Современный рынок труда
план-конспект урока (9 класс) на тему

Мордвинова Елена Александровна

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен». Сегодня эта фраза звучит очень актуально. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Молодые люди пытаются найти ответ на вопрос, который задавал еще Владимир Владимирович Маяковский: «У меня растут года,/ Скоро мне семнадцать./ Где работать мне тогда? / Чем заниматься...!».

Как не обмануться, выбирая профессию, и пойти перспективным путем, прозорливо отметив ту, спрос на которую будет расти? Как не попасть в ситуацию, когда ваша профессия, популярная на момент поступления, окажется мало востребованной на момент окончания учебного заведения? На эти и многие другие вопрос можно ответить, изучив рынок труда.

Итак, тема нашего очень важного, практически значимого разговора: «Современный рынок труда». Сегодня на уроке мы вместепознакомимся с понятиями «рынок труда» и его основными компонентами, узнаем о профессиях, появившихся в последние годы, сделаем анализ рынка труда Самарской области и узнаем, каких же специалистов ищут работодатели, рассмотрим организаций, которые помогают человеку найти работу; исследуем предпочтения учащихся вашего класса в выборе профессии;ознакомимся с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий, путями их получения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru

Урок по предпрофильному курсу в 9 классе

по теме: «Современный рынок труда»

Автор:

Мордвинова Елена Александровна,

учитель предпрофильных  курсов

МБОУ школы № 12 г.о. Самара

Дата проведения: 17.03.2016 г.

Самара, 2016

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата: 17.03.2016 г.Предмет: предпрофильный курс

Класс: 9 «А»Учитель: Мордвинова Е.А.

Тема урока:«Современный рынок труда» (2 ч).

Цели урока:

  1. Обучающие:  закрепить знания учащихся по теме «Ошибки в выборе профессии» с помощью проверки ответов на вопросы домашнего задания; сформировать у учащихся понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «трудовой договор/контракт»; сформировать представление о современном рынке труда, новых профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту; об организациях, представляющих современный рынок труда;  ознакомить с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной экономике.
  2. Развивающие: способствовать формированию у учащихся навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда Самарской области для определения собственной траектории профессионального самоопределения; сформировать у учащихся умение преподать себя на рынке труда;  развивать умения учащихся: а) работать с источниками дополнительной информации (спец.литературой, Интернетом); б)  систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы; в) создавать презентации в программе Роwer Point; развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции;
  3. Воспитательные:способствовать формированию и развитию познавательной, экономической, исследовательской, коммуникативной культуры личности ученика;способствовать формированию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:учебный кабинет с мультимедийным оборудованием: компьютер, проектор;

2.Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь попредпрофильному курсу (Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся педагогов.– Москва, 2005);
  • Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.– Москва, 2005;
  • учебная презентация «Современный рынок труда» (Приложение 1);
  • дидактический, раздаточный материал (карточки с профессиями (Приложение 2), газеты.
  1. Список используемых методических и Интернет–ресурсов:
  1. План-конспект занятия в рамках внеурочной (внеучебной) деятельности по профессиональной ориентации учащихся «Осознанный выбор профессии – первый шаг на пути к счастью»(9 класс; Уколова Н. А. (ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Чапаевск Самарской области)http://www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy/66-biblioteka/metodicheskie-posobiya-rekomendatsii/598-bank-stsenariev-i-konspektov-zanyatij-meropriyatij-po-proforientatsii-obuchayushchikhsya-razlichnykh-vozrastov
  2. Сайт ЦПО Самарской области www.cposo.ru;
  3. Среднесрочный прогноз кадровых потребностей экономики Самарской области к 2019 году и до 2022 года http://www.cposo.ru/rs/isl/sredne-sroch_prognoz-2019-2022.pdf;
  4. Раздел Материалы для педагогов http://www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy;
  5. http://www.educat.samregion.ru/activity/professionalnoe_obrazovanie/srednesrochnyy_prognoz_kadrovykh_potrebnostey_ekonomiki_samarskoy_oblasti_k_2019_godu_i_do_2022_goda.
  1. Домашнее задание к уроку:
  1. Материалы для контроля знаний учащихся (письменные ответы на вопросы:  1. Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью? 2. Почему эти профессии считаются престижными? 3. Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда? 4. Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют? Перечислите основные ошибки в выборе профессии.
  2. Дифференцированное задание по группам:
  • Группа 1: Социологи «Анкетирование учащихся класса по вопросам самоопределения» (Приложение 3).
  • Группа 2: Эксперты «Рейтинг наиболее востребованных профессий».
  • Группа 3: Консультанты «Презентации, сообщения о выбранных профессиях рыночного типа: «менеджер», «маркетолог», «программист», «web- дизайнер», «байер».
  • Группа 4: Соискатели.
  1. Методы обучения:
  • по источнику знаний: наглядный, словесный, практический;
  • по дидактическим задачам: формирование ЗУН;
  • по сочетанию методов преподавания и современных образовательных технологий: частично-поисковый,  объяснительно-иллюстративный, элементы проблемной и игровой технологий.
  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • беседа (фронтальная);
  • демонстрация (презентация учителя и учащихся);
  • объяснение;
  • исследовательская деятельность (сообщения учащихся);
  • групповая форма работы по составлению синквейна (рефлексия)
  • элементы игровой технологии (ролевая игра)
  1. Словарная работа: «рынок труда», «трудовой контракт», «центр занятости».

