«Профориентационная работа с обучающимися в условиях современного рынка труда»
методическая разработка

Новые экономические процессы, связанные с переходом производства на рыночную основу и динамично развивающийся рынок труда обуславливает потребность поиска новых путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессии и адаптации на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_23.01.19_1.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профориентационная работа с обучающимися в условиях современного рынка труда»

Новые экономические процессы, связанные с переходом производства на рыночную основу и динамично развивающийся рынок труда обуславливает потребность поиска новых путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессии и адаптации на рынке труда.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. ст. 15.  обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

Ст. 66. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ гласит, что среднее общее образование направлено на становление личности и профессиональной ориентации, в учебных программах должно быть отведено место профессиональной ориентации и уделяется внимание профильному обучению.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии, через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Основными задачами профессиональной ориентации школьников в современных условиях являются:

формирование инновационного поведения школьников, путем создания стимулов к инновационной деятельности, совершенствования системы работы с талантливой молодежью;

вовлечение школьников в предпринимательскую деятельность и развитие навыков ведения собственного дела;

преодоление структурного дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда с учетом стратегического направления экономического развития региона;

расширение партнерства региональных органов власти, учебных заведений и работодателей по реализации программ/проектов, направленных на трудоустройство и профессионализацию выпускников.

В современном обществе профессиональная ориентация как система может включать следующие направления работы с молодежью:

Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Можно констатировать, что в педагогической науке накоплен большой объем знаний о профессиональной ориентации учащихся.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в школе, в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Работа проводится без учета специфики рынка труда, экономической ситуации в регионах, существует дисбаланс спроса и предложения профессий. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.

Вышеизложенные нами факты, подтверждают актуальность и значимость инновационного развития системы профориентационной работы с молодёжью в современном образовании. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза”.

Сегодня в обществе уже реализуются некоторые направления деятельности в указанной сфере:

профессиональной ориентации может выступать количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, развитая система дополнительного образования и в целом удовлетворенность молодых граждан страны своей профессиональной жизнью.

Для организации профориентационной работы в школе, на наш взгляд, необходимо располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессий, районы их распространения, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

классный час "Современный рынок труда"

Классный час "Современный рынок труда" основан на материале программы Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии"....

Современный рынок труда. Профессии ХХI века

Беседа по профориентации учащихся...

Анализ современного рынка труда. Потребность в специалистах среднего профобразования.

Данная презентация разработана для демонстрации на родительских собраниях и классных часах 9-11 классов с целью информирования родителей и учащихся о дефиците рабочих специальностей, о положении на ры...

Урок в 9 классе "Современный рынок труда" (предпрофильный курс)

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом,...

Современный рынок труда

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен». Сегодня эта фраза звучит очень актуально. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры. Молодые люд...

Проект « Современный рынок труда».

Цель проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии....