Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов
проект на тему

Бисеналиева Венера Каиржановна

 

 В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов

Учитель математики  Бисеналиева В.К., учитель биологии и экологии Трушалиева С.Р.

 В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов.

Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан, сохранившийся в заволжских степях. Участниками проекта стали учителя и школьники МБОУ СОШ с. Луков Кордон

Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале.

Задачи:

  • сформировать у школьников навыки и приемы научного исследования и обработки полученных данных;
  • организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках исследования;
  • создать стойкий воспитательный эффект в области экологического воспитания.

В школе с. Луков Кодон работа по реализации задач проекта, началась с февраля 2014 г. Были сформированы три группы «Биологи», «Экологи», «Математики». Нужно отметить серьезный настрой учащихся, неподдельный интерес ребят к предстоящим исследованиям. Участники вели подготовительную работу, готовились к выезду на природный объект, изучали теоретический материал по растительности степей, почвенному составу, ландшафту. Были изучены математические методы обработки результатов, статистические характеристики исследования.

Первым делом провели анкетирование учащихся и взрослых « Моё отношение к уникальному явлению «Дикий тюльпан». С просветительской целью выпущены и расклеены листовки, призывающие не уничтожать удивительный дар природы, стенгазеты (2 номера) познавательно-экологического содержания, которые были  помещены как в школе, так и в центре села. Среди учащихся школы  проведены конкурс рисунков «Лучше нарисуем, чем сорвём», конкурс стихов. Результаты этого этапа работы по проекту « Дикий тюльпан» были представлены на общешкольной линейке. В течение всей работы вёлся дневник мероприятий, поддерживалась связь с учителями  школ, участвующих в проекте. Был организован предварительный выезд на тюльпанное поле для определения его местонахождения, расстояния от села. Изготовлены рамка для статистических исследований, информационные щитки о статусе дикорастущего тюльпана , а также последствиях незаконного сбора тюльпанов. Эти щитки  размещены на тюльпанном поле.

Поездка на природный объект состоялась 28 апреля 2014 года. Когда прибыли на место, то все участники распределились на группы и получили задания по проведению исследований. Несмотря на нахлынувшие эмоции от неописуемой и захватывающей дух красоты, ребята очень серьезно отнеслись к заданиям. Нужно было видеть, с каким восторгом и восхищением наши исследователи воспринимали каждый цветок! И все время казалось, что рядом еще красивей, и обязательно их все нужно сфотографировать!

Ребята получили не только огромный положительный эмоциональный заряд, но и приобрели новые для себя навыки работы в полевых условиях. Школьники под руководством учителей математики и биологии проводили наблюдения и измерения, заносили полученные результаты в подготовленные таблицы. На 1 кв.м. они отыскали массу разнообразных растений. Ребята определили видовой состав исследуемой площадки, тип и видовой состав фитоценоза, подсчитали количество тюльпанов на1 кв.м. и сколько на каждой площадке их в вегетативной и генеративной фазе. Работа в группах включала изучение природных компонентов фитоценоза и их взаимосвязей 

По программе  преподавания  математики  в каждом классе несколько уроков отводится  на изучение элементов статистики. Как правило эти  темы не вызывают у детей особого интереса. Участие в проекте значительно облегчило  проведение   статистических вычислений, наполнив сухие  формулы живым и ярким содержанием.  Было проведено исследование и по количеству листьев на каждом растении, по окраске цветка, по высоте тюльпанов. Собранный материал затем был подвергнут аналитической обработке и результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. По результатам измерений были вычислены такие величины как кратность, частота,  среднее значение, мода, медиана, дисперсия.

Проект способствовал развитию таких метапредметных качеств как: работа в команде, наблюдательность, умение ставить цели и составлять план, умение анализировать и делать выводы, бережно относиться к природе (во время исследований и замеров ни одно растение не было повреждено). Мы считаем, что проект смог существенно повлиять на формирование научного мировоззрения учащихся, а также показал преимущества межпредметного сотрудничества и взаимодействия. И все это на фоне непередаваемой красоты – не нужно было специальных слов о воспитании, сама подготовка и участие в проекте оказальсь мощным воспитательным фактором. Часы, проведенные на лоне природы заронили чувство прекрасного в души наших детей, дали им почувствовать, что они выполняют что – то важное, значимое, они – защитники этих хрупких созданий.  Соприкоснувшись раз с прекрасным, человек запомнит свои эмоции  на всю жизнь, и, уж точно не поднимет руку на беззащитное существо. Творчеству научить невозможно, значит надо вовлекать школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую и практическую работу, а это создаст условия для самостоятельной продуктивной учебной и познавательной деятельности школьника.

Кроме того хочется отметить самый главный положительный результат проведенной нами работы – реакция населения нашего села. Итоговое анкетирование, проведенное среди жителей села и учащихся, показало их положительное отношение к мероприятиям в защиту дикорастущего тюльпана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой проект как способ формирования метапредметных результатов обучения

Сетевой проект как способ формированияметапредметных результатов обучения...

Формирование метапредметных результатов школьников при выполнении проектов.

презентация с описанием метапредметных действий на каждом этапе проэкта и результатами....

Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.Учеб...

Межпредметная интеграция как способ достижения метапредметных результатов в преподавании литературы и географии

В статье рассматртваются возможности использования  межпредметных свяейз на уроках литературы и географии для достижения метапредметных результатов...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...