Проект "Времена года" в 3 классе для детей с ТМНР
проект на тему

Алпатова Виктория Викторовна

Проект «Времена года» в 3 «В» классе

ГКОУ Школа №2124 (СП-30)

 

      Актуальность проекта –  Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и детей с РАС является отсутствие интереса к окружающему миру, непонимание пространственно-временных отношений. Такие дети живут, как правило, «здесь и сейчас», мало ориентируясь на происходящие изменения в окружающем мире. Тема «Времена года» проходит так или иначе сквозь все предметные дисциплины, давая хороший материал для развития познавательных интересов. В 3 классе был выбран  проект «Времена года», который опирается на эмоциональную базу, созданную во 2-м классе с помощью посещения интерактивных спектаклей по временам года.

 

Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года

      

  

   - Уточнить, расширить представления детей о временах года.

   - Познакомить с признаками времён года.

   - Развивать временные представления

   - Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,

   - Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки

   - Развивать игровую деятельность.

   - Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

   - Развивать эмоциональную сферу.

   - Развивать чувство бережного отношения к природе.

 

Продукт проекта: папки на каждое время года (продукт совместной творческой деятельности учащегося с родителем), папка с творческими работами (аппликациями) по временам года.

 

Предмет исследования: осень, зима, весна, лето и их признаки.

 

Продолжительность проекта: учебный год.

 

Режим работы: урочное и внеурочное время.

 

Доминирующая деятельность: игровая, учебная.

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.  

 

Участники проекта: учитель 3 «В» класса Алпатова В. В., учащиеся 3 «В» ГКОУ Школы №2124(СП-30), родители учащихся, Зябко М.М.

 

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

 

. составление плана работы.

. подбор необходимых наглядных материалов, дидактических пособий, игр.

. вовлечение родителей учащихся в проектную деятельность.

. стремление и желание участников проекта.

 

Этапы реализации проекта:

 

1-ый этап. Подготовительный.

 

                    2014-2015 уч. год:

   - Посещение интерактивных спектаклей: «Театр на ладошке.Осень», «Театр на ладошке.Зима», «Театр на ладошке.Весна»

 

                     2015-2016 уч. год

 

. Разработка проектного задания (цель проекта, задачи)

 

. Проведение работы с родителями (беседы по изготовлению творческой папки). Определение срока работы.

 

. Подбор наглядных материалов, стихов, загадок.

 

2-ой этап. Реализация проекта. 

 

. Проведение занятий с детьми познавательного цикла.

 

. Проведение творческих занятий.

 

. Защита проектной работы учащимися совместно с родителями.

 

 

3-ий этап. Заключительный.

 

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Выдача грамот за участие в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-vremena_goda.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года» в 3 «В» классе

ГКОУ Школа №2124 (СП-30)

 

      Актуальность проекта –  Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и детей с РАС является отсутствие интереса к окружающему миру, непонимание пространственно-временных отношений. Такие дети живут, как правило, «здесь и сейчас», мало ориентируясь на происходящие изменения в окружающем мире. Тема «Времена года» проходит так или иначе сквозь все предметные дисциплины, давая хороший материал для развития познавательных интересов. В 3 классе был выбран  проект «Времена года», который опирается на эмоциональную базу, созданную во 2-м классе с помощью посещения интерактивных спектаклей по временам года.

Цель проекта: формировать познавательный интерес к окружающему миру через представления о временах года

       

   

   - Уточнить, расширить представления детей о временах года.

   - Познакомить с признаками времён года.

   - Развивать временные представления

   - Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность,

   - Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки

   - Развивать игровую деятельность.

   - Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

   - Развивать эмоциональную сферу.

   - Развивать чувство бережного отношения к природе.

 

Продукт проекта: папки на каждое время года (продукт совместной творческой деятельности учащегося с родителем), папка с творческими работами (аппликациями) по временам года.

 

Предмет исследования: осень, зима, весна, лето и их признаки.

Продолжительность проекта: учебный год.

Режим работы: урочное и внеурочное время.

Доминирующая деятельность: игровая, учебная.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.  

Участники проекта: учитель 3 «В» класса Алпатова В. В., учащиеся 3 «В» ГКОУ Школы №2124(СП-30), родители учащихся, Зябко М.М.

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями: 

. составление плана работы.

. подбор необходимых наглядных материалов, дидактических пособий, игр.

. вовлечение родителей учащихся в проектную деятельность.

. стремление и желание участников проекта.

Этапы реализации проекта:

 

1-ый этап. Подготовительный.

                    2014-2015 уч. год:

   - Посещение интерактивных спектаклей: «Театр на ладошке.Осень», «Театр на ладошке.Зима», «Театр на ладошке.Весна»

                     2015-2016 уч. год

 

. Разработка проектного задания (цель проекта, задачи)

. Проведение работы с родителями (беседы по изготовлению творческой папки). Определение срока работы.

. Подбор наглядных материалов, стихов, загадок.

2-ой этап. Реализация проекта.  

. Проведение занятий с детьми познавательного цикла.

. Проведение творческих занятий.

. Защита проектной работы учащимися совместно с родителями.

 

3-ий этап. Заключительный.

 

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Выдача грамот за участие в проекте.

   

         Подготовка проекта началась ещё в 2014-2015 учебном году. Это был период эмоционального восприятия, эмоционального преживания каждого времени года. Регулярные выходы в театр способствовали эмоциональной включённости в происходящее.

