Проект "Времена года" в 3 классе для детей с ТМНР
проект на тему
Проект «Времена года» в 3 «В» классе
ГКОУ Школа №2124 (СП-30)
Актуальность проекта – Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и детей с РАС является отсутствие интереса к окружающему миру, непонимание пространственно-временных отношений. Такие дети живут, как правило, «здесь и сейчас», мало ориентируясь на происходящие изменения в окружающем мире. Тема «Времена года» проходит так или иначе сквозь все предметные дисциплины, давая хороший материал для развития познавательных интересов. В 3 классе был выбран проект «Времена года», который опирается на эмоциональную базу, созданную во 2-м классе с помощью посещения интерактивных спектаклей по временам года.
Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года
- Уточнить, расширить представления детей о временах года.
- Познакомить с признаками времён года.
- Развивать временные представления
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,
- Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки
- Развивать игровую деятельность.
- Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Развивать чувство бережного отношения к природе.
Продукт проекта: папки на каждое время года (продукт совместной творческой деятельности учащегося с родителем), папка с творческими работами (аппликациями) по временам года.
Предмет исследования: осень, зима, весна, лето и их признаки.
Продолжительность проекта: учебный год.
Режим работы: урочное и внеурочное время.
Доминирующая деятельность: игровая, учебная.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: учитель 3 «В» класса Алпатова В. В., учащиеся 3 «В» ГКОУ Школы №2124(СП-30), родители учащихся, Зябко М.М.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
. составление плана работы.
. подбор необходимых наглядных материалов, дидактических пособий, игр.
. вовлечение родителей учащихся в проектную деятельность.
. стремление и желание участников проекта.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап. Подготовительный.
2014-2015 уч. год:
- Посещение интерактивных спектаклей: «Театр на ладошке.Осень», «Театр на ладошке.Зима», «Театр на ладошке.Весна»
2015-2016 уч. год
. Разработка проектного задания (цель проекта, задачи)
. Проведение работы с родителями (беседы по изготовлению творческой папки). Определение срока работы.
. Подбор наглядных материалов, стихов, загадок.
2-ой этап. Реализация проекта.
. Проведение занятий с детьми познавательного цикла.
. Проведение творческих занятий.
. Защита проектной работы учащимися совместно с родителями.
3-ий этап. Заключительный.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Выдача грамот за участие в проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-vremena_goda.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Времена года» в 3 «В» классе
ГКОУ Школа №2124 (СП-30)
Актуальность проекта – Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и детей с РАС является отсутствие интереса к окружающему миру, непонимание пространственно-временных отношений. Такие дети живут, как правило, «здесь и сейчас», мало ориентируясь на происходящие изменения в окружающем мире. Тема «Времена года» проходит так или иначе сквозь все предметные дисциплины, давая хороший материал для развития познавательных интересов. В 3 классе был выбран проект «Времена года», который опирается на эмоциональную базу, созданную во 2-м классе с помощью посещения интерактивных спектаклей по временам года.
Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года
- Уточнить, расширить представления детей о временах года.
- Познакомить с признаками времён года.
- Развивать временные представления
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,
- Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки
- Развивать игровую деятельность.
- Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Развивать чувство бережного отношения к природе.
Продукт проекта: папки на каждое время года (продукт совместной творческой деятельности учащегося с родителем), папка с творческими работами (аппликациями) по временам года.
Предмет исследования: осень, зима, весна, лето и их признаки.
Продолжительность проекта: учебный год.
Режим работы: урочное и внеурочное время.
Доминирующая деятельность: игровая, учебная.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: учитель 3 «В» класса Алпатова В. В., учащиеся 3 «В» ГКОУ Школы №2124(СП-30), родители учащихся, Зябко М.М.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
. составление плана работы.
. подбор необходимых наглядных материалов, дидактических пособий, игр.
. вовлечение родителей учащихся в проектную деятельность.
. стремление и желание участников проекта.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап. Подготовительный.
2014-2015 уч. год:
- Посещение интерактивных спектаклей: «Театр на ладошке.Осень», «Театр на ладошке.Зима», «Театр на ладошке.Весна»
2015-2016 уч. год
. Разработка проектного задания (цель проекта, задачи)
. Проведение работы с родителями (беседы по изготовлению творческой папки). Определение срока работы.
. Подбор наглядных материалов, стихов, загадок.
2-ой этап. Реализация проекта.
. Проведение занятий с детьми познавательного цикла.
. Проведение творческих занятий.
. Защита проектной работы учащимися совместно с родителями.
3-ий этап. Заключительный.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Выдача грамот за участие в проекте.
Подготовка проекта началась ещё в 2014-2015 учебном году. Это был период эмоционального восприятия, эмоционального преживания каждого времени года. Регулярные выходы в театр способствовали эмоциональной включённости в происходящее.
Весь учебный материал в 2015-2016 учебном году был построен таким образом, чтобы тема «Времена года» была центральной, особенно по предмету «Живой мир». На уроках по живому миру и развитию речи подробно изучали времена года по плану:
-Название
- Признаки
-Месяцы
- Растения (что происходит с растениями)
-Животные (что происходит с животными)
- Труд людей
На уроках графики и письма дети выполняли задания по штриховке, обводке, раскрашиванию признаков времён года.
