Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов
проект на тему
В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnyy_proekt_kak_faktor_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_1.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов
Учитель математики Бисеналиева В.К., учитель биологии и экологии Трушалиева С.Р.
В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов.
Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан, сохранившийся в заволжских степях. Участниками проекта стали учителя и школьники МБОУ СОШ с. Луков Кордон
Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале.
Задачи:
- сформировать у школьников навыки и приемы научного исследования и обработки полученных данных;
- организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках исследования;
- создать стойкий воспитательный эффект в области экологического воспитания.
В школе с. Луков Кодон работа по реализации задач проекта, началась с февраля 2014 г. Были сформированы три группы «Биологи», «Экологи», «Математики». Нужно отметить серьезный настрой учащихся, неподдельный интерес ребят к предстоящим исследованиям. Участники вели подготовительную работу, готовились к выезду на природный объект, изучали теоретический материал по растительности степей, почвенному составу, ландшафту. Были изучены математические методы обработки результатов, статистические характеристики исследования.
Первым делом провели анкетирование учащихся и взрослых « Моё отношение к уникальному явлению «Дикий тюльпан». С просветительской целью выпущены и расклеены листовки, призывающие не уничтожать удивительный дар природы, стенгазеты (2 номера) познавательно-экологического содержания, которые были помещены как в школе, так и в центре села. Среди учащихся школы проведены конкурс рисунков «Лучше нарисуем, чем сорвём», конкурс стихов. Результаты этого этапа работы по проекту « Дикий тюльпан» были представлены на общешкольной линейке. В течение всей работы вёлся дневник мероприятий, поддерживалась связь с учителями школ, участвующих в проекте. Был организован предварительный выезд на тюльпанное поле для определения его местонахождения, расстояния от села. Изготовлены рамка для статистических исследований, информационные щитки о статусе дикорастущего тюльпана , а также последствиях незаконного сбора тюльпанов. Эти щитки размещены на тюльпанном поле.
Поездка на природный объект состоялась 28 апреля 2014 года. Когда прибыли на место, то все участники распределились на группы и получили задания по проведению исследований. Несмотря на нахлынувшие эмоции от неописуемой и захватывающей дух красоты, ребята очень серьезно отнеслись к заданиям. Нужно было видеть, с каким восторгом и восхищением наши исследователи воспринимали каждый цветок! И все время казалось, что рядом еще красивей, и обязательно их все нужно сфотографировать!
Ребята получили не только огромный положительный эмоциональный заряд, но и приобрели новые для себя навыки работы в полевых условиях. Школьники под руководством учителей математики и биологии проводили наблюдения и измерения, заносили полученные результаты в подготовленные таблицы. На 1 кв.м. они отыскали массу разнообразных растений. Ребята определили видовой состав исследуемой площадки, тип и видовой состав фитоценоза, подсчитали количество тюльпанов на1 кв.м. и сколько на каждой площадке их в вегетативной и генеративной фазе. Работа в группах включала изучение природных компонентов фитоценоза и их взаимосвязей
По программе преподавания математики в каждом классе несколько уроков отводится на изучение элементов статистики. Как правило эти темы не вызывают у детей особого интереса. Участие в проекте значительно облегчило проведение статистических вычислений, наполнив сухие формулы живым и ярким содержанием. Было проведено исследование и по количеству листьев на каждом растении, по окраске цветка, по высоте тюльпанов. Собранный материал затем был подвергнут аналитической обработке и результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. По результатам измерений были вычислены такие величины как кратность, частота, среднее значение, мода, медиана, дисперсия.
Проект способствовал развитию таких метапредметных качеств как: работа в команде, наблюдательность, умение ставить цели и составлять план, умение анализировать и делать выводы, бережно относиться к природе (во время исследований и замеров ни одно растение не было повреждено). Мы считаем, что проект смог существенно повлиять на формирование научного мировоззрения учащихся, а также показал преимущества межпредметного сотрудничества и взаимодействия. И все это на фоне непередаваемой красоты – не нужно было специальных слов о воспитании, сама подготовка и участие в проекте оказальсь мощным воспитательным фактором. Часы, проведенные на лоне природы заронили чувство прекрасного в души наших детей, дали им почувствовать, что они выполняют что – то важное, значимое, они – защитники этих хрупких созданий. Соприкоснувшись раз с прекрасным, человек запомнит свои эмоции на всю жизнь, и, уж точно не поднимет руку на беззащитное существо. Творчеству научить невозможно, значит надо вовлекать школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую и практическую работу, а это создаст условия для самостоятельной продуктивной учебной и познавательной деятельности школьника.
Кроме того хочется отметить самый главный положительный результат проведенной нами работы – реакция населения нашего села. Итоговое анкетирование, проведенное среди жителей села и учащихся, показало их положительное отношение к мероприятиям в защиту дикорастущего тюльпана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мини-проектов в формировании метапредметных результатов при изучении предмета «Технология» на примере раздела «Кулинария»
Данный материал может быть интересен учителям технологии....
Сетевой проект как способ формирования метапредметных результатов обучения
Сетевой проект как способ формированияметапредметных результатов обучения...
Формирование метапредметных результатов школьников при выполнении проектов.
презентация с описанием метапредметных действий на каждом этапе проэкта и результатами....
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы – фактор формирования метапредметных умений и навыков учащихся
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы...
Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов
Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.Учеб...
Межпредметная интеграция как способ достижения метапредметных результатов в преподавании литературы и географии
В статье рассматртваются возможности использования межпредметных свяейз на уроках литературы и географии для достижения метапредметных результатов...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»
Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...