методические рекомендации по составлению рабочих программ
презентация к уроку на тему

костров виктор александрович

При разработке рабочих программ учебного курса, предмета или учебной дисциплины, большинство педагогов, как правило, испытывают определенные затруднения, в значительной степени вызванные лаконичностью рекомендаций по их составлению. В данной статье обобщены рекомендации и требования по составлению программ, а также в наглядной форме продемонстрированы этапы деятельности учителя- предметника при составлении программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya-k-rabochey-programme-po-predmetu-fgos-ooo.rar424.94 КБ

Подписи к слайдам:

Требования к рабочей программе по предмету (ФГОС)
Рабочие программы по учебным предметам (курсам)составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы),а не на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
Поясняющая часть
Предметная часть
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Части программы отдельного учебного курса
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения;
Содержание учебного предмета (курса)
Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов)
Основных (входящих в состав учебного плана ОУ)
Факультативных
Интегрированных
Элективных
Любых курсов по выбору
Курсов в рамках внеурочной деятельности
Курсов в рамках дополнительного образования
Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы
Закон «Об образовании в РФ»;Федеральный государственный образовательный стандарт;Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Цели изучения данного предмета (курса)
Поясняющая часть
формирование системы … знаний
познание на конкретных примерах многообразия…
познание сущности и динамики главных процессов…
понимание главных особенностей…
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного отношения к…
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
формирование качеств мышления, необходимых для…
развитие устойчивого интереса к…
формирование у школьников умений применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной деятельности в…
Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников.
Не нужно описывать цели, в которых не уверен и которые не понимаешь!
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Краткое (в одном-абзаце) описание сути изучаемой науки
Поясняющая часть
… — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о….
Школьный курс … — это…
Курс … является частью науки о …. Поэтому…
Второй абзац может указывать на актуальность данного курса для данного возраста учащихся
В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается…. Поэтому…
Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Описание места предмета (курса) в Учебном плане
Краткое описание взаимодействия данного предмета (курса) с другими предметами учебного плана
Поясняющая часть
В какой момент начинают изучать курс?
Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе?
Сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса)?
Как распределяется учебное время по классам средней школы?
Какие иные предметы (курсы) поддерживают данный предмет (курс)?
Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса.
В какую образовательную область входит предмет (курс)?
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметная часть
Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах:
В Стандарте
В Примерных учебных программах
Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета
Но Стандарт – это закон, а Примерная программа – документ рекомендательный
Для всех необязательных курсов результаты описываются на основании Стандарта
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта
Предметная часть
Прежние учебные программы
Новые учебные программы
Содержание располагается в хронологическом порядке
Программа одновременно является упрощенным тематическим планированием
Содержание распределяется по смысловым блокам
Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса
В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Тематическое планирование
Предметная часть
Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителемТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ!ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Поэтому тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.
Поэтому у разных учителей не только могут, но и должны быть разные по форме планирования.
Тематическое планирование
Предметная часть
Необходимые графы

Тема
Основные виды учебной деятельности
На отдельных предметах могут добавляться графы: фонетика, лексика, чтение, аудирование, письмо, основные факты, литературные (музыкальные, художественные) произведения и пр.
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных, факультативных, дополнительных, профильных) как в рамках урочной, так во внеурочной деятельности.
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика
Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.
Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Предметная часть
Все описания оснащение того или иного курса, данные в Примерных программах по предмету, носят рекомендательный характер.
В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении.Это то, с помощью чего он планирует достичь результата.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится
Предметная часть
Выпускник получит возможность научиться
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты курса» .Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП », где планируемые результаты расписаны по предметам.
Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Результаты освоения учебного предмета
Например: Человек в социальном измеренииВыпускник научится:использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;Выпускник получит возможность научиться:• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Титульный лист Рабочей программы должен быть составлен по правилам составления документов
Обязательные реквизиты документа
Автор документа
Место составления документа
Время составления документа
Утверждаются Рабочие программы отдельно ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения!
Титульный лист Рабочей программы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

Методические Рекомендации по составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...