Весь учебный материал в 2015-2016 учебном году был построен таким образом, чтобы тема «Времена года» была центральной, особенно по предмету «Живой мир». На  уроках по живому миру и развитию речи подробно изучали времена года по плану:

-Название

- Признаки

-Месяцы

- Растения (что происходит с растениями)

-Животные (что происходит с животными)

- Труд людей

На уроках графики и письма дети выполняли задания по штриховке, обводке, раскрашиванию признаков времён года.

        На уроке математических представлений использовали фигурки для пересчёта: грибы, листья, фигурки диких животных.

       На уроках  творчества мы делали аппликации из бумаги, ваты, пластилина по изучаемым временам года, что очень заинтересовало даже тех детей, которые обычно не проявляют интереса к творческим работам. Все аппликации были собраны в одну папку и были продемонстрированы родителям.

Также специально для проекта были заготовлены раскраски на печатной основе (Художники М. Богуславская, Н. Глушкова, ИД «ЛИТУР», Екатеринбург-2015г)

       Использовались разнообразные дидактические игры, которые проводились на уроках и во внеурочное время:

разрезные картинки, дидактические и развивающие игры по теме «Времена года», тематические пазлы и лото.  

        Для домашней работы было подготовлено большое творческое задание, которое учащиеся выполняли совместно с родителями. Между родителями были распределены темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Дети объединились в пары, на 2 семьи досталось 1 время года, по которому нужно было подготовить творческую папку. Хочется добавить, что родители творчески подошли к этому заданию.

В содержание папок входили следующие пункты:

 План папки по проекту «Времена года. Осень»

  1. Титульный лист
  2. Признаки осени (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы осени
  4. Растения осенью (небольшое описание: грибы, орехи, ягоды калины и др.)
  5. Животные осенью (заяц, белка- линяют, белка делает запасы на зиму- кратко о каждом и картинка)
  6. Птицы осенью – перелётные (3-4 на выбор- краткое описание и картинка)
  7.  Занятия людей осенью (сбор урожая- подробно, уборка листьев)
  8. Осенняя одежда (крупно картинки с подписями)
  9. Осень в картинах русских художников
  10. Стихи и загадки про осень

План папки по проекту «Времена года. Зима»

  1. Титульный лист
  2. Признаки зимы (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы зимы
  4. Растения зимой (небольшое описание)
  5. Животные зимой (заяц, белка, лиса, волк, ёж, медведь 3-4 на выбор, кратко о каждом и картинка)
  6. Птицы зимой
  7.  Занятия людей зимой (расчистка снега, зимние забавы)
  8. Новогодний праздник (атрибуты праздника, фото детей)
  9. Зимняя одежда (крупно картинки с подписями)
  10. Зима в картинах русских художников
  11. Стихи и загадки и о зиме

План папки по проекту «Времена года. Весна»

  1. Титульный лист- крупно: Весна , подходящая картинка, авторы проекта.
  2. Признаки весны (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы весны
  4. Растения весной: почки, первые цветы (2-3), листья, цветущие деревья и кустарники (сирень, черёмуха и т.д-2-3 на выбор -небольшое описание)
  5. Животные весной (появление потомства, 4-5 детёнышей крупно с подписями)
  6. Птицы весной
  7.  Занятия людей весной (сажают рожь, пшеницу, семена овощей)
  8. Весенние праздники (атрибуты праздника, фото детей)
  9. Весенняя одежда (крупно картинки с подписями)
  10. Весна в картинах русских художников
  11. Стихи и загадки и о весне

План папки по проекту «Времена года. Лето»

  1. Титульный лист
  2. Признаки лета (крупно таблички со словами и картинки)
  3. Месяцы лета
  4. Растения летом: цветы (роза, ромашка, василёк), ягоды (земляника, малина и др. 3-4 на выбор) - небольшое описание
  5. Животные летом: крупно с подписями кто где живёт в лесу: белка в дупле, лиса в норе, медведь в берлоге и т.д.
  6. Птицы летом: выращивают птенцов- небольшое описание
  7.  Занятия людей летом (отдых, уход за огородом)
  8. Летняя одежда (крупно картинки с подписями)
  9. Лето в картинах русских художников
  10. Стихи и загадки и о лете

         В середине мая учащиеся вместе с родителями защищали свои проектные работы, это проходило очень интересно, дружно и познавательно. Учащиеся по 2 человека с родителями выходили к доске, они демонстрировали свою папку и рассказывали о своём времени года. Было видно, что родители дома готовились к этому выступлению со своими детьми. Каждая семья ответственно подошла к этому заданию, папки получились красочными, творческими, очень познавательными и доступными для наших учеников. Следует отметить, что к проекту подключались и остальные члены семьи (братья, сёстры, бабушки, няни). Теперь каждую из этих папок можно использовать на уроках как методическое пособие по дальнейшему изучению времён года в последующих классах.

Все участники проекта получили грамоты. Дети с удовольствием выходили их получать, рассматривали и показывали родителям.

Проект в полной мере достиг поставленных целей и задач, в дальнейшем можно планировать углубление и расширение тем.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР

Конспект  открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе   Тема:   «Цифры 1-6.Повторение»...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи:  - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

Контрольные вопросы и задания по теме "Состав слова" 7 класс для детей с ТМНР

Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом...

Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))

Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...

Анализ работы МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года

Доклад на педсовете о работе МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года...

Сценарий праздника к Новому году «День рождения Деда Мороза» для детей с ТМНР

Сценарий праздника к Новому году «День рождения Деда Мороза» для детей с ТМНР....

Проект для детей с ТМНР "Времена года"

Цели проекта: -формировать элементарных представлений о временах года;- развитие представлений об окружающем мире;- формирование сенсорных эталонов;- развитие мелкой моторики....