Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе
статья (5 класс)
Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, слабым развитием памяти и мышления, отсутствием навыков самоконтроля, отклонениями в поведении, неумением организовать свою умственную деятельность.Учитель, начавший работать с такими детьми должен глубоко осознавать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец-прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.e. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Особенности обучения детей, которые испытывают трудности
в обучении математики в переходном 5 классе
Зинакова Ольга Николаевна – учитель математики
Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, слабым развитием памяти и мышления, отсутствием навыков самоконтроля, отклонениями в поведении, неумением организовать свою умственную деятельность, что не позволяет им активно включаться в учебный процесс и, как следствие, у них формируется негативное отношение к учебе в средней школе.
У таких детей слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать внимание, работать по образцу) не позволяет полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за неумения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум программы среднй школы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Учитель, начавший работать с такими детьми должен глубоко осознавать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец-прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.e. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.
Уроки математики должны сопровождаться разнообразием видов работы, специально подобранным иллюстративным материалом, темпом, особым планированием этапов урока. Урок должен не только обогащать математические знания и умения учащихся, но также развивать у детей психические процессы. Специально подобранные упражнения и задачи развивающего характера способствуют активизации учебной работы учащихся и развитию у детей общеучебных умений.
Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.
- Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.
2. Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций.
3. Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания.
4. Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контроль хода выполнения действий.
В практике работы используются следующие упражнения развивающего характера:
- Упражнения для развития памяти:
а) попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд;
б) повторите за учителем любое определение;
в) перечислите предметы, разложенные на столе.
2. Упражнения для развития внимания, наблюдательности:
а) воспроизведите увиденное на картинке ;
б) найдите различия на двух похожих картинках;
в) называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;
г) сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;
3. Упражнения для развития воображения:
а) составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;
б) составьте узоры, рисунки из геометрических фигур;
в) мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам
4. Упражнения для развития устной и письменной речи:
а) обязательное ежедневное чтение на уроке: про себя, хором, цепочкой;
б) знакомство с математическими терминами и знаками;
в) математический диктант;
6. Упражнения для развития творчества:
а) составление задач, выражений;
б) выполнение рисунков, чертежей;
в) сочинение математических сказок.
7. Упражнения для развития мышления:
а) устный счет;
б) выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;
в) ребусы, кроссворды
Каждодневное применение развивающих упражнений учит детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучает приемам организации мыслительной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся, развитию у детей познавательных процессов и творческого мышления.
На уроках математики необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности, чтобы материал был по содержанию и объему, посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний.
Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные советы родителям, дети которых испытывают страх
Если ребенок испытывает страх... ему можно помочь......
статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.
Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....
Рекомендации классному руководителю с учащимися, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении.
Рекомендации классному руководителюс учащимися, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении....
Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z
В данной статье рассматривается проблема обучыения детей поколения z в современной школе...
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучен...
Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"
Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"...
Статья по теме "Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ в средней школе"
Теоретическое исследование по теме...