Организация рефлексии на уроке технологии ТРКМ
методическая разработка на тему

Семенова Елена Николаевна

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Е.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ №589 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Организация рефлексии на уроке технологии ТРКМ (из опыта работы)

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает, ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством. В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Проведение рефлексии помогает учащимся не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Алгоритм  групповой рефлексии

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
  • На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

На начало урока очень часто применяется  самый простой прием рефлексии «Цветик-многоцветик».  Каждый учащийся  выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок.  Этот же прием целесообразно применить в конце урока, таким образом можно проследить  изменение настроения и эмоционального состояния учащихся от начала до окончания урока.

Практически на каждом уроке учащимися выполняется определенная  практическая  работа, которой предшествует показ и объяснение учителем технологии выполнения нужных операций, к примеру: технология обработки накладного кармана передника.  Перед началом выполнения  практической работы учащимся  предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке» из пяти ступеней.  У каждой ступени своё название: Первая ступень – крайне плохо, пятая ступень - комфортно

В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестница успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины положительного или отрицательного результата.

Рефлексия деятельности

На  уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить  способы  и приёмы  работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Рефлексия содержания учебного материала

Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнала…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполняла задания…
  • Я поняла, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовала, что…
  • Я научилась
  • У меня получилось…
  • Я смогла…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось… 

«Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:

  • «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
  • «Мне показалось, что на занятии…, так как…»

Эта техника очень проста в применении и  позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.

При подведении итога урока часто предлагаю упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Его можно  выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

  Для самоанализа, а так же качественной и количественной оценки урока в конце урока предлагается  повести  анкетирования. Пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

 Примерные вопросы для анкеты:

  • На уроке я работал (пассивно/активно)
  • Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)
  • Моё настроение  (стало лучше/стало хуже)                              

Практический опыт показал, что рефлексивная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие самоконтроля и самооценки, а так же  взаимоконтроля и взаимооценки. Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии,  развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "организация рефлексии на уроках математики"

В данной презентации представлены основные способы и приемы организации рефлексии на уроках, такие как рефлексия деятельности, рефлексия настроения и содержания учебного материала. Данные приемы...

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Один из важных моментов урока - это организация рефлексии. Какими методами это можно сделать - об этом идет речь в этой статье....

Организация рефлексии на уроках математики.

—Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности- её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты....

Организация рефлексии на уроках математики!.pdf

Организация рефлексии на уроках математики!.pdf...

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

Даются примеры организации рефлексивной деятельности...