Организация проектно-исследовательской деятельности студентов по краеведческой тематике.
статья (10, 11 класс) на тему

Навальная Ольга Николаевна

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности студентов по краеведческой тематике" напечатана в сборнике научных трудов  "Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты" по материаламМеждународной научно-практической конференции 31 мая 2014 года. Часть 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аучно-практическая статья31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Навальная О.Н. преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ КК «Анапский колледж сферы услуг»город-курорт Анапа

navalnaya1956@mail.ru

Организация проектно-исследовательской деятельности студентов по краеведческой тематике во внеурочной работе.

С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку

Проблема практической ценности образования не является принципиально новой для педагогики. Идеи педагогического активизма, представленные в научных трудах М.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега, К.Д.Ушинского положили начало перевороту в дидактике, связанному с пониманием обучения как дела не только учителя, но и самого обучающегося,  и усвоения знаний как акта самодеятельности и саморазвития. Поэтому  в педагогической практике важно максимально приблизить учебную деятельность студента не только на уроках, но и во внеурочное время  к познавательной, активно внедряя продуктивные методы обучения. К таким методам обучения относятся проектная и исследовательская методики.

В чем же их особенность перед другими образовательными технологиями? Акцент переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Следовательно, в основе исследовательской и проектной деятельности лежат подходы:  компетентностный,  личностно - ориентированный.

Это способствует развитию целого ряда качеств, приводящих обучающихся к успеху, дающему высокую результативность   в получении качественного профессионального образования. В связи с этим использую проектно-исследовательские технологии в педагогической практике, целями своей работы ставлю:1) становление самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения  ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием; 2) развитие склонностей и способностей студентов путём реализации  их в интересной практической форме. Определяю основные задачи: способствовать расширению кругозора учащихся в области литературы, литературного краеведения, русского языка; выявлять наиболее одарённых учащихся в данной области науки. Способствовать активному включению учащихся в процесс самообразования и саморазвития; совершенст-вовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышающие уровень знаний и эрудиции; активизировать включение учащихся в научно-исследовательскую, проектную деятельность для усовершенствования  процесса обучения и профориентации.

Исследовательская и проектная методики, на мой взгляд, опираются на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а учебное заведение будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Проектно исследовательская деятельность студента развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и развивает  способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции

Исследовательская деятельность студентов связана с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:  постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта)  и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

 Главный смысл научного  исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что его целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка. Исследование в этом случае является универсальным  способом освоения деятельности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)  

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встаёт задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берётся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов: создание творческой группы; выбор темы  научно-исследовательского проекта; постановка задач; составление плана работы; работа над проектом; представление готового проекта. Формы работы в ходе проекта разнообразные: теоретические занятия; практические занятия; творческие занятия; итоговая работа (защита рефератов, докладов, проектов).

При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учётом специфики учебного исследования. Опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

В процессе работы над проектом развиваются  субъект - субъектные отношения. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса,  реализуется стандартная позиционная схема «учитель – ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от субъект-объектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник- младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, от педагога, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» специалиста педагога её носителя. Главным результатом рассмотренной позиции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Чем отличается исследовательская деятельности от проектной? Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, нравственный, духовный эффект).

Исследовательская деятельность тесно связана с проектной деятельностью. Полученный в процессе исследования результат важно умело представить в виде проекта. Проектом можно называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предметов, предусмотренных программой колледжа. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль педагога здесь весьма значительна, хотя основную работу все же студент выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, студент выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся. Учебный проект и исследование, с моей точки зрения, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию  ведущей проблемы и постановки задач, вытекающих из этой проблемы). Важны целеполагание и планирование содержательной деятельности студента; самоанализ и рефлексия (результативности и успешности решения проблемы проекта). Умелое представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений); Немаловажен поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания. Уместное применение практи-

ческих программных знаний в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях; выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

и проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Общеизвестно, что современные школьники мало читают, особенно классическую литературу. Привлечь внимание к произведениям школьной программы через новые формы работы с использованием современных технологий - моя цель.  Наш литературный клуб с ней неплохо справляется – клуб существует четвертый год. В результате этой деятельности было создано четыре учебных проекта: межпредметный проект  с рабочим названием «Преступление и наказание» с творческим названием «Час расплаты»; два технологических проекта  в рамках предмета литературы с творческим названием, «По какому пути пойти», «Только ею, только любовью держится и движется  жизнь»; один проект по краеведению «Поэты-земляки». Темы выбираются на заседании литературного клуба, чаще всего учащиеся сами предлагают то, что их больше всего интересует.

Так, например, выбрали тему, которая больше всего волнует людей юного  возраста – наших студентов, - тему любви. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остаётся самым загадочным и непостижимым чувством. Это вечная тема, которая поднимается и в фольклоре, и в Библии, и в произведениях писателей разных стран и эпох. Этим чувством проверяют писатели своих героев. Так родилось название нашего проекта «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах Тургенева отражена основная мысль, которая проходит через все работы (презентации, буклеты, видеоклипы), составляющие большой общий «технологический проект». Основополагающий вопрос  проекта –  В чем основа жизни? Проблемный вопрос – Что такое любовь? В результате обсуждения был составлен план проекта, который был реализован в 7 блоках, соответствующих тематическому плану.1. Что такое любовь? 2. Любовь многолика? 3. Как тема любви раскрывается в произведениях  разных литературных направлений? В этой части проекта раскрыта тема любви на примере произведений разных литературных направлений: классицизма (Фонвизин), сентиментализма (Карамзин), романтизма (Грин), реализма (Шолохов). 4. Как взаимосвязаны любовь в жизни поэта и изображение этого чувства в его творчестве?  Пушкин, Лермонтов, Блок – самые яркие имена, представляющие золотой и серебряный века русской поэзии. 5. Каково индивидуальное писательское видение любви как высшего человеческого чувства? 6. Можно ли убить любовь? 7. Каков христианский взгляд на любовь? Каждая тема представлена рядом презентаций студентов с рабочим названием «Любовь в творчестве писателя». Анализируя литературные образы, мы приходили к выводу,  что такое любовь в понимании разных художников XIX и XX веков, а также буклетами, открытками видеоклипами, кроме того, проект подкреплён методической и дидактической базой: разработками уроков, видеофрагментами, тестовыми работами, кроссвордами, которые могут быть использованы любым преподавателем на уроке и во внеурочной деятельности. Проект позволил ребятам  говорить друг с другом на равных на эту важную для современного общества вообще и для нашего поколения в особенности нравственную тему.

Считаю, что занятия проектно-исследовательской деятельностью  повышает результативность в изучении предмета: развивает  интерес к классическим художественным произведениям. Студенты продемонстрируют свои знания не только в области  предмета «литература», но и в области владения информационными технологиями: помимо работы с программами PowerPoint и Publisher (подготовка презентаций, буклетов), научились оперировать видеоматериалами (вставлять в презентации видеоролики и кадры в качестве фотографий), делать интерактивные кроссворды в Программе XL. А главное, метод проекта повышает престиж знаний, грамотность в широком смысле слова, общую культуру студентов. Помогает совершенствовать навыки учебной работы, развивает личность обучающегося, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, подготавливает к будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...