Организация взаимодействия с родителями в ходе учебно-исследовательской деятельности.
статья на тему
Как организовать взаимодействие с родителями при выполнении учебно-исследовательских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semenova_2014-15.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Н.Н., к.п.н., учитель физики
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Организация взаимодействия с родителями в ходе учебно-исследовательской деятельности .
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является приращение в компетенциях обучающихся. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью учащихся посмотреть на различные проблемы с точки зрения ученых, занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская деятельность может быть организована по двум направлениям: учебная и внеурочная: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и т.п.
Огромное значение при этом является четко продуманная система сотрудничества с родителями. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и плодотворным. Проявление заинтересованности родителей исследовательской деятельностью ребенка - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении исследования.
Рассмотрим роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности:
1. выбор темы
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями: организация экскурсий в научно-исследовательские институты и лаборатории, - места работы родителей.
Возможные действия родителей:
помощь в выборе лучшей темы и обосновании этого выбора.
2. выдвижение первоначальных идей
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями:
организация лекций родителей - ученых о сущности исследовательской деятельности.
Возможные действия родителей:
фиксация как можно большего числа идей, без выделения и последовательности их выдвижения, помощь в выборе лучшей идеи.
3. сбор материала
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями:
организация экскурсий в библиотеки и архивы - места работы родителей.
Возможные действия родителей:
помощь в поиске нужных источников в книгах, периодической печати, сети интернет; выражение сомнения по поводу тех, которые не соответствуют теме исследования, сопровождение детей в библиотеку, архивы, книжные магазины, музеи, помощь в фото и видеосъемке, помощь ребенку в распределении и дозировании нагрузки, организация питания и отдыха ребенка.
4. обобщение материалов
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями:
знакомство учащихся с научным статьями, диссертациями.
Возможные действия родителей:
помощь в грамотном изложении выводов на бумаге, описании изученного объекта, отчета о проведенном эксперименте.
5. представление результатов исследовательской деятельности и защита.
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями:
приглашение родителей для участия в заседании УНО, организация круглых столов, дебатов, дискуссий, интеллектуальных игр, приглашение родителей в жюри конференций.
Возможные действия родителей:
помощь в подготовке текста выступления - редакционная правка, подготовка к ответам на вопросы; подготовка макетов, чертежей, подготовка презентации выступления; репетиция выступления, снятие волнения перед выступлением.
6. Оценка результатов
Деятельность педагога по организации сотрудничества с родителями:
приглашение родителей - ученых для выступления на открытии и закрытии научных конференций.
Возможные действия родителей:
обсуждение с детьми результатов и коррекция деятельности детей в следующем исследовании.
Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями. У них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
В Гимназии в начале каждого учебного года проходит родительская конференция, на которой озвучиваются планы и задачи Гимназии на будущий учебный год, где и каким образом семья может помочь гимназисту.
Как показывает опыт, на научно-практических конференциях в Гимназии и в городе, начиная с конференции«Малая Академия» ( 1-8 классы) и до «Пути в науку» (9-11классы) успешны те дети, где оказывается поддержка профессионалов - родителей, бабушек, дедушек, которые выступают вместе с учителем- научным руководителем консультантами работ, а также предоставляют научно-техническую базу институтов, в которых работают для выполнения учебных исследований. Примером могут служить работы Тетерятникова Александра, выполненная на химическом факультете Университета, а также работа Павлова Михаила, выполненная в физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе.
Работы этих учащихся получили высокую оценку на районных и городских конкурсах исследовательских работ.
Также очень интересной и полезной оказалась экскурсия с последующей работой (изготовление голограмм) в Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова, организованная бабушкой одного из учеников, которая всю свою жизнь посвятила голографии (в настоящее время живет и работает в США).
Как показывают опросы гимназистов, а также опыт по руководству исследовательскими работами, главными помощниками в семье в этой деятельности оказываются состоявшиеся как специалисты бабушки и дедушки. И здесь хорошо прослеживается востребованность старшего поколения: их профессионализм, их связи, опыт работы. В день рождения Гимназии от Директора им вручается благодарность. Также в Гимназии есть традиция встреч директора с победителями олимпиад, конкурсов научно-исследовательских работ. На эти встречи приглашаются гимназисты с родителями для обмена мнениями и опытом.
Литература:
1. Оданович М.В. Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. – Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Учитель.- 2007.
2. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности //Физика.-2009.-№4.-С.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его. Любить и у...
ПРОЕКТ организации взаимодействия с родителями учащихся образовательной организации
Проетирование целостной, современной и эффективной системы работы с родителями обучающихся в ОДО...
«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.
Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....
Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...
Организация взаимодействия с родителями
Данное направление является одной из составляющей программы «Путь к себе». Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и ...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...