Календарно-тематическое планирование по ФГОС
статья по теме
Статья содержит рекомендации по составлению важной составляющей рабочей учебной программы - календаро-тематического планирования - по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_fgos.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Вид занятия | Вид контроля | Дата проведения занятий | |
Плани-руемая | Факти-ческая | |||||
1 | ||||||
1.1 | ||||||
1.2 |
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)
- наименование разделов и тем;
- количество часов;
- вид занятия;
- виды контроля или самостоятельной работы;
- дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
- используемая дополнительная литература;
- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
- используемые нетрадиционные формы уроков;
- необходимое оборудование на уроке и др.
В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.
Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.
Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)
Название темы(тема урока) | Количество часов | № п/п | № урока | Дата проведения занятия | Тип урока | Вид самостоятельной работы | Домашнее задание | ||
По плану | Факти-чески | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
ТЕМА 1: Введение | 4 | ||||||||
Тема урока Тема урока Тема урока | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1.1 | 1 | 3.09.12 | 3.09.12 | вводный | П. 1-3 | ||
Физические величины. Погрешность измерений. | 1.2 | 2 | 4.09 | 4.09 | комб. | работа с приборами | П. 4-5 упр.1 | ||
Физика и техника. | 1.4 | 3 | 10.09 | 10.09 | комб. | П.6 | |||
,,Определение цены деления измерительного прибора. | 1.3 | 4 | 11.09 | 11.09 | Л.Р. № 1 | Л.Р. № 1 | П. 1-5 повт. Зад.1 |
Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контроль навыков чтения | Контроль навыков говорения | Контроль навыков восприятия на слух | Контроль навыков письма | Дата проведения занятий | |
Планируемая | Фактическая | |||||||
I четверть | 24 | |||||||
1 | Цикл 1. Мои планы на этот учебный год. | 13 | ||||||
1.1. | Мои планы на этот учебный год. | 1 | 02.09.14 | |||||
1.2. | Различные стратегии чтения. | 1 | 03.09.14 | |||||
1.3. | Новости из школы Святого Давида. | 1 | 05.09.14 |
Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),
- по русскому языку - контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
- по литературе - контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
- по математике - контрольные и самостоятельные работы, тесты;
- по физике, химии, биологии - контрольные и лабораторные работы, тесты;
- по географии - контрольные и практические работы;
- по истории и обществознанию - контрольные срезы знаний, тесты;
- по черчению - контрольные и графические работы;
- по ОБЖ - контрольные и практические работы, тесты;
- по музыке, изобразительному искусству - практические работы и контрольные срезы знаний;
- по физической культуре - нормативы физической подготовленности учащихся;
- по информатике - контрольные срезы знаний, тесты.
В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:
- номер раздела; номер урока;
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков;
- календарные сроки по плану;
- фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
- тип и вид урока; (См. Приложение №7)
- виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
- формы контроля;
- дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.
Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.
Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ раздела / № урока | Раздел | Тема урока | Тип урока / вид урока | Дата урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Форма контроля | Домашнее задание | ||
Предметные УУД (знать, уметь, владеть) | Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |||||||||
План. | Факт. | |||||||||
Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.
Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе
№ п/п | Дата/Факт | Тема | Цели и задачи урока | УУД | Оборудование, эксперимент | Дом. задание | Применение ИКТ | |
Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:
| ||||||||
1 | 03.09 | Предмет химии. Вещества. | Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления: а) о веществе, а также о простых и сложных веществах; б) о химическом элементе и о трех формах его существования; в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства. | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Мотивация на учения предмету химия 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку 3.Нравственно-этическое оценивание КОММУНИКАТИВ-НЫЕ: 1. Планирование практической работе по предмету 2.Разрешение конфликта 3.Управление поведением партнера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Формирование познавательной цели
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1.Целеполагание и планирование . | Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь» Хлорид кальция (р-р) Карбонат натрия (р-р) Соляная к-та Вода Уксусная к-та Фенолфталеин | Введение §1 Упр. 6,8,9 | + | |
2 | 05.09 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. | 1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений. 2.Дать начальные представления о химической реакции. 3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии. | § 2, 3 - пересказ | + | |||
3 | 10.09 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. | 1.Ввести понятие о знаках хим.элементов. 2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы. | Таблица Д.И.Менделеева, | § 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1) | |||
4 | 12.09 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. | 1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их. 2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. 3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу. | Таблица Д.И.Менделеева, | § 5. Упр.1,2 | |||
5 | 17.09 | Массовая доля элемента в соединении. | Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении | Таблица Д.И.Менделеева, | § 5. Упр. 6,7 | |||
6 | 19.09 | Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» «Правила Т.Б» | 1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним. 2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии | Лабораторная посуда, лабораторное оборудование |
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
Дата урока (план) | Дата ( факт) | Цель урока | Д/з | Тема урока | Вид контроля | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
5.09 | §3 | Тема 1. Земля и ее изображение (5 часов). От плоской Земли к земному шару. | Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | ||||
10.09 | §3 | Форма, размеры и движения Земли. | Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
№ | Темы урока. | Кол-во часов | Основные элементы содержания урока. | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Формы и виды контроля. | Домашнее задание. | Дата по плану | Фактическая |
1. | Введение. | 1 | Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. | ПУУД: составить план текста. | Составление плана текста. Рисунки, презентации. | Стр. 6 читать, |
Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе (ФГОС ООО)
№ п/п | № п/т | Дата | Тема урока | Основное содержание по темам урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Форма организации образовательного процесса КОЦ | Деятельность обучающихся | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||
Повторение (3ч) | |||||||||||
1 | 1 | Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел». | Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой. | 1 | Читают и записывают многозначные числа | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества | Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций | Практикум по решению наиболее типичных задач из курса 1Vкласса | Работа по индивидуал. Картам | ||
2 | 2 | Решение задач. | Арифметические действия с натуральными числами. | 1 | Математическая эстафета | ||||||
3 | 3 | Использование свойств натуральных чисел при решении задач. | Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов. | 1 | Работа у доски |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока | Теория литературы Лексич. работа | Предметные результаты. / Основные виды деятельности учащихся
| Метапредметные и личностные результаты. / Универсальные учебные действия | Задание к уроку | Дата по плану | Дата фактич. |
5 | 1 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | Истоки устного народного творчества, его основные виды. | Загадки, антитеза, антонимы, иносказа ние. | Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр. Создавать загадку. Определять тему своего рассказа. | Познавательные: Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов. Регулятивные: Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью. Личностные: Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. | Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ». Составление словарной статьи. Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель ное чтение загадок Г.Остера. |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе
№ раздела / № урока | Раздел Тема урока | Тип урока / вид урока | Дата урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Домашнее задание | |
Планируемая/фактическая | Предметные УУД (знать, уметь, владеть)- Пр. Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К. | ||||||
Вводный курс. Часть I | |||||||
1. Что надо знать перед тем, как отправиться в путь | Вводный | 02.09 | Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка — Германии. П. Иметь представление об учебном комплекте «Немецкий язык. Первые шаги». К. Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника, выражения классного обихода и речевые клише (приветствие, прощание) Р. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. | • Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии. • Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги». • Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года. • Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита». | Раскрасить картинки в рабочей тетради 1. |
Форма календарно - тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно - научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...