Особенности обучения детей с ЗПР
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Инкина Инна Ильинична

Изложены некоторые особенности обучения детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности обучения детей с ЗПР18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей в соответствии с диагнозом.

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста 

   У детей с задержкой психического развития страдают в первую очередь память, внимание, работоспособность, аффективно-волевая сфера, что препятствует полноценному использованию и развитию интеллектуальных возможностей ребенка
 
 Наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.
   
Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

   В качестве наиболее характерных для детей с задержкой психического развития особенностей внимания отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения
 
Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; преобладание механического запоминания над словесно-логическим .
   
Выраженное отставание  обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью..

   Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: 

  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Повышение уровня их умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социально-трудовая адаптация.

    Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время,

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.

   

В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Каким из этих методов воспользоваться учителю, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.

УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе

Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...