Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.
статья на тему
Даннай материал является обобщением педагогического опыта. Может быть использован для самообразования, выступления на предметно-цикловых комиссиях, методических совещаниях. Является первой частью данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_masterstva_prepodavatelya_geografii.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.
Материал для выступления на ПЦК
«Экологии и технологии полимеров»
подготовила преподаватель
естественнонаучных дисциплин
первой квалификационной категории
Бочарова Ю.В.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в ОУ является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности студента.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в ОУ является подготовка преподавателя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, преподаватель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства преподавателя принято считать его профессиональную компетентность.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Структура профессиональной компетентности преподавателя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности преподавателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания
в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для
определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми
знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных
обучающихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и
развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную
педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного
процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами
и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности студента, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности:
самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности
преподавателя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его профессиональной компетентности.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ОУ
определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Система повышения квалификации.
- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой
должности и квалификационную категорию.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,
семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами
методической работы являются теоретические и научно-практические
конференции, слеты, съезды учителей.
- Владение современными образовательными технологиями,
методическими приемами, педагогическими средствами и их
постоянное совершенствование.
- Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
- Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,
создание публикаций.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития
обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией
личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и
собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Очень важно, чтобы педагог был в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видел ближние и дальние перспективы преподаваемой, науки.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, но и количество используемых форм и методов работы.
Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, участие в конкурсах должно представляется как праздник общения, профессионального и личностного роста. Но в реальных условиях это не всегда так, к сожалению.
Успех творческой деятельности педагога во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать адекватное состояние у обучающихся.
Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В. А. Кан-Каликом и Н. В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися:
•• педагог — «премьер»: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
•• педагог — «дирижёр»: учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;
•• педагог — «зеркало»: учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
•• педагог — «режиссёр»: учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество.
В современных условиях требования к профессиональной
компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный
стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем
поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы
это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически
должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога,
основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича
Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и
воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову
учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе
Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Качественное образование в современных условиях.
Повышая качество образования Стандарт предоставляет образовательной организации возможности обеспечить условия достижения высоких результатов. Основная образовательная программа, создающаяся каждой об...
Особенности образовательного стандарта как условия для качественного образования.
Основная образовательная программа, создающаяся каждой образовательной организацией, является неким путем для достижения учебных результатов. О качестве обучения можно судить не только по предметным р...
Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)
Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...
Повышение профессионального мастерства преподавателя СПО как фактор обеспечения качества образования
Роль педагога в наше время велика как никогда: современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие этого, на сегодняшний де...
Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО
В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...