На уроке математических представлений использовали фигурки для пересчёта: грибы, листья, фигурки диких животных.
На уроках творчества мы делали аппликации из бумаги, ваты, пластилина по изучаемым временам года, что очень заинтересовало даже тех детей, которые обычно не проявляют интереса к творческим работам. Все аппликации были собраны в одну папку и были продемонстрированы родителям.
Также специально для проекта были заготовлены раскраски на печатной основе (Художники М. Богуславская, Н. Глушкова, ИД «ЛИТУР», Екатеринбург-2015г)
Использовались разнообразные дидактические игры, которые проводились на уроках и во внеурочное время:
разрезные картинки, дидактические и развивающие игры по теме «Времена года», тематические пазлы и лото.
Для домашней работы было подготовлено большое творческое задание, которое учащиеся выполняли совместно с родителями. Между родителями были распределены темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Дети объединились в пары, на 2 семьи досталось 1 время года, по которому нужно было подготовить творческую папку. Хочется добавить, что родители творчески подошли к этому заданию.
В содержание папок входили следующие пункты:
План папки по проекту «Времена года. Осень»
- Титульный лист
- Признаки осени (крупно таблички со словами и картинки)
- Месяцы осени
- Растения осенью (небольшое описание: грибы, орехи, ягоды калины и др.)
- Животные осенью (заяц, белка- линяют, белка делает запасы на зиму- кратко о каждом и картинка)
- Птицы осенью – перелётные (3-4 на выбор- краткое описание и картинка)
- Занятия людей осенью (сбор урожая- подробно, уборка листьев)
- Осенняя одежда (крупно картинки с подписями)
- Осень в картинах русских художников
- Стихи и загадки про осень
План папки по проекту «Времена года. Зима»
- Титульный лист
- Признаки зимы (крупно таблички со словами и картинки)
- Месяцы зимы
- Растения зимой (небольшое описание)
- Животные зимой (заяц, белка, лиса, волк, ёж, медведь 3-4 на выбор, кратко о каждом и картинка)
- Птицы зимой
- Занятия людей зимой (расчистка снега, зимние забавы)
- Новогодний праздник (атрибуты праздника, фото детей)
- Зимняя одежда (крупно картинки с подписями)
- Зима в картинах русских художников
- Стихи и загадки и о зиме
План папки по проекту «Времена года. Весна»
- Титульный лист- крупно: Весна , подходящая картинка, авторы проекта.
- Признаки весны (крупно таблички со словами и картинки)
- Месяцы весны
- Растения весной: почки, первые цветы (2-3), листья, цветущие деревья и кустарники (сирень, черёмуха и т.д-2-3 на выбор -небольшое описание)
- Животные весной (появление потомства, 4-5 детёнышей крупно с подписями)
- Птицы весной
- Занятия людей весной (сажают рожь, пшеницу, семена овощей)
- Весенние праздники (атрибуты праздника, фото детей)
- Весенняя одежда (крупно картинки с подписями)
- Весна в картинах русских художников
- Стихи и загадки и о весне
План папки по проекту «Времена года. Лето»
- Титульный лист
- Признаки лета (крупно таблички со словами и картинки)
- Месяцы лета
- Растения летом: цветы (роза, ромашка, василёк), ягоды (земляника, малина и др. 3-4 на выбор) - небольшое описание
- Животные летом: крупно с подписями кто где живёт в лесу: белка в дупле, лиса в норе, медведь в берлоге и т.д.
- Птицы летом: выращивают птенцов- небольшое описание
- Занятия людей летом (отдых, уход за огородом)
- Летняя одежда (крупно картинки с подписями)
- Лето в картинах русских художников
- Стихи и загадки и о лете
В середине мая учащиеся вместе с родителями защищали свои проектные работы, это проходило очень интересно, дружно и познавательно. Учащиеся по 2 человека с родителями выходили к доске, они демонстрировали свою папку и рассказывали о своём времени года. Было видно, что родители дома готовились к этому выступлению со своими детьми. Каждая семья ответственно подошла к этому заданию, папки получились красочными, творческими, очень познавательными и доступными для наших учеников. Следует отметить, что к проекту подключались и остальные члены семьи (братья, сёстры, бабушки, няни). Теперь каждую из этих папок можно использовать на уроках как методическое пособие по дальнейшему изучению времён года в последующих классах.
Все участники проекта получили грамоты. Дети с удовольствием выходили их получать, рассматривали и показывали родителям.
Проект в полной мере достиг поставленных целей и задач, в дальнейшем можно планировать углубление и расширение тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР
Конспект открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе Тема: «Цифры 1-6.Повторение»...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...
Контрольные вопросы и задания по теме "Состав слова" 7 класс для детей с ТМНР
Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом...
Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...
Анализ работы МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года
Доклад на педсовете о работе МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года...
Сценарий праздника к Новому году «День рождения Деда Мороза» для детей с ТМНР
Сценарий праздника к Новому году «День рождения Деда Мороза» для детей с ТМНР....
Проект для детей с ТМНР "Времена года"
Цели проекта: -формировать элементарных представлений о временах года;- развитие представлений об окружающем мире;- формирование сенсорных эталонов;- развитие мелкой моторики....