  2. Каким образом изменится объем спроса, если известно, что коэффициент эластичности равен 1, а цена увеличится на 10%?
  3. Ценовая эластичность спроса на «нормальный» товар при  цене 48 руб. составляет по абсолютной величине  0,8. Если в начальный момент времени объем продаж товара составит 1000 ед. и при небольшом изменении цены эластичность спроса не меняется, то, на сколько единиц изменится объем продаж при повышении цены на 4 руб.?
  4. Фирма производила за месяц 100 изделий, которые продавались по цене 200 ден. ед. за одно изделие. Руководители фирмы приняли решение увеличить объем производства на 30%. Рассчитать объем выручки фирмы в изменившихся условиях, если коэффициент ценовой эластичности спроса 1,5.
  5. Фирмы «Дак» и «Ник» - монопольные производители мыла в Тинии. Фирма «Дак» расходует на маркетинг 100 000 каренсов с эффективностью 0,9, а фирма «Ник» - 200 000 каренсов с эффективностью 0,5. Какова доля фирмы «Ник» в объеме продаж мыла на рынке Тинии, если эта доля прямо пропорциональна маркетинговым усилиям?
  6. В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 5 до 8 % при емкости рынка 50 млн. штук продукта.   Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 100 руб., а емкость рынка увеличится на 12%. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составят 45 млн. руб.
  7. Фирма при реализации продукции ориентируется на два сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 57,6 млн. шт. при емкости рынка в этом сегменте 960 млн. шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 5 %,  доля фирмы  возрастет  на 4 %. Во втором сегменте доля фирмы составляет 2%, объем продаж – 60 млн. шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 1000 млн. шт.,  при этом доля фирмы возрастет до 8 %. Определить объем продаж фирмы в следующем году при вышеуказанных условиях.
  8. Определите цену новой модели Б, если известно, что на рынке продается модель А, подобная новой модели, по цене 3000 руб. Дополнительная информация  представлена в таблице:

Параметры

Оценка

 важности

параметров

Балльная оценка модели

А

Б

Эксперты

Эксперты

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

0,7

8

7

7

6

8

8

9

8

7

7

8

9

2

0,3

5

7

5

4

4

5

6

7

5

4

4

4

  1. Торговое предприятие предлагает на рынке ассортимент из трех товаров: А, В, С по ценам, рассчитанным на основе затрат (см. табл.). Цены для продуктов А и С не были приняты рынком. Предложите новые цены для продуктов А и С (на основе психологической цены – «ломаной»); рассчитайте новую цену для продукта В, позволяющую сохранить первоначальный объем и покрывающую потери от продуктов А и С. Результаты расчетов занести в таблицу.

Табл. Данные и форма для расчета новой цены продукта В.

Показатель

Продукт А

Продукт В

Продукт С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Запланированный сбыт, тыс. шт.

Цена на основе затрат, руб./шт.

Планируемая выручка, тыс. руб.

Новая цена, руб./шт.

Выручка при новой цене, тыс. руб.

Недопокрытие, тыс. руб.

Недопокрытие по А, В, С, тыс. руб.

Требуемая выручка после калькуляционного выравнивания, тыс. руб.

Цена после калькуляционного выравнивания, руб./шт.

500,0

33,50

-

-

1000,0

45,90

-

-

-

100,0

815,00

-

-

10. Торговая фирма закупает товар по цене  ден. ед. за единицу и продает в количестве  ед. этого товара еженедельно по цене  ден. ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует повысить цену на %. Эластичность спроса равна .

Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне. Какую прибыль после изменения цены может получить фирма с учетом состояния спроса?

Решить задачу при следующих значениях переменных:

Переменная

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

100

70

50

150

12

1200

4500

5000

140

95

70

190

18

1450

5200

5600

1000

1500

1600

2000

4000

800

450

500

5

6

7

8

9

10

3,5

5,5

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

1

1,1

1,2

Ответы к задачам 1-10

1. Товар Б.;.

 2. Уменьшится на 10%;

 3. Уменьшится на 63 ед.;

4. 20 800 ден.ед.;

5. 0,53;

6. 153 млн. руб.

7. 420,8 млн.шт.;

8. 3 213 руб.;  

9. Цены для товаров А и С предлагаются самостоятельно. Цена на товар В после расчета должна оказаться выше исходной 45,90 руб.

10. Вариант 1: 852 ед.; 45 120 ден.ед.;


ЛИТЕРАТУРА

Федеральные законы и нормативные документы

  1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2 .
  2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
    мест происхождения товара» от 23.09.92 г. №3520-1 с измен. И доп. от 17.02.2002
  3. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» №2-ФЗ от
    9.01.96. и №212-ФЗ от 17.12.99 г.
  4. Закон РФ «О рекламе» №108-ФЗ от 18.07.95.
  5. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. №948-1 (в ред. От 02.01.2000 г. №3-ФЗ)
  6. «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. №24-ФЗ

Основная

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. -3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
  2. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – Спб: Питер, 2002 – 400 с.: ил.
  3.  Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. – Спб: Питер, 2002 – 128 с.: ил.
  4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Дополнительная

  1. Котлер Ф., армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М., СПб., К: ИД «Вильямс», 2004.
  2. Романов А. Н. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 1995.
  3. Хлусов В.П. Основы маркетинга. - М.: Экономика, 1997.
  4. Брагин Л.Я. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. -
    М.:ИНФРА-М, 2001.
  5. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Издательство «Финпресс»,
    1999.
  6. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 519 с.

Содержание

                                                                 

Стр.

1 Пояснительная записка

3

2 Показатели спроса                                                                            

4

3 Цена, ценовая политика, структура цены

7

4 Методы ценообразования

9

4.1 Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли

9

4.2  Метод ценообразования на основе ощущаемой ценности  товара

13

4.3 Метод конкурентных торгов

17

5 Задачи для самостоятельного решения

19

6 Ответы

22

7 Литература

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

Методическая разработка «Единый подход к решению расчетных задач по химии». Часть 1

Данная методическая разработка состоит из двух Частей. В Части 1 представлены алгоритмы решения базовых расчетных задач по химии : по уравнению реакции, когда дана масса (объем) одного из исходных вещ...

Методическая разработка "Единый подход к решению расчетных задач по химии". Часть 2.

Данная разработка является продолжением Части 1 "Единый подход к решению задач по химии".и представляет алгоритмы решения прямых и обратных задач, связанных с растворами веществ....