Литературная театрализованная игра «Под сенью дружных муз».
классный час по литературе (9 класс) по теме

Иванченко Елена Николаевна

Игра и представление по творчеству А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_teatralizovannaya_igra.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная театрализованная игра

«Под сенью дружных муз».

Цели:

- развитие фантазии и творческих способностей обучающихся;

- повышение познавательной активности, интереса и любви к великому русскому поэту А. С. Пушкину.

Оформление о оборудование.

  1. Слова девиза написаны крупно и ярко на плакате над сценой.
  2. На сцене под девизом – большой портрет А. С. Пушкина. Перед ним на столике две зажженные свечи, рукописи, гусиные перья в изящной подставке.
  3. Зал оформлен в стиле пушкинской эпохи: пышные шторы. В центре на столиках – свечи и цветы, пианино.
  4. Стулья для зрителей – у стен. На стенах – конкурсные рисунки школьников к произведениям А. С. Пушкина, портреты поэта.
  5. Круглый столик для муз ( ближе к портрету Пушкина). На нем символ поэзии – вещая лира.

Действующие лица.

- ведущие – музы ( их 9), одетые в легкие туники.

- две группы гостей «Лицейские мудрецы» и «Младое племя» ( у каждой группы – свои эмблемы, элементы стилизации эпохи);

- Александр Пушкин;

- аккомпаниаторы – пианисты, учащиеся музыкальной школы.

Музыкальное оформление:

- увертюра и танцы из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского;

- увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки;

- «Вальс» к кинофильму «Метель» Г. Свиридова;

- увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;

- полонез «Прощание с родиной» М. Огинского;

- романс «Зимний вечер» , музыка М. Яковлева.

Притих зал. Зажжены свечи… Поднимается занавес, открылась литературно- музыкальная гостиная, объявлено начало литературной игры… Наши ученики стали актерами, художниками зрителями…Пока не догорят высокие свечи, мы вместе – творцы.В зале мягкий приглушенный свет горящих свечей. Звучит чарующая мелодия полонеза Огинского. Со сцены из-за портрета Пушкина спускаются, словно слетают, музы. Кружась по залу в развевающихся туниках, они останавливаются под портретом поэта и восклицают по очереди. Назвав себя, садятся за столик.

- Мы музы: милые, умные, знающие.

- Я Клио, уза истории.

- Я Мельпомена, муза трагедии.

- Я Талия, уза комедии.

- Я Полигимния, уза гимнов.

- Я Эрато, муза любовной поэзии.

- Я Терпсихора. Муза танцев.

- Я Евтерпа, муза лирической поэзии и музыки.

- Я Каллиопа, муза эпоса.

- Я Урания, муза астрономии.

 Музы встают, протягивают друг другу поднятые руки. Каждая произносит строку из «Вакхическойпесни» А. С. Пушкина.

- Поднимем ладони,

Содвинем их разом!

- Да здравствуют Музы!

- Да здравствует разум!

- Ты, солнце святое, гори!

- Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари…

- Так ложная мудрость

Мерцает и тлеет…

-Пред солнцем бессмертным ума.

- Да здравствует солнце!

- Да скроется тьма!

Все музы садятся, кроме Клио.

Клио. Дорогие друзья! Милые дамы и господа! Мы рады приветствовать на встрече с поэзией Александра Сергеевича Пушкина. Аплодируйте гостям! Это «Лицейские мудрецы»!

В зал под аплодисменты зрителей входят участники в костюмах лицеистов пушкинского времени. Они исполняют, представляясь, одну из лицейских «национальных» песен. Припев скандирует идущий последним, иронически улыбаясь и размахивая рукой. В руке первого – свернутый в трубку лист бумаги. Он показывает его зрителям

Этот список – сущи бредни!

Кто ту первый, кто последний.

Все нули, все нули –

Ай-люли, люли. люли!

Покровительством Минервы

Пусть Вольховский будет первым!

Мы ж нули, мы нули.

Ай-люли, люли. люли!

Орф – дьячок у нас исправный

И сиделец в классе славный.

Все нули, все нули –

Ай-люли, люли. люли!

Дельвиг мыслит на досуге:

Можно спать и в Кременчуге.

Мы ж нули, мы нули.

Ай-люли, люли. люли!

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен.

Все нули, все нули –

Ай-люли, люли. люли!

Пусть о нас заводят споры

 С Энгельгардтом профессоры.

И они – те же нули,

Ай-люли, люли. люли!все же музы, юны деви,

Вы не слушайте припева

Повторим мы лучше разом…

ВСЕ Да здравствуют музы!

Да здравствует разум!

Лицеисты занимают места за своими столиком, где на подставке – увеличенная фотография лицея.

КЛИО. Друзья, приветствуйте новых гостей! Это «младое время», ваши современники!

Входит группа «Младое племя». Представляясь, они декламируют известное стихотворение \а. \Плещеева, обращаясь к портрету А. Пушкина.

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской, 
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.

Ы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

«Младое племя» занимает места за столиком, где на подставке – увеличенная фотография их школы. Звучит новая  музыкальная заставка: увертюра из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». К портрету выходит муза Полигимния, обращается к игрокам обеих групп.

Полигимния.  Сегодня, друзья, никто учить не будет. Мы вспомним жизнь и творения Александра Сергеевича, будем радоваться удачным ответам или остроумным замечаниям, ведь Пушкин, так любил жизнь и её радости! Итак, «под сенью дружных муз» начнем. Если вы знаете ответ, поднимайте флажок. А мы, всезнающие музы, сумеем оценить  ваши ответы, а муза Эпоса Каллиопа определит победителей. Впрочем, как утверждают умные люди: «Главное – не победа, а участие». Вы согласны? Каждая из муз задаст вам по три вопроса. Предоставлю. Слово Урании. Передаю ей вещую лиру.

Урания выходит к портрету Пушкина.

УРАНИЯ. Кого имел в виду Пушкин, восклицая:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

(Пушкин имел в виду друзей – лицеистов, лицейское братство)

УРАНИЯ. Где располагалось это учебное заведение? (показывает изображение) ( Во флигеле Екатерининского дворца, в Царском селе ( ныне город Пушкин) под Санкт – Петербургом)

УРАНИЯ. Сколько лет длилась учеба в лицее и как об этом сказал сам поэт? (Пушкин записал в альбом Пущина такие строки:

(Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и радость примирения.)

Урания похвалив участников , передает вещую лиру Эрато.

ЭРАТО. Напомню вам: я Эрато, муза любовной поэзии, и вопросы мои будут на тему любви

-1.кому посвятил Саша Пушкин-лицеист эти строки? Напомню, что в эту же девушки были влюблены Пущин и Илличевский.

Когда в забвенье перед классом

Порой терял я взор и слух. И говорить старался басом,

И стриг гад гобой первый пух,

В те дни.. в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую волновала кровь….

(Катеньке Бакуниной, сестре его лицейского друга)

Муза показывает игрокам её портрет.

ЭРАТО. ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО Пушкин был влюбчив. Как поэта красота не могла очаровывать его. Об этой стороне его жизни, я думаю, верно заметила Мария Волконская : «В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, видел». ( Записка княгини М. Н. Волконской»

- 2. В каких шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария?

( Повесть «Дубровский» - Маша Троекурова, «Капитанская дочка» - Маша миронова, поэма «Бахчисарайский фонтан» - Мария, поэма «Полтава» - Мария Кочубей, повесть «Выстрел» - Маша, «Метель» - Мария Гаврилова)

ЭРАТО. Как называется сонет Пушкина, обращенный к Наталье Николаевне Гончаровой? Каждая строка в нем проникнута любовью и благоговением, и заканчивается сонет словами  восхищения : «Чистейшей прелести чистейший образец», (Адонна)

Эрато показывает портрет Н. Гончаровой и предлагает участникам прочесть это стихотворение наизусть. Чтец выходит к портрету Пушкина. Затем Эрато вручает лиру Клио. Звучит увертюра из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Клио выходит к портрету Пушкина.

КЛИО. Я уза истории, и вопросы мои, конечно, будут связаны с историей.

  1. Назовите три крупных произведения, в которых изображен Петр 1. ( оэма «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого»

КЛИО. Пушкин не скрывал своего восхищения Петром 1. Вы, конечно, помните, каким изображен Петр в этих произведения.. Возможно, кто-нибудь прочтет наизаусть отрывок.

Чтец выходит к портрету Пушкина.

КЛИО. Кроме Петра 1, еще одна выдающаяся личность привлекла его внимание и нашла отражение на страницах книг.

Скажите по описанию, кто это, из какого произведения:» Я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лишь лицо имело  выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». (Емельян Пугачев «Капитанская дочка»)

КЛИО. Вы знаете, конечно, с каким уважением относился Пушкин к декабриста, многие из них были его друзьями. Кому из своих друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь? Кто довез и передал его? Есть ли желающие – прочтите стихотворение наизусть. (Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…», посвященное Ивану Пущину. Привезла его в Сибирь Александра Муравьева)

Поблагодарив отвечающих, Клио передает лиру  Мельпомене. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.

