Урок в 9 классе "Современный рынок труда" (предпрофильный курс)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Мордвинова Елена Александровна

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

27 урок. Современный рынок труда.

Если ты ничего не можешь,

ты ничего не должен хотеть.

Сенека 

Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехников, или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не по требованиям рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:

Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?

Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.

В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой.         Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например: реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

(Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л., 1990).

  • Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чем заключается этот реализм?

Задание №1.

В российской экономике наметился рост производств, использующих новые технологии. По данным Министерства образования и науки, в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специалистах:

Физико-математические науки


Прикладная математика и информатика, радиофизика и компьютерная техника, биохимическая физика.
 

Естественные науки


Химия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология.
 

Гуманитарные науки


Лингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.
 

Социальные науки


Социальная работа, социология, теология, социальная антропология.
 

Здравоохранение


Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика.
 

Экономика и управление


Регионоведение национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление.
 

Информационная безопасность


Компьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем.
 

Сфера обслуживания


Социально-культурный сервис и туризм.
 

Ракетно-космическая техника


Авиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето- и вертолетостроение.
 


Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
 

Защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств.

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям. При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Задание №2. «Мышеловки».

Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками" и узнайте, как они работают.

Варианты заманчивых предложений

1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.

2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»

Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.

3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».

«Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.

4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.

Задание №3 (домашнее).

  • Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.)
  • Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы.
  •  Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы самоорганизации и саморегуляции школьников. Мой выбор профессии. Предпрофильный курс профориентационной направленности ( Е.А.Мордвинова ) Урок 27

Слайд 2

РАЗДЕЛ 4 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Урок № 27 СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА Психология и выбор профессии Урок 27

Слайд 3

Предположим, городу нужны… Урок 27

Слайд 4

Возможные варианты: Урок 27 98 юристов переквалифицируются в сантехники 98 юристов уедут в другие города 98 юристов умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах

Слайд 5

Урок 27 Мечтал ли кто-нибудь из них о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда? Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу.

Слайд 6

Соискатель – человек, ищущий работу Урок 27 Соискатель – ПРОДАВЕЦ Работодатель – ПОКУПАТЕЛЬ Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Слайд 7

Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда Урок 27 до 40 тысяч 40-60 тысяч больше 60 тысяч ЮРИСТ, февраль-2011

Слайд 8

Статистические данные (февраль, 2011) Урок 27 Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда юристов 25-45 лет; кандидаты на позицию "юрист" в возрасте до 30 лет составляют 60% от общего числа соискателей; в возрасте от 30 до 40 лет – 30%, в возрасте от 40 до 50 лет – 8%, старше 50 лет - 2%; 60% юристов – женщины; 60% юристов владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; на разговорном и на свободном уровнях - 19%; 95% юристов имеют высшее образование, 5% - неполное высшее; 64% юристов имеют водительские права категории «В».

Слайд 9

Бывают и другие случаи, когда Урок 27 Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, Когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»: Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник. Да где найти такого, Работника не слишком дорогого?

Слайд 10

Правовой аспект Урок 27 В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией . Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей .

Слайд 11

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Урок 27 Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой . Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Слайд 12

Начисление заработной платы: Урок 27 Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается: из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Слайд 13

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица. Ситуация, при которой специалистов меньше , чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все. Урок 27 ВЫГОДНО РАБОТОДАТЕЛЮ: ВЫГОДНО СОИСКАТЕЛЮ:

Слайд 14

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Урок 27 Идеальный вариант число специалистов, предлагающих свои услуги число требуемых специалистов

Слайд 15

МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ: Урок 27 Существуют массовые профессии, требующие большого количества специали стов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни , нужны врачи. Пока есть дети , нужны учителя. Пока есть преступность , нужны правоохранительные органы .

Слайд 16

РЕДКИЕ ПРОФЕССИИ: Урок 27 Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например: реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог . Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений.

Слайд 17

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Урок 27 — это соответствие качеств специалиста (работника) требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это: ваше профессиональное образование опыт работы, трудовая мотивация личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Слайд 18

ЕСЛИ ТЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ, ТЫ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ХОТЕТЬ (Сенека. 4 век до н.э.) Урок 27

Слайд 19

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче . Урок 27 Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе.

Слайд 20

Урок 27 Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь , дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

Слайд 21

Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. (Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л., 1990). Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чем заключается этот реализм? Урок 27

Слайд 22

Задание № 1 , стр. 9 9 «Я бы в хакеры пошёл…» В российской экономике наметился рост производств, использующих новые технологии. По данным Министерства образования и науки, в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специалистах: (см.таблицу) Подчеркните направления, которые вам интересны . Урок 27

Слайд 23

Урок 27

Слайд 24

Задание № 2, стр. 100 «Мышеловки» Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям. При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Урок 27

Слайд 25

Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками" и узнайте, как они работают. Варианты заманчивых предложений Урок 27 1. «Почтовая пирамид а » . «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом». Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.

Слайд 26

2. «Сизифов труд » . «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)» Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия. Урок 27

Слайд 27

3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой». Урок 27 «Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.

Слайд 28

4. «Испытательный срок» . «Работа. После испытательного срока — 700$». Урок 27 Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.

Слайд 29

Урок 27 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3, стр. 101 Защитная работа (профессия) Конспект урока № 27 ОБЪЯВЛЕНИЯ – «МЫШЕЛОВКИ» «Почтовая пирамида» «Сизифов труд» «Домашний офис» «Испытательный срок»

Слайд 30

Всем спасибо за внимание !!! Урок 27

Слайд 31

Литература: Г.В. Резапкина, Психология и выбор профессии Урок 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Рынок труда и занятость населения"

Данную презентацию можно использовать как дополнение к устному рассказу учителя и схемам в учебнике 9 класса....

Урок- проект. "Исследование рынка труда г. Сорска"

Цель проекта. Помочь с определение дальнейшего пути получения профессии.Определение востребованных профессий на рынке труда города Сорска. Соотнести личные планы в получении профессии с тем, что реаль...

Презентация по теме урока "Конкуренция. Типы рынков" (9 класс)

Материал презентации можно использовать для проведения урока по теме...

Урок по экономике "Рынок и конкуренция"

Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране  требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развит...

Конспект урока по экономике: " Рынок труда. Безработица"

Цель урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого я...

Презентация к уроку Государство и рынок в охране окружающей среды

Презентация к открытому уроку Государство и рынок в охране окружающей среды, 8 классГосударство и рынок в охране окружающей средыЦель: способствовать формированию у детей бережного отношения к о...