Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания
материал на тему

Кукленкова Ксения Андреевна

о значимости народного творчества (на примере танцевальной культуры Сибирского казачества) в формировании национального самосознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 57b35d2e168f9130647668.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Кукленкова Ксения Андреевна,

педагог-организатор

МБОУ «СОКШ №4»,

ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск

Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания

Покажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве.

Иван Александрович Ильин

Вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности, которые пропагандирует современная массовая культура.  У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации.

Именно поэтому, сегодня  в отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, в котором  методология направлена на обретение человеком  личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь  актуализирует поиск  традиционных культурных моделей  и  создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных традиции в российской образовательной системе.

Культурологические основы российского образования ориентируют  на некий образец (константу) российской культуры. Таким образцом для современного образования стала культура российского казачества.   Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает  значимость казачьей идеи, как источника развития национального самосознания подрастающего поколения.

В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И, в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни.  Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического опыта, позволяющая решать многие проблемы на пути формирования  национального самосознания в системе современного образования.

Русский философ С. Н. Булгаков заметил: «…чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество». И действительно, неразумно определять свою национальность, ссылаясь на научные источники.  Есть такое понятие, как коллективная память. Это то, что передается из поколения в поколение. Эта истина, не поддающаяся сомнению. Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура: сказки, легенды, песни, танцы, музыка, декоративно-прикладное творчество.  

Таким образом, особая роль в  формировании национального самосознания принадлежит дополнительному образованию. Посредством предметов эстетической направленности осуществляется не просто изучение народного творчества, а погружение в национальную культуру.  При этом следует отметить, что дополнительное образование сегодня является одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога, что позволяет образованию как системе более лабильно реагировать на запросы  общества. Именно поэтому, когда в нашей школе в 2011 году открыли  первый кадетский казачий класс,  в первую очередь были разработаны   программы дополнительного образования, направленные на освоение культуры сибирского казачества, которые гармонично вошли в  систему дополнительного образования кадетской школы.

Так, например, изучение хореографии в кадетской школе рассматривается как средство физического и нравственно-эстетического  развития личности.  Также средствами хореографического  искусства во многом  решаются задачи патриотического воспитания. Хореографическое обучение в  кадетской школе направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой танец на народной основе и классический европейский танец.  В связи с этим репертуар хореографического коллектива выстроен, главным  образом, на основе хореографической лексики народного и историко-бытового танца. Изучение специфики танцевальной культуры сибирского казачества только расширяет и углубляет      хореографическое обучение  в кадетской школе в рамках патриотического воспитания и национального самосознания. Программа по хореографии «Танцевальная культура сибирского казачества» гармонично дополнила и расширила содержательную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразовательной школе.

Особенности содержания данной программы, определяет специфика танцевальной культуры сибирских казаков. Сибирское казачество, взаимодействуя с культурами коренных народов Сибири, не только влияло на их культуру, но и само ассимилировало элементы этих культур. Тем самым закладывались специфические признаки субкультуры сибирского казачества и складывались особенности танцевальной культуры.

Будучи культурой позднего формирования, казачьей танцевальной культуре не характерны имитация трудовых процессов, выполнение инициационной, магической, терапевтической и других функций.  Включение танца в казачью культуру  могло осуществляться только под знаком демонстрации силы, ловкости, воинской сноровки, кинетической виртуозности. Танцевальная музыка становится, прежде всего, формой выражения звуковой среды, обеспечивающей воинскую подготовку. В архиве фоно- и фотодокументов в Москве есть видеозапись приезда Николая II в Екатеринодар. Встречающие казаки танцуют перед императором. Танец одного казака состоял в том, что он под музыку перепрыгивал через саблю, удерживаемую перед собой. Это был не столько танец, сколько своеобразное гимнастическое упражнение и, конечно же, демонстрация казачьей удали и ловкости.

Воспитание через танец ритмической координации движений, силы, ловкости  было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали  жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающим в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.

Помимо военных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной  культуры сибирского казачества.   Обряды, народные праздники, игрища  сибирских казаков имеют славянские корни,  поэтому следует отметить их  идентичность праздникам и обрядам русского населения, но в силу ассимиляции с другими этносами они имеют определенные особенности.  В связи с этим,  основу танцевальной культуры казаков составляет  русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым  характером исполнения, свойственным духу казачества.

Реализация казачьего компонента, дала возможность для расширения и обновления репертуара творческих коллективов кадетской школы. Репертуар творческих коллективов школы пополнен танцевальными номерами на основе хореографической лексики казачьих плясок.  Данные номера востребованы не только на школьных, но  и   городских мероприятиях.  Заинтересованность и желание учащихся  работать в данном направлении позволяет повышать уровень сценического исполнительства, что  открывает  возможности для  участия в мероприятиях  регионального и всероссийского уровня.

На данный момент  школа располагает  хореографическим  репертуаром, который обладает нравственно-эстетичной и патриотической направленностью. В контексте воспитательной системы школы все эти качества репертуара  обеспечивают  формирование  национального самосознания подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

  1.  Казачество в истории России: материалы всероссийской  научно-практической конференции (3-4 окт. 2007 г., Москва),  Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): матер. междун. науч.-прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).
  2. Кашина Н.И.  Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и  Оренбуржья: история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.
  3. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
  4. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
  5. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
  6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
  8. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. СПб., 2006.
  9. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
  10. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...

Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»

Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»...

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на  примере народных традиционных ремёсел...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).

В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Выдержка из авторской программы хореографического воспитания и образования в школах инновационного типа  «Хореография. 1-11 класс» (рецензия доцента кафедры хореографии Казанского государст...

Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта русского национального самосознания

В работе представлена проблема формирования и развития творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания через обучение и воспитание. Исходя из поставленной проб...