МЕЛЬПОМЕНА. Я Мельпомена, муза  трагедии.Мой первый вопрос – о великой трагедии Пушкина, созданной в ссылке, в селе Михайловском. Вот как пишет поэт позже о ней в романе «Евгений Онегин»

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруги юности моей,

Да после скучного обеда

Ко мне забредшего соседа,

Поймав нежданно на полу,

Душу трагедий в углу..

 - О какой  трагедии идет речь? («Борис Годунов»)

МЕЛЬПОМЕНА.  - Какой знаменитой ремаркой заканчивается трагедия и как вы её понимаете? («Народ безмолвствует»)

МЕЛЬПОМЕНА. Сколько трагедий входит в знаменитый цикл пушкина «аленькие трагедии»?  ( Четыре. «Скупой рыцарь», «оцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»).

Мельпомена, отметив похвалой лучшую группу, передает лиру Талии.

ТАЛИЯ. Я Талия, уза комедии. Вы скажете, что Пушкин не писал комедий, но элементы юмора, иронии, сатиры он использовал в своих творениях. Вспомним их.

- в 1830 году в Болдино Пушкин, не желая создавать казенно-патриотические стихи, пишет эту шутливую комедию, которую вначале хотел назвать «Кухарка». Вот строки из неё:

Усядься, уза: ручки в рукава,

Теперь начнем. – Жила-была вдова,

Тому лет восемь, бедная старушка,

 С одною дочерью.

Вижу, вы улыбаетесь, слушая эти строки. Как называется поэма? ( «Граф Нулин»)

ТАЛИЯ – А теперь назовите другое иронически – шутливое произведение Пушкина и мя героя, чью характеристику сейчас услышите. Инсценировка его – это готовая комедия. Итак:

Спти он себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

(Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде»)

ТАЛИЯ. В жизни с Пушкиным тоже случались забавные и смешные события, но так как он был человек остроумный, умел найти достойный ответ. Однажды граф Завадовский, увидев Пушкина в ресторане, сказал ему: «Однако, Александр Сергеевич, видимо, туго набит  у вас бумажник?». – «Да ведь я богаче вас, - ответил Пушкин, - вам приходится иной раз ждать денег из деревни, а у меня доход постоянный – с ….» Закончите фразу Пушкина . Откуда у него доход? ( 36 букв русской азбуки)

Звучит экосез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Талия передает лиру Терпсихоре.

ТЕРПСИХОРА. Я Терпсихора, муза танцев. Вы сейчас услышите мелодию популярного в пушкинское время танца.

- Как назывались  танцы той эпохи? ( Мазурка, котильон, вальс, полонез, экосез)

ТЕРПСИХОРА. Пушкин в юности любил балы. Вот как описывает он их.

Полна народу зала,

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам…

Из какого произведения это описание? («Евгений Онегин»)

ТЕРПСИХОРА. Отвечая  на третий вопрос, назовите, какой танец танцевали Онегин и Ольга на именинах Татьяны в «Евгении Онегине»?

В огромной зале все дрожал,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы…

Онегин с Ольгою пошел;

Ведет её, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмет, - и запылал

В её лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленский мой

Все видел: вспыхнул сам не свой….. (Мазурку)

Звучит мазурка из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Терпсихора передает лиру Полигимнии.

ПОЛИГИНИЯ. Я муза гимнов.

Мой первый вопрос возвращает нас в юность Пушкина. Прощаясь с лицеем, лицеисты пели гимн. Скажите, кто автор слов и музыки этой «Прощальной песни»

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества признанье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту дружбу с тою же душой.

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правда- да, неправда – нет

В несчастье – гордое терпенье,

И в счастье – всем равно привет!

(слова Антона Дельвига, музыка Теппера, лицейского учителя пения)

ПОЛИГИНИЯ. В каком стихотворении Пушкин , верный идеям декабристов, говорит: «Я гимны прежние пою»? Возможно, кто-нибудь прочитает его наизусть («Арион»)

Чтец выходит к портрету Пушкина и читает стихотворение «Арион».

ПОЛИГИНИЯ. Гимн в Древней Греции – это торжественная хвалебная песнь в честь богов и герое, сей        час – это песня – символ государства и вообще хвалебная песнь или музыкальное произведение торжественного характера. Пушкину вообще –то не  был свойствен этот жанр лирики. Но вот одно из его стихотворений можно назвать гимном жизни человеческому разуму. Назовите стихотворение («Вакхическая песня»)

Погимния передат лиру Евтерпе. Звучит вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»

ЕВТЕРПА . Я Муза лирической поэзии ми музыки. Мелодия. Которую только что услышали, написана к кинофильму «Метель» по повести Пушкина. Надеюсь, вы назовете автора этой замечательной музыки ( Г. Свиридов)

ЕВТЕРПА Многие строки стихов Пушкина стали крылатыми фразами. Из какого стихотворения, например, эти слова: «Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» ( «Элегия» 1830 г.)