7. Тип урока: урок новых знаний.

В мире столько разных дорог – выбери свою.

И не важно, кем ты войдешь в жизнь взрослую.

Важно радость людям дарить,

Доброту в душе сохранить,

Ведь не просто на свете ЧЕЛОВЕКОМ быть!

Ход урока (1 час):

  1. Организационный момент.  (1 мин.)

Приветствие. Настрой на работу.Сообщение целей и хода урока.

Добрый день! Сядьте удобно, закройте глаза, шепотом повторяйте за мной: «Сейчас я в школе на уроке. На уроке я узнаю много нового. Я этому рад. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю!».

II.        Сообщение темы, целей и хода урока. (2 мин.)  

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен». Сегодня эта фраза звучит очень актуально. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Молодые люди пытаются найти ответ на вопрос, который задавал еще Владимир Владимирович Маяковский: «У меня растут года,/ Скоро мне семнадцать./ Где работать мне тогда? / Чем заниматься...!».

Как не обмануться, выбирая профессию, и пойти перспективным путем, прозорливо отметив ту, спрос на которую будет расти? Как не попасть в ситуацию, когда ваша профессия, популярная на момент поступления, окажется мало востребованной на момент окончания учебного заведения? На эти и многие другие вопрос можно ответить, изучив рынок труда.

Итак, тема нашего очень важного, практически значимого разговора: «Современный рынок труда». Сегодня на уроке мы вместепознакомимся с понятиями «рынок труда» и его основными компонентами, узнаем о профессиях, появившихся в последние годы, сделаем анализ рынка труда Самарской области и узнаем, каких же специалистов ищут работодатели, рассмотрим организаций, которые помогают человеку найти работу; исследуем предпочтения учащихся вашего класса в выборе профессии;ознакомимся с рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий, путями их получения.

Поскольку наше время строго регламентировано, старайтесь работать дружно, говорить четко, заинтересованно и убедительно.

III.        Проверка домашнего задания. (5 мин).

 Но прежде, чем приступить к освоению нового материала, мы повторим и закрепим знания по теме: «Ошибки в выборе профессии» (задание № 4 к уроку 26 в рабочей тетради Резапкиной Г.В.).

Учащиеся зачитывают вопросы и оформленные в рабочей тетради письменные ответы на них: 1) Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью? 2) Почему эти профессии считаются престижными? 3) Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда? 4) Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии? 5) Как они живут и что чувствуют?

IV. Актуализация знаний учащихся: введение в тему. Работа с терминами. (10 мин).

Учащиеся открывают рабочие тетради, записать число, тему. Показ учебной презентации: «Современный рынок труда».

4.1. Изучение нового материала. Эвристическая беседа.

В повседневной жизни рынком называют место, где продаются и покупаются те или иные товары.

– Чем на ваш взгляд отличается рынок труда от обычного рынка? (На рынке труда не продаются товары).

– Что является товаром на рынке труда? (На рынке труда продаются трудовые услуги).

