"Внеурочная деятельность обучающихся в условиях введения ФГОС"
статья на тему

Синегрибова Ирина Викторовна

В материале представлены цели, задачи внеурочной деятельности с указанием возможных форм, видов проведения занятий. А также форма диагностики занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях введения ФГОС.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми  и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

1) расширение общекультурного кругозора;

2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более

успешного освоения его содержания;

3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

5) участие в общественно значимых делах;

6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности

(художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в

творческих объединениях дополнительного образования;

7) создание пространства для межличностного общения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,  формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая,

познавательная,  досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно - оздоровительная деятельность; туристско – краеведческая деятельность.

В рамках традиционного образовательного процесса за послед- нее десятилетие сложились следующие виды деятельности: – учебный процесс; – система дополнительного образования; – набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности; – воспитательная работа классного руководителя; – организация работы группы продленного дня; – индивидуальная работа с учащимися. Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока.



Предварительный просмотр:

Диагностичекая карта внеурочного занятия

Показатели оценки

Оценочная шкала

1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1.1. Обеспечение понимания детьми содержания занятия

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

1.2. Обеспечение самоопределения детей в занятии (что будет результатом, что будем делать для его достижения)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

1.3. Создание ситуации, вызывающей у детей желание сотрудничать, участвовать в коллективном творчестве

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

2.1. Направленность содержания занятия (задания, вопросы педагога и др.) на включение детей в разные виды активностей (игровая, исследовательская, коммуникативная и др.)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

2.2. Соответствие содержания занятия возрастным и индивидуальным возможностям младших школьников

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

2.3. Направленность содержания занятия на получение какого-либо продукта (интеллектуального, творческого и т.д.) 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

3.1. Форма организации активностей детей отличается от урочной (исследовательский клуб, учебная лаборатория, конструкторский кружок и т.п.)  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

3.2. Направленность способов работы детей на приобретение социального опыта

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

3.3. Направленность способов работы детей на получение опыта общественного действия

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

4.1. Направленность занятия на развитие личностных УУД (нравственно-этических принципов обучающихся, формирование гражданской, профессиональной или моральной позиции и т.д.)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4.2. Направленность занятия на развитие регулятивных УУД (действия самоорганизации, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, целеполагание, контроль деятельности обучающихся)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4.3. Направленность занятия на развитие коммуникативных УУД  (сотрудничество с учителем и учащимися, понимание и принятие точки зрения друг друга, готовность к обсуждению различных вопросов, умение доказывать, отстаивать свою точку зрения, правильно задавать вопросы и т.д.)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4.4. Направленность занятия на развитие познавательных УУД (общеучебных, знаково-символических, логических  и иных  способов деятельности обучающихся)

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

5. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

4.1.  Соответствие результатов занятия поставленной цели

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4.2. Совместный с обучающимися рефлексивный анализ осуществленной деятельности

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

4.3. Удовлетворённость обучающихся занятием

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

Предлагаемые в таблице показатели не соотносятся напрямую с этапами занятия и могут быть прослежены на протяжении всего занятия. Каждый показатель оценивается от 1 до 10 баллов. Общую сумму полученных результатов нужно разделить на 33, вследствие чего получится средний балл:

1-3 балла –  низкий уровень соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 4-7 баллов –  средний (допустимый) уровень соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 8-10 баллов   – высокий уровень соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность учащихся Подготовил учитель географии Синегрибова И.В.

Слайд 2

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Слайд 3

Задачи внеурочной деятельности: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения.

Слайд 4

Формы организации внеурочной деятельности - экскурсии , кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

Слайд 5

Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая, познавательная , досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество ( социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая ( производственная) деятельность , спортивно - оздоровительная деятельность; туристско – краеведческая деятельность . Виды внеурочной деятельности

Слайд 6

Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Слайд 7

Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности , осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное , духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное , общекультурное, направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответ - ствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока. Вывод:

Слайд 8

Анализ может быть оформлен в таблицу «Диагностическая карта внеурочного занятия», где оцениваются различные аспекты занятия: Мотивационно-ценностно-целевой; Содержательный; Процессуальный; Результативный; Оценочно-рефлексивный. ;; Анализ внеурочного занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме"Оценивание деятельности обучающихся в условиях введения нового ФГОС"

Формирующему оценивание, принципы его использования, особенности, Основные методы и приёмы его использования на занятии....

Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.

Даннай материал является обобщением педагогического опыта. Может быть использован для самообразования, выступления на предметно-цикловых комиссиях, методических совещаниях. Является первой частью данн...

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...