ЕВТЕРПА А в каком стихотворении Пушкина изображена эта картина природы и кто написал музыку ? Подскажу: это лицейский товарищ Пушкина.

Звучит романс «Буря мглою небо кроет»

(«Зимний вечер» музыка Михаила Яковлева.)

Похвалив отвечающих, Евтерпа передает лиру Каллиопе.

КАЛЛИОПА. Я муза эпоса, и мне поручено почетная задача: определить победителей в этой игре.

Но это не столь почетно, сколько трудно.

Мы все увидели: поэзия Пушкина, действительно, бессмертна.

Не при свече – при солнце ярком,

Сердца которым зажжены,

Стихи становятся подарком

Еще неслыханной цены.

Не безымянна, не безлика,

А русской прелести полна,-

От имени страны великой

Свободно говорит она.

( Н. Ушаков «Памяти Пушкина»)

Раздается «космическая» электронная музыка, и в зал из-за портрета со сцены спрыгивает Пушкин ( ученик загримирован, в костюме 19 в.

ПУШКИН.

Я мчался столько дней сквозь время.

Лишь муза- верный спутник мой.

Вот наконец исчезло бремя.

Я на земле, но век иной.

И я смотрю и удивляюсь,

Не узнаю и восхищаюсь!

КАЛЛИОПА. И мы приветствуем тебя. Ты в школе, здесь твои друзья.

Аплодисменты.

ПУШКИН

Ах, школа – то же. Что лицей!

Я рад, что вижу здесь друзей,

Когда-то я в садах лицея

Так безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А над Вергилинм зевал.

И я ленился и проказил,

По кровле я в окошко лазил.

И пропускал латинский класс…

По залу пробегает ученик, крича: « Ура, английского не будет!»

ПУШКИН

В нем узнаю себя сейчас.

КАЛЛИОПА ( показывает на портрет)

Сотри – кА, Пушкин, уж не ты ли?

Тебя потомки не забыли.

ПУШКИН

Конечно, я польщен и рад.

Не надо мне иных наград.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Я рад, друзья, что не в Париже –

А в Подмосковье знаменит.

(подходит к командам)

ПУШКИН

Опять я ваш, о юные друзья!

Печальные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простерлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Все те же вы, но время уж не то жеУже не вы других всего дороже,

Уж я не тот… невидимой стезёй

Ушла пора веселости беспечной,

Навек ушла, - и жизни скоротечной

Луч утренний бледнеет предо мной.

(Элегия 1817 г.)

ПУШКИН (Пожимает руки игрокам команды «Лицейские мудрецы»)

Лицейским мудрецам привет!

Учитесь, други- мой совет

Пожимает руки игрокам команды»Младое поколение»

Я вас приветствую и радости не скрою.

Здравствуй, племя незнакомое, младое!

УЧЕНИК. Александр Сергеевич! Как вам нравится у нас в школе?

ПУШКИН

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!

Друзья, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все прекрасные друзья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все прекрасного друзья!

УЧЕНИК. Александр Сергеевич, а каким, по-вашему, может быть будущее нашего города?

ПУШКИН

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Взнесется пышно, горделиво;

КАЛЛИОПА

Вот замечательный ответ.

Но нам уже пора, поэт!

Мы победителей поздравим.

Вручает призы

ПУШКИН

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

( узы окружают Пушкина)

Пора и мне. Прощайте, о друзья.

УЧЕНИК.  Александр Сергеевич, пожелайте нам что-нибудь на прощание.

ПУШКИН

Во глубине московских  руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Под аплодисменты Пушкин и музы покидают зал. Звучит вальс Свиридова из к/ ф «Метель». Игроки команд пожимают друг другу руки, прощаясь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-театрализованная игровая программа "По следам "Трех мушкетеров"

В данном материале дана полная методика организации и проведения литературно-театрализованной игровой программы, рассчитанной на средний школьный возраст. Это веселое и познавательное командное соревн...

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»

Аннотация.        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий.  Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наста...

Литературно-театрализованная композиция "Это нужно живым.."

Данная разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание патриотических качеств, гражданственности, идеалов гуманизма и справедливости, способности переносить чужую боль, пережитую реальным...

Литературно-театрализованный диспут "Не верят в мире многие любви..."

Данный сценарий создан в содружестве с учителем литературы Л.Н. Быкаревой и представляет собой часть интегрированного урока. Также музыкально-литературная композиция может быть использована как самост...

Литературная композиция “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”, посвящённая 205-ой годовщине образования Царскосельского Лицея.

Данную  разработку литературной композиции можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях,посвященных творчеству А.С.Пушкина....