Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания
материал на тему
о значимости народного творчества (на примере танцевальной культуры Сибирского казачества) в формировании национального самосознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
57b35d2e168f9130647668.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукленкова Ксения Андреевна,
педагог-организатор
МБОУ «СОКШ №4»,
ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск
Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания
Покажи мне как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве.
Иван Александрович Ильин
Вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой информации, идет ориентация детей и молодежи страны на чуждые нашему менталитету образы, модели поведения и жизни, на сомнительные идеалы и ценности, которые пропагандирует современная массовая культура. У многих молодых людей нет осознанного чувства принадлежности к своему народу, нет интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к его идеалам и ценностям. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. Так рождается бездуховность нации.
Именно поэтому, сегодня в отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, в котором методология направлена на обретение человеком личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь актуализирует поиск традиционных культурных моделей и создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных традиции в российской образовательной системе.
Культурологические основы российского образования ориентируют на некий образец (константу) российской культуры. Таким образцом для современного образования стала культура российского казачества. Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает значимость казачьей идеи, как источника развития национального самосознания подрастающего поколения.
В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа. И, в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни. Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического опыта, позволяющая решать многие проблемы на пути формирования национального самосознания в системе современного образования.
Русский философ С. Н. Булгаков заметил: «…чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество». И действительно, неразумно определять свою национальность, ссылаясь на научные источники. Есть такое понятие, как коллективная память. Это то, что передается из поколения в поколение. Эта истина, не поддающаяся сомнению. Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура: сказки, легенды, песни, танцы, музыка, декоративно-прикладное творчество.
Таким образом, особая роль в формировании национального самосознания принадлежит дополнительному образованию. Посредством предметов эстетической направленности осуществляется не просто изучение народного творчества, а погружение в национальную культуру. При этом следует отметить, что дополнительное образование сегодня является одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога, что позволяет образованию как системе более лабильно реагировать на запросы общества. Именно поэтому, когда в нашей школе в 2011 году открыли первый кадетский казачий класс, в первую очередь были разработаны программы дополнительного образования, направленные на освоение культуры сибирского казачества, которые гармонично вошли в систему дополнительного образования кадетской школы.
Так, например, изучение хореографии в кадетской школе рассматривается как средство физического и нравственно-эстетического развития личности. Также средствами хореографического искусства во многом решаются задачи патриотического воспитания. Хореографическое обучение в кадетской школе направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой танец на народной основе и классический европейский танец. В связи с этим репертуар хореографического коллектива выстроен, главным образом, на основе хореографической лексики народного и историко-бытового танца. Изучение специфики танцевальной культуры сибирского казачества только расширяет и углубляет хореографическое обучение в кадетской школе в рамках патриотического воспитания и национального самосознания. Программа по хореографии «Танцевальная культура сибирского казачества» гармонично дополнила и расширила содержательную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразовательной школе.
Особенности содержания данной программы, определяет специфика танцевальной культуры сибирских казаков. Сибирское казачество, взаимодействуя с культурами коренных народов Сибири, не только влияло на их культуру, но и само ассимилировало элементы этих культур. Тем самым закладывались специфические признаки субкультуры сибирского казачества и складывались особенности танцевальной культуры.
Будучи культурой позднего формирования, казачьей танцевальной культуре не характерны имитация трудовых процессов, выполнение инициационной, магической, терапевтической и других функций. Включение танца в казачью культуру могло осуществляться только под знаком демонстрации силы, ловкости, воинской сноровки, кинетической виртуозности. Танцевальная музыка становится, прежде всего, формой выражения звуковой среды, обеспечивающей воинскую подготовку. В архиве фоно- и фотодокументов в Москве есть видеозапись приезда Николая II в Екатеринодар. Встречающие казаки танцуют перед императором. Танец одного казака состоял в том, что он под музыку перепрыгивал через саблю, удерживаемую перед собой. Это был не столько танец, сколько своеобразное гимнастическое упражнение и, конечно же, демонстрация казачьей удали и ловкости.
Воспитание через танец ритмической координации движений, силы, ловкости было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающим в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.
Помимо военных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной культуры сибирского казачества. Обряды, народные праздники, игрища сибирских казаков имеют славянские корни, поэтому следует отметить их идентичность праздникам и обрядам русского населения, но в силу ассимиляции с другими этносами они имеют определенные особенности. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.
Реализация казачьего компонента, дала возможность для расширения и обновления репертуара творческих коллективов кадетской школы. Репертуар творческих коллективов школы пополнен танцевальными номерами на основе хореографической лексики казачьих плясок. Данные номера востребованы не только на школьных, но и городских мероприятиях. Заинтересованность и желание учащихся работать в данном направлении позволяет повышать уровень сценического исполнительства, что открывает возможности для участия в мероприятиях регионального и всероссийского уровня.
На данный момент школа располагает хореографическим репертуаром, который обладает нравственно-эстетичной и патриотической направленностью. В контексте воспитательной системы школы все эти качества репертуара обеспечивают формирование национального самосознания подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
- Казачество в истории России: материалы всероссийской научно-практической конференции (3-4 окт. 2007 г., Москва), Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): матер. междун. науч.-прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).
- Кашина Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.
- Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
- Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
- Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
- Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
- Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. СПб., 2006.
- Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
- Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...
Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»
Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»...
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Выдержка из авторской программы хореографического воспитания и образования в школах инновационного типа «Хореография. 1-11 класс» (рецензия доцента кафедры хореографии Казанского государст...
Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта русского национального самосознания
В работе представлена проблема формирования и развития творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания через обучение и воспитание. Исходя из поставленной проб...
- Мне нравится (1)