Научные исследования школьников
статья на тему
Формирование компонентов исследовательской культуры школьника на уроке и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuptsova_l.v._statya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Научные исследования школьников
(Купцова Л.В., НОУ «Санкт-Петербургская школа «ТТИШБ»)
Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Исследовательский подход - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное формирование компонентов исследовательской культуры школьника:
- интеллектуальных умений и навыков;
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Умения и навыки исследовательской деятельности формируются через общедидактические приёмы: анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования. Именно в основной школе должно быть приоритетным для ученика овладение общедидактическими приёмами.
Задания, способствующие обучению учащихся общедидактическим приёмам
- Задания, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить аргументы, доказательства, факты.
- Задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности.
- Задания, предполагающие рассмотрение нескольких случаев решения. Задачи этого типа способствуют развитию критического мышления (при прочтении задачи у ученика возникает ощущение неоднозначности, появляются вопросы).
- Задания повышенного уровня сложности, которые требуют от школьника комплексного применения знаний.
- Нестандартные задания, требующие творческого подхода.
Обучение общедидактическим приёмам взаимосвязано с умениями и навыками работы с книгой и умениями и навыками, связанными с культурой устной и письменной речи. Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приёмам работы с книгой. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-2 занятиях. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса.
Реализация исследовательского подхода в обучении предполагает особую организацию учебного процесса (по мнению автора).
- Использование личностно - ориентированных технологий обучения.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
- Ведущими должны стать следующие методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
- Сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с традиционными уроками проведение уроков–консультаций, уроков–практикумов, уроков–лекций, уроков–зачётов, уроков-исследований.
Формирование исследовательской культуры учащихся начинается на уроке и продолжается во внеурочное время, когда у учителя больше возможностей для осуществления индивидуального руководства исследовательской деятельностью учащихся. Именно занятие учебным исследованием или создание проекта способствуют формированию у старшеклассников специальных исследовательских умений и навыков – умений и навыков самостоятельного проведения исследования. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы учащиеся получают возможность:
- расширить свой кругозор по предмету;
- ознакомиться с методами проведения научных исследований (работа с литературой; поиск информации в сети Интернет; анализ, систематизация и классификация собранной информации);
- представления результатов исследований (подготовка докладов, презентаций)
- приобретения опыта публичного выступления.
Залог успеха – создание системы работы учителя и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований
презентация предназначина для 5-х классов...
Урок биологии по теме"Оборудование для научных исследований
Представленный урок биологии в 5 классе, на тему: «Оборудование для научных исследований», по учебникуА.А.Плешаков, Н.И.Сонин проводится с использованием программыNotebook10. Это позволяет дости...
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.
Раздел "методы изучения природы"...
Формирование представлений о методологии научного исследования у школьников
Формирование представлений о методологиинаучного исследования у школьников В современной образовательной практике перед учителем...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
XX студенческая научно – практическая конференция «Достижения и перспективы научных исследований молодежи» c международным участием Английский язык в мире профессий Исследовательская работа
Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Ступая на порог 21 века, мы все почувствовали дыхание нового времени с его с...
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...