Положение о проектно-исследвательской неделе "Школа Личностного Роста"
проект по теме

Клаус Ирина Михайловна

I. Общие положения

1.1. Положение о проектно-исследовательской   неделе  «Школа Личностного Роста» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой Развития ОУ, Уставом учреждения, требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, ООП НОО и ООП ООО.

 Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности в рамках проектной недели «Школа Личностного Роста», в МКОУ «Русскополянская гимназия №1» Русскополянского района, Омской области,  порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектно-исследовательских  работ учащихся.

1.2. Ключевым элементом модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС). Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, является обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями, формирование базовых компетентностей, метапредметными и личностными, для решения личностно и социально значимых задач.

1.3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и  направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gimnaziya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русскополянская гимназия №1»

Русскополянского района Омской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом школы

Председатель Управляющего Совета  

Директор школы

Протокол №______________

________________ ()

_______________(А.В.Ногин)

от «____»____________2013г.

«____»_________2013г.

Приказ № ____________

Руководитель МС ____________

от «___» __________2013 г.

  УТВЕРЖДАЮ

Директор  МКОУ «Русскополянская гимназия №1»

________ А.В.Ногин

Приказ от ________________№_______

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектно-исследовательской неделе

«Школа Личностного  Роста»

        Русская Поляна-2013


I. Общие положения

  1. 1.1. Положение о проектно-исследовательской   неделе  «Школа Личностного Роста» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой Развития ОУ, Уставом учреждения, требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, ООП НОО и ООП ООО.

 Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности в рамках проектной недели «Школа Личностного Роста», в МКОУ «Русскополянская гимназия №1» Русскополянского района, Омской области,  порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектно-исследовательских  работ учащихся.

1.2. Ключевым элементом модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС). Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, является обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями, формирование базовых компетентностей, метапредметными и личностными, для решения личностно и социально значимых задач.

1.3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и  направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений.

1.4.  Проектно-исследовательская неделя носит открытый характер, как по составу участников, так и по тематике   представленных работ.

1.5. Проведение проектно-исследовательской недели способствует развитию интеллектуального потенциала обучающихся и формированию  базовых компетентностей.

1.6. Организатором проектно-исследовательской недели является методический совет МКОУ «Русскополянская гимназия №1»

1.7. Проектно-исследовательская неделя «Школа Личностного Роста» проходит в рамках учебного процесса, не нарушая его.

1.8. Проектно-исследовательская неделя проходит в форме презентации  проектных и исследовательских работ обучающихся.

 

II. Цель проектно-исследовательской деятельности

Развитие ключевых компетентностей обучающихся как условие личностного роста

 Задачи проектно-исследовательской деятельности

2.1. Обучение планированию (обучающийся научится четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать  методы и формы работы по теме исследования).

2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся научится выбирать нужную информацию и правильно ее использовать).

2.3. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).

2.4. Формирование и развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

2.5. Формирование позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции.  

2.6. Формирование системы межпредметной интеграции и целостной картины мира.

2.7. Формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем.

2.8. Приобретение нового для школы педагогического опыта.

2.9. Формирование партнерских отношений и создание атмосферы открытого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

         

 Организатором проектной недели является методический совет МКОУ «Русскополянская гимназия №1» в составе:

  1. Директор школы Ногин А.В..
  2. Заместитель директора по НМР Клаус И.М.
  3. Заместитель директора по УВР Торбаненко Е.И.
  4. Заместитель директора по ВР Писарева М.В.
  5. Руководитель начальных классов Тизина А.С..

IV. Содержание проектно-исследовательской деятельности

4.1. Проектно-исследовательская деятельность является составляющей учебной и внеучебной деятельности обучающихся. В проектную деятельность могут включаться обучающиеся 1-11 классов и представлять свои работы.