– Кто выступает в роли продавца на рынке труда? (Человек той или иной профессии, который предлагает свои трудовые услуги).

– Кто выступает в роли покупателя? (Работодатель – директор магазина, руководитель предприятия, организации).

4.2. Рассказ учителя.

Что же такое «рынок труда»? Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка труда являются:

– спрос на рабочую силу;

– предложение рабочей силы;

– стоимость рабочей силы.

В нашей стране вполне официально существует безработица. Люди посещают ярмарки вакансий, получают пособия в Службе занятости, месяцами не могут (а может, не хотят?) трудоустроиться. При этом огромное количество объявлений о свободных рабочих местах.

Помните «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина? Там есть такие строчки: ««Нужен мне работник –/  Конюх, повар и плотник./ Где найти такого, /Работника не слишком дорогого?»

Как видите, проблема спроса на рабочую силу существует уже давно.

А теперь давайте проанализируем этот отрывок с точки зрения рыночных отношений.

Вот так встретились у Пушкина покупатель и продавец.

– Кто выступает в роли работодателя? (Поп).

– Кто выступает в роли соискателя (работника)? (Балда).

– Каким товаром торгуют на рынке труда? (ответы учащихся).

На любом рынке есть товар, на рынке труда он представлен в видерабочей силы. Работодатель (покупатель) предъявляет к работникуопределенные требования, как, в принципе, к любому другому товару.

– Что требует от работника Поп? Подтвердите свой ответ фразой изсказки. (Ответы учащихся. Фраза: «Нужен мне работник: повар, конюх иплотник»).

Действительно, умный и хитрый поп примет на работу одногочеловека вместо трёх,то есть на языке современности это звучит примернотак: «Ищу Профи широкого профиля».

Так кто же нужен работодателям сегодня? Как и любой покупатель в магазине или на обычном рынке, работодатель стремится «приобрести» работника, если он отвечает его требованиям, т.е. обладает соответствующей квалификацией, способностями, возможностью и желанием трудиться. Сегодняработодателю нужен профессионально мобильный специалист широкогопрофиля, владеющий сразу несколькими профессиями и готовый принеобходимости достаточно быстро переквалифицироваться.

На рынке труда есть и цена товара – заработная плата. Попа в сказкеПушкина очень волнует этот вопрос:«А где найти мне такого/ Служителя не слишком дорогого?»

Желание попа нам понятно: он хочет купить дешево «хороший товар».

–  Почему попу удается так дешево купить рабочую силу?

– Чье поведение на рынке труда было эффективным?

– Почему?(Поведение попа эффективно – рано встал, пошёл на рынок – туда, где продается товар; Балда – не знает, чего хочет, но демонстрирует желание работать, вступает в диалог с Попом).

– Что необходимо было сделать Балде, чтобы продать свою рабочуюсилу дороже? (презентовать себя).

– Что предлагает попу в качестве товара Балда? (свои умения,профессиональные навыки,здоровье,опыт и т.д.).

Именно эти составляющие являются товаром на рынке труда.

– Сколько же стоит этот товар?Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения.

Междурыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляетсяспрос всегда существует определенное соотношение. То есть, чем большелюдей спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дорожеон стоит. Иначе говоря, самыми дорогими товарами являются те, которых нехватает, а именно, дефицитные товары. Если же спрос на товар низок, апредлагают его многие, то цена на него резко снижается.

Лучше разобраться в этих понятияхпопробуем с помощью игрового упражнения. Перед игровым упражнением знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность».

V.  Проведение игровых упражнений и тренингов (21 мин).

Перед игровым упражнением учитель знакомит учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность».

5.1. Игровое упражнение «Кто нужен для дела? (Приложение 3).

Учитель рисует на доске дом и задает проблемный вопрос: «Какие специалисты нужны для того, чтобы построить дом?»  На доске пишется список профессий, которые называют учащиеся. Если список неполный, то педагог может задавать наводящие вопросы: «Все ли здесь специалисты указаны, которые могут пригодиться при строительстве дома?» После того, как составлен список, педагог раздает детям небольшие листочки белой бумаги и дает инструкцию: «Исходя из своих потребностей, выбери любую профессию, по которой ты будешь участвовать в строительстве дома»

Учащиеся записывают профессию в своем листочке и отдают педагогу.

Педагог подсчитывает предпочтения класса по профессиям и записывает данную информацию на доске.

Далее вместе с учащимися делается вывод: «Физический труд не выбирается. Одни профессии востребованы, другие нет. Что делать? (Либо переквалифицироваться, либо выдержать конкуренцию)».

Учащиеся по очереди называют профессии, которые нужны для того, чтобы построить дом.Учащиеся взаимодействуют, анализируют и приходят к общему выводу.

        5.2.  Практическая работа.

Учитель:

– Сегодня среди социологов гуляет мрачная шутка, что «сейчас легче найти наемного убийцу, чем опытного сантехника». Судя по последним данным специалистов, занимающихся изучением рынка труда, ситуация на нем сложилась отнюдь не в пользу обладателей престижных профессий. С юристами, экономистами такой перебор, что устроится им на работу становится все более проблематично. Зато в дефиците оказались «спецы»-работяги. Например, труд высококвалифицированного технолога в сфере мясо-молочного производства сегодня оценивается свыше 2 тыс.долларов, притом что руководители предприятий на такого просто охотятся. А в подмосковном Зеленограде сантехник на «мерседесе» – типичная картина. За рубежом сегодняшний оклад высококвалифицированного сантехника превышает зарплату профессора университета, а конкурс на эту рабочую специальность в колледжах ряда европейских стран достигает 40 человек на место. Обучение предусматривает курс химии, геометрии, делового общения и хороших манер. По рейтингу Международной студенческой конференции при ЮНЕСКО выпускники-сантехники из шотландского и ирландского учебных заведений идут сразу же за студентами из Оксфорда. А по словам авторитетного социолога Халида Кокера, спрос на эту профессию будет расти, и в ближайшие 10-15 лет чинить трубы и водостоки могут начать женщины, т.к. у них преуспеть в этом деле больше шансов, чем у мужчин.

Наиболее востребованными рабочими профессиями на рынке труда являются также станочники (токари, фрезеровщики),слесари (ремонтники, сборщики),электрики, все профессии по строительству, а также мотористы, монтажники, крановщики, официанты, повара и кондитеры.

Возникла потребность в специалистах, имеющих современное образование в сфере управления, в новом типе руководителя. Интенсивно развивающийся бизнес предъявляет к работникам, помимо профессиональных знаний – владение смежными профессиями, умение принимать решения и эффективно вести себя на рынке труда, быстро адаптироваться к рабочему месту.

На протяжении последних лет в российских городах стал заметен рост парикмахерских. Эта картина вписывается в трансформацию национальной экономики, где большую роль стала играть торговля и сфера услуг. По словам мастеров парикмахерского дела, работу по специальности можно получить уже в процессе обучения. Она считается стабильной и хорошо оплачиваемой, хотя и физически тяжелой. Профессия парикмахера дает возможность дополнительного заработка, а на сегодняшнем рынке труда этот фактор считается главенствующим.

Ученые-социологи из британской фирмы провели опрос среди жителей туманного Альбиона, в попытке выяснить, какая профессия приносит больше всего морального удовлетворения в процессе работы. В итоге оказалось, что и там парикмахеры являются самыми счастливыми работниками. Следующими в списке идут священослужители, повара, сантехники и механики. Самыми несчастными трудящимися оказались социальные работники и архитекторы.

Предугадать будущее рынка труда постоянно пытаются и американские ученые. Они выяснили, что в ближайшем будущем максимально будут востребованы менеджеры и маркетологи, преподаватели математики и точных наук, системные аналитики и специалисты в области интернета, также программисты, использующие язык программирования JAVA. Не останутся без работы пилоты и авиамеханики, врачи и дантисты, а также тюремные надзиратели и охранники. Под угрозой вымирания скорее всего окажутся продавцы и кассиры. Задуматься о своем будущем и вовремя поменять профессию стоит обувщикам, типографским рабочим и банковским клеркам.

Такова международная статистика.

А на российском рынке труда с каждым годом появляются все новые и новые профессии, содержание работы которых порой бывает очень трудно определить по названию. Наверное, работая с периодическими изданиями и делая анализ рынка труда Самарской области, вы встречали такие профессии.

Давайте познакомимся с новыми профессиями на рынке труда. Для этого необходимо соединить 2 части карточки в одно целое, так чтобы получилось описание профессии.

Работа учащихся с карточками (Приложение 2).

(Ответы учащихся, правильное определение профессий.)

VI.  Подведение итогов 1 урока по новой теме. (1 мин).

Итак, мы с вами познакомились с новыми профессиями. Как видите, профессии совершенствуются, а это значит – требуют от вас новых знаний, умений, навыков, а главное - профессионализма. Но какую бы профессию вы не выбрали, необходимо помнить одну мудрую поговорку: «Не место красит человека, а человек – место». И как бы по одежке вас не встречали, добиться достойной работы и зарплаты, а также уважения начальства, можно только благодаря своим знаниям и трудолюбию. А для этого необходимо хорошо учиться.

Ход урока (2 час):

VII. Мини-лекция с развивающими вопросами.  Продолжение объяснения темы «рынок труда». (7 мин).

Учитель мотивирует учащихся вопросами на беседу.

– На рынке труда каждые 5-7 лет появляются новые профессии, на них есть спрос на рынке труда, другие профессии, наоборот, исчезают.

– А знаете ли вы, кто регулирует спрос и предложение на рынке труда?

– Как называется это учреждение?

– Чем оно может помочь работнику?

– Чем может помочь работодателю?

Учитель рассказывает информацию о Центре занятости. Учащиеся знакомятся с услугами, которые предлагает Центр занятости населения.

Человек, который ищет работу, может обратиться в Центр занятости населения и найти себе подходящую работу, так как ЦЗН имеет в наличии базу вакансий, которую можно посмотреть на их сайте http://trud.samregion.ru/.

Далее учитель знакомит учащихся с кадровой потребностью к 2022 году в профессиях и специальностях по данным Исследовательского отдела ЦПО Самарской области.

– Мы с Вами узнали, какие профессии и специальности нужны будут к 2022 году. Вы уже выбрали профессию, по которой пойдете учиться и работать?

Учитель предлагает сравнить и посмотреть информацию на слайде «Что выбирают абитуриенты и что требуется на рынке труда?» Сравниваются позиции. Учащиеся отвечают на вопросы, называют профессии, которые выбрали.

– Ребята, вы знаете, где можно узнать информацию о профессиях, которые нужны в нашем регионе и в России?

Знакомство с порталом «Работа в России».

Сайт trudvsem.ru. Портал создан для того, чтобы помочь гражданам найти работу, а работодателям – работников.

Учитель знакомит учащихся с Интернет-ресурсами, которые помогают при выборе профессии. Учащиеся отвечают на вопросы. Знакомятся с информацией из презентации.

VIII. Исследовательская работа учащихся. (7 мин).

– Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на самый проблемный вопрос, который волнует любого выпускника средней школы: «Какую же профессию лучше всего получить в ближайшие годы, чтобы на протяжении последующих лет оставаться востребованным и хорошо оплачиваемым специалистом?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы с вами находимся на ярмарке вакансий. В ярмарке участвуют: социологи, эксперты, консультанты и соискатели.

        – Слово предоставляется социологам, которые попытались исследовать предпочтения учащихся вашего класса в выборе профессии, давайте ознакомимся с результатами их исследований.

        Презентация «Исследование предпочтений учащихся 9 «А» класса в профессиональном самоопределении» (Группа №1).

        Сравним полученные результаты диагностики, с рейтингом наиболее востребованных профессий на ближайшие 5–7 лет.

– Слово предоставляется экспертам.

Презентация: «Рейтинг наиболее востребованных профессий» (Группа № 2).

Давайте ознакомимся со спецификой наиболее востребованных профессий.

– Слово предоставляется консультантам.

Соискатели и гости могут задавать интересующие их вопросы.

Презентации по профессиям (Группа № 3)

IX. Рассказ  учителя. (7 мин).

Побывав на ярмарке вакансий, вы узнали, что все вакансии на рынке труда можно разделить на 2 группы.

К первой относятся вакансии, на которые идти не хотят. Или маленькая зарплата, или туманные перспективы. Другая группа-работа для специалистов – профессионалов, с серьезной зарплатой. Это аудиторы, финансовые директора, аналитики, дизайнеры. Немного отстают, но тоже явно не бедствуют, различные менеджеры. Растет спрос на специалистов, занимающихся продвижением товаров на российский рынок, в первую очередь, на работников таможни. Пользуются спросом и секретари. При этом большинство работодателей отказываются от порочной практики приема секретарей по принципу «презентабельной» внешности. Сегодня секретари –это высшее лингвистическое образование, знание 2-3-х иностранных языков, профессиональное владение компьютерными программами.

Профессии требуются разные, но требования во многом похожи. Главное условие – «опыт работы по специальности не менее 3-х лет». Это и отсекает основную массу соискателей и одновременно делает поиск необходимого сотрудника занятием сложным и длительным. Ведь канули в лету те времена, когда на работу можно было устроиться один раз и на всю жизнь.

Эффективность поиска работы зависит от вашей активности и от того, по какому пути вы этот поиск поведете.

        Путей может быть несколько:

  1. обращение к знакомым и родственникам;

От них можно узнать о наличии свободных вакансий, о конкретных фирмах и организациях, в которые можно обратиться с предложением своих услуг. Знакомые могут рассказать о вас работодателю, передать в отдел кадров ваше резюме, лично рекомендовать вас.

2) сплошной обзвон фирм и предприятий;

3) чтение специальных изданий;

4) обращение в агентство по трудоустройству или подбору кадров;

5) Интернет: в нем можно найти сайты, посвященные трудоустройству. На них можно бесплатно разместить свое резюме, просмотреть вакансии, составить картину «рынка труда»;

6) ярмарка вакансий: здесь можно встретиться и поговорить с несколькими работодателями, ознакомиться с вакансиями предприятия, узнать условия работы и требования к персоналу;

7) Служба занятости: в Службе занятости можно узнать о вакантных местах по интересующей вас профессии. Для этого не нужно вставать на учет.

Центр занятости – государственное агентство по трудоустройству, которое:

•        помогает найти работу тем, кто ее не имеет;

•        помогает нанимателям найти подходящих работников;

•        предоставляет возможности для профессиональной подготовки;

•        оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.

– Как вы считаете вакансии на рынке труда, востребованность специальностей разных профессий изменяется или остается постоянной? (Рынок труда современной России быстро меняется).

– С чем связан этот процесс?

(Ответы учащихся:  с переходом к рыночной экономической системе;с научно-техническим прогрессом;с развитием тех или иных отраслей экономики и др.).

–В настоящее время  рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих человеку обменять свои трудовые услуги на заработную плату.Основной документ, свидетельствующий о приеме человека на работу, называется трудовым договором/контрактом. Он может быть срочный и бессрочный. В нем описаны обязанности работника, условия труда, заработная плата.

X.  Проведение игровых упражнений и тренингов. (10 мин).

10.1. А теперь представьте, что вы получили профессию, а устроиться по специальности не можете. И вот вы решили дать объявление в газету… Итак, задание, которое вам предстоит выполнить-составить объявление о поиске работы.

Ваше объявление должно содержать следующие сведения:

– пол и возраст;

– профессия и образование;

– наличие опыта работы;

– основные профессионально-личностные качества;

– наличие определенных требований к будущей работе;

– контактный адрес или телефон.

И еще одно, вы должны составить свое объявление так, чтобы оно заинтересовало работодателя.

(Выполнение задания)

Теперь, когда задание выполнено, я прошу вас обменяться тетрадями в паре. Ваш сосед по парте выступит в роли работодателя и даст оценку вашей работе. «Работодателей» я прощу объективно подойти к оценке объявления и ответить на вопрос: пригласили ли бы вы данного соискателя для собеседования и возможного дальнейшего трудоустройства?

(Оценка работы)

Итак, давайте послушаем некоторых наших работодателей. Какие объявления им понравились?

(Обсуждение 3-4 объявлений)

10.2.

А теперь давайте остановимся на вопросе: люди каких профессий требуются в  Самаре и Самарской области, и какие требования предъявляют работодатели к соискателям. В Самаре официально выпускаются несколько крупных периодических изданий, где содержатся сведения о имеющихся вакансиях. Это газеты  «Самарский персонал от А до Я», «Из рук в руки» и «Работа сегодня»,  «Бюллетень вакансий по Самаре и Самарской области».

        Вам было дано домашнее задание: проанализировать по данным газетам ситуацию на рынке труда Самарской области по следующим вопросам: (отдельно по каждой газете)

  1. Кто,  в основном, требуется? Какие требования предъявляет работодатель к соискателю? Каковы условия труда?
  2.  Кто ищет работу? Какие требования предъявляют к условиям работы?

(сообщения учащихся).

        – Итак, какой можно сделать вывод о ситуации на рынке труда Самарской области?

XI. Итог урока. (6 мин.)

Наш урок подходит к концу.

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что интересного вам запомнилось? Какие задания вам понравились больше всего?

–  Чтобы вы хотели сделать по–другому?

 (Ответы учащихся).

– Я думаю, каждый из вас получил много нужной и полезной информации, для подведения урока прошу вас составить синквейн (работаем в группах).

(Учащиеся зачитывают свои пятистишья)

Закончить урок мне хочется притчей.

        Однажды в Древней Греции между учителем и учеником состоялся такой диалог. Ученик спросил своего педагога: «Скажи мне, учитель, почему ты всегда говоришь, что почти ничего не знаешь, в то время как мне самому кажется, что я уже знаю почти все, а ты знаешь гораздо больше меня?»

        В ответ учитель нарисовал на песке большой круг и маленький и ответил: «Вот посмотри: внутри маленького круга лежит то, что знаешь ты. Внутри большого – то, что знаю я. Но и граница моего круга гораздо протяженнее границы твоего круга, а именно на ней мы и ощущаем собственное незнание».

Мы с вами можем только предполагать, каким будет рынок образовательных услуг, рынок труда да и само общество через несколько лет. Мы можем руководствоваться самыми общими прогнозами и сегодняшними наблюдениями. Но… Какую бы профессию вы не выбрали помните, всегда на рынке труда будет востребованным такой человек, такой работник, который готов заниматься непрерывным самообразованием всю свою жизнь.

(Оценка работы учащихся учителем. Выставление оценок)  

XII. Домашнее задание (дифференцированно – по выбору). Завершение урока. (2 мин.)

  1. Эссе 100 слов «Дороги, которые мы выбираем…»/
  2. Найти сайт «Работа в России. Общероссийская база вакансий» (https://trudvsem.ru//). На нем – иконки: «Впервые на сайте» и ознакомиться с возможностями портала; «Крупнейшие работодатели России» и ознакомиться с информацией, размещенной там. Найти работодателя ОАО «Российские железные дороги» или аналогичный крупных компаний, связанных с транспортом на территории РФ; на них найти пять любых вакансий, связанных с транспортом. Указать название профессии и предлагаемую заработную плату. Желательно найти вакансии нашего региона (Самарская область, г.Самара).
  3. Творческие задания к следующей теме: «Здоровье и выбор профессии»:

1-ая группа: пословицы о труде;

2-ая группа: неблагоприятные факторы, воздействующие на организм;

3-я группа: закон об охране труда;

4-ая группа: меры, которые может предпринять работодатель по охране труда.

– Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Приложение 2

Работа учащихся с карточками.

  1. АКВИЗИТОР – сотрудник или агент транспортных или страховых компаний, в обязанности которого входит привлечение новых грузов или страхований.
  2. ДИСТРИБЬЮТЕР – проводит анализ местного рынка, занимается микромаркетингом, работает с конкретными людьми, рекламируя товар.
  3. ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист, формирующий образ какого-либо лица для оказания им эмоционально - психологического воздействия при достижении политических, рекламных или др. целей.
  4. КОЛОРИСТ –  специалист по расцветке тканей, подбору красок и их сочетанию. Сейчас очень популярна профессия колориста в автосервисах.
  5. ЛОГИСТИК – отслеживает перевозки, планирует закупки, контролирует склады, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями.
  6. ТОП-МЕНЕДЖЕР –  занимается стратегическим планированием, анализирует перспективы развития фирмы.
  7. БРЭНД-МЕНЕДЖЕР –  производит реализацию, контроль и анализ продвижения товара. В российской практике человека со сходными обязанностями часто называют просто начальником отдела продаж.
  8. МЕНЧЕРДАЙЗЕР –  специалист по наиболее эффективному размещению товаров и торгового оборудования в помещении. Дает рекомендации по рекламному оформлению, дизайну интерьера, закупкам оборудования.
  9. РЕКРУТЕР – находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места, формирует банк данных лиц, занимающихся поиском работы.
  10. ПИАР-МЕНЕЖДЕР – специалист по связям с общественностью, организует общественное мнение, разрабатывает и реализует программы создания благоприятного общественного мнения, участвует в организации выставок и презентаций
  11. ДЕВЕЛОПЕР – одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, сопоставляет проект с участком, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект, затем сдает его в аренду или продает.
  12. ПРОМОУТЕР – занимается прямой рекламой товара, работая с прохожими и посетителями магазинов.
  13. ДИЛЕР – лицо, занимающееся биржевым или торговым посредничеством, покупкой и продажей ценных бумаг. Как и маклеры работают на фондовой бирже.
  14. БРОКЕР – в соответствии с интересами клиентов, выставляет заявки на покупку или продажу долговых обязательств, акций, валюты. Многие клиенты сами участвуют в биржевых торгах и совершают сделки на свой счет. Таких брокеров называют трейдерами.
  15. МАРКЕТОЛОГ –  отслеживает цены на продаваемую продукцию, анализирует ее конкурентоспособностью, занимается поиском и анализом данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах, исследует рынок сбыта, анализирует покупательную способность различных регионов, определяет приоритетные направления работы на рынке.

Приложение 3

Упражнение «Кто нужен для дела»

Цель: сформировать у обучающихся представление о потребности работников на предприятии.

Условие выполнения упражнения. Коллективно или в подгруппах учащиеся составляют список профессий, специалисты по которым участвуют:

  • в производстве хлеба;
  • в строительстве жилого дома;
  • в создании телевизионной передачи;
  • в охране общественного порядка;
  • в движении городского транспорта и т.д.

Строительство жилого дома

Представьте, что необходимо построить дом. Давайте его нарисуем.

(ведущий рисует на доске дом, желательно использовать интерактивную доску).

Какие специалисты нужны, чтобы его построить? (ответы детей записываются на доске):  Геодезист  Архитектор  Сметчик Каменщик

Плотник Кровельщик  Электрик  Штукатур-маляр  Сварщик  Газовщик

Прораб  Бухгалтер  Дизайнер  Водитель.

Инструкция: «Представьте, что вы можете выполнить любую работу. Исходя из своих потребностей, определите для себя профессию, которая необходима при строительстве дома (из приведенного списка)». Соотнести выбор от соискателей. Много ли среди нас каменщиков, плотников,  сварщиков?

Вывод ведущего: физический труд не выбирается. Одни профессии
востребованы, другие нет. Что делать? (Либо переквалифицироваться, либо выдержать конкуренцию).

 Заместитель руководителя ОО       ______________________ Е.А. Мордвинова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Современный рынок труда"

Классный час "Современный рынок труда" основан на материале программы Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии"....

Современный рынок труда. Профессии ХХI века

Беседа по профориентации учащихся...

Анализ современного рынка труда. Потребность в специалистах среднего профобразования.

Данная презентация разработана для демонстрации на родительских собраниях и классных часах 9-11 классов с целью информирования родителей и учащихся о дефиците рабочих специальностей, о положении на ры...

Урок в 9 классе "Современный рынок труда" (предпрофильный курс)

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом,...

Проект « Современный рынок труда».

Цель проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии....

Родительская гостиная "Современный рынок труда. Правильно выбираем профессию" (8-е классы).

Как помочь ребёнку выбрать профессию? В чём заключается роль родителей? Как сделать жизнь детей счастливой и успешной?...

«Профориентационная работа с обучающимися в условиях современного рынка труда»

Новые экономические процессы, связанные с переходом производства на рыночную основу и динамично развивающийся рынок труда обуславливает потребность поиска новых путей подготовки молодёжи к осознанному...