Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога
материал по теме
Данный материал позволяет рассмотреть самообразование педагога и его деятельность по повышению профессионализма как один из путей повышения социального статуса учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_po_teme_sotsialnyy_status_pedagoga.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:
- прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
- приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
- предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее земной цивилизации. Поэтому прослеживается такое пристальное внимание со стороны общества к профессии педагога, и, прежде всего, к его социальному статусу.
Со стороны общества повышение социального статуса педагога возможно при определении достойного уровня заработной платы, обеспечения комфортных условий преподавания, а также социальной поддержке учителей. С другой стороны, считаю, что каждому учителю нужно в первую очередь самому позаботиться о своем хорошем имени. Ведь уважение к педагогу формируется на каждом уроке, начиная с самого первого: по его отношению к ученикам, по знанию предмета, по способностям находить приличный выход из сложных педагогических ситуаций, по внешнему виду, личным качествам, соответствию определенным этическим правилам. Учителю необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро пропадет. И еще, нужно в любой ситуации с преданностью относиться к своей работе. Человека, который умеет уважать себя сам, уважают и другие. Согласитесь, что тот, кто стыдится своей профессии, невольно сам провоцирует негативное отношение к себе и к работе, которую выполняет... Таким образом, повышение квалификации труда учителя является одним из путей повышения социального статуса педагога.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
В нашей школе созданы благоприятные условия для профессионально-личностного роста и самореализации педагогов в условиях модернизации системы российского образования. Это и демократическая