4.2. Обязательным условием является участие 2, 3, 5, 6, классов (в рамках реализации ФГОС), для которых проектная неделя состоит из трех этапов и включает в себя:

 *обучающий проект,

* проект свободной темы,

*итоговый проект  на определенной ступени обучения.

На всех этапах осуществляется мониторинг сформированности УУД.

4.3. Процесс подготовки проектов и исследований является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектно-исследовательской работой в школе, ее координация, контроль, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по научно-методической работе. Проектно-исследовательскую деятельность обучающихся непосредственно организуют и руководят ею  учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, родители обучающихся.

4.4. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется обучающимися совместно с руководителем.  При выборе темы необходимо учитывать как приоритетные направления развития школы и общества в целом, социально-значимые события и даты,  так и  индивидуальные интересы учащихся и педагога.

4.5. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы).

 4.6. Методический совет гимназии  и НОУ организуют семинары для учителей по проектно-исследовательской деятельности и осуществляют консультативную помощь.

 4.7.  Технические средства, необходимые для демонстрации работы, предоставляются участникам по их заявке. Участники проектно-исследовательской недели обязуются не позднее, чем за два дня до начала проведения проектной недели апробировать свои материалы на технических средствах, соблюдая при этом все правила эксплуатации.

         

Сроки проведения проектно-исследовательской недели

  • 1.Проектно-исследовательская неделя «Школа личностного роста» для классов, реализующих ФГОС (2,3,5,6)- 2 четверть (обучающий проект), 3 четверть (самостоятельный выбор), 4 четверть (итоговый).
  • 2. Проектно-исследовательская неделя «Школа Личностного Роста» для 1-11 классов-3 четверть, февраль месяц. 

4.9. Презентация  работ   проводится  по  следующим  основным секциям:

  • секция начальной ступени обучения  (1-4 классы);
  •  секция средней ступени обучения    (5-8 классы);
  •  секция  старшей ступени  обучения (9-11 классы);

  В  соответствии    с   поступающими    на   конкурс    работами    могут   быть    организованы     дополнительные    тематические   секции.  

4.10. События проектно-исследовательской недели «Школа Личностного Роста» отражаются на страницах гимназической газеты «Это мы», в детской телепередаче «Клякса». Материалы выкладываются на сайт гимназии.

4.11. Подведение итогов проектно-исследовательской недели  «Школа Личностного Роста» и награждение:

  • Все участники проектной недели награждаются грамотами ОУ
  • Победители и призеры в номинациях награждаются Дипломами ОУ    («Лучшая презентация», «За  ораторское мастерство» «За наличие авторской позиции», «За оригинальность проблемы (ее решения), "За актуальность",  "За умение вести публичную дискуссию", "За наличие авторской позиции", "За оригинальность раскрытия темы", "За раскрытие межпредметных связей", "За глубину исследования", "За практическую значимость работы".)
  •  Лучшие работы рекомендуются для участия в конкурсах различного уровня
  • Проекту, выполненному нестандартно, с особо высоким качеством и имеющему практическую значимость, присваивается номинация «Гран-при»
  • По усмотрению оргкомитета работы, представляемые на проектной неделе обучающимися 9-х классов, могут быть рекомендованы в качестве экзаменационных во время итоговой аттестации за курс основной школы.

VI. Процедура защиты проекта

6.1. Ежегодно в феврале проводится общегимназический фестиваль «Школа Личностного Роста», на котором проходит презентация и защита проектно-исследовательских работ.

6.2. Для проведения фестиваля  создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены НОУ, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения. Состав специальной комиссии определяется  Методическим советом школы и НОУ. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х  человек.

6.3. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, пишет рецензию на работу, определяет победителей фестиваля проектных и исследовательских  работ. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся учащихся могут быть рекомендованы к представлению на конференции, семинары и конкурсы муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

6.4. Процедура защиты состоит в 10- минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

6.5. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской  деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.

6.6. В  гимназии организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

 

        

Приложение 1

Требования к оформлению проектно-исследовательской работы

1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

Требования к оформлению титульного листа:

 Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения. В среднем поле указывается название темы работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата, проекта и т.п. должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствует о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по биологии, интерактивный проект и т.п.). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество и должность научного консультанта. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

3. Введение включает в себя ряд следующих положений:

- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах стандарта  А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

           

Приложение 2

Требование к оформлению компьютерной презентации

 

1. В презентации должен соблюдаться единый стиль оформления.

2. Шрифт для заголовков   нужно использовать  не менее 24,  для  информации - не  менее 18.  Нельзя  смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

         3. Любая картинка должна сопровождаться надписью.

         4. На одном слайде не должно использоваться более 3-х цветов.

5. Слайд      не         должен       содержать       слишком     большое    количество    информации     ( не более 3-5  предложений).

          6.Несколько советов:

  • для фона выбирайте более холодные тона;
  • не злоупотребляйте спецэффектами: они не должны отвлекать внимание от информации;
  • используйте короткие слова и предложения;
  • заголовки должны привлекать внимание;
  • не злоупотребляйте прописными буквами.

        

Приложение 3

Критерии оценки проектно-исследовательских работ

Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный. Проектно-исследовательскаяая деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

 Критерии оценки содержания проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы

1 - реферативная работа,

2 - работа носит исследовательский характер

2.

Использование     научных фактов и данных

1  - используются широко известные научные данные,

2  - используются уникальные научные данные

3.

Использование  знаний вне     школьной программы

1  - использованы знания школьной программы,

2 - использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования

1  - результаты могут быть доложены на школьной конференции,

2 - результаты могут быть доложены на районной конференции,

3  - результаты могут быть доложены на региональной конференции

5.

Структура       проекта: введение,    постановка проблемы,      решение, выводы

0 - в работе плохо просматривается структура,

1  -   в   работе   присутствует   большинство структурных элементов,

2 - работа четко структурирована

6.

Оригинальность и новизна темы

1 - тема традиционна,

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей                                                            

7.

Владение автором терминологическим аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом,

2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе

8.

Качество   оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки,

2  - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно,

3  - работа оформлена изобретательно, применены  приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно      

 Критерии оценки защиты проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывает,

2  - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,

3  - доклад рассказывает, суть работы объяснена,

4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом,

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - не может четко ответить на большинство вопросов,

2 - отвечает на большинство вопросов,

3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе,

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе,

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии,

3  -  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                

 

Приложение 4

Типология проектов

1.По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательский
  • поисковый
  • творческий
  • практико-ориентированный
  • ознакомительно-ориентированный
  • информационный
  • социальный
  • комплексный

2.По предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одной предметной области)
  • межпредметные ( в рамках нескольких предметных областей)
  • надпредметные ( за пределами  школьной программы)

3.По количеству участников:

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  • коллективные

4.По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные
  • долгосрочные
  • среднесрочные

Приложение 5

ЛИСТ экспертной оценки работ обучающихся

Критерии

Ф. И. ученика, оценка

1. Соответствие содержания работы заявленной теме, поставленной цели и задачам

 

 

 

 

 

2. Обоснованность использованных методов для решения поставленных задач

 

 

 

 

 

3. Лаконичность и конкретность изложения материала

                 

 

 

 

 

4. Знакомство со специальной литературой

 

 

 

 

 

5. Наличие в работе теоретических и практических достижений автора

 

 

 

 

 

6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам

 

 

 

 

 

7. Качество иллюстративного материала

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

Рекомендую работу к номинации: 1. “За умение вести публичную дискуссию”.2. “За лучшую презентацию”.3. “За наличие авторской позиции”.4. “За оригинальность раскрытия темы”.5. “За раскрытие межпредметных связей”.6. “За глубину исследования”

 

 

 

 

 

        Приложение 6

        

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

  • Роль учителя в проектной деятельности. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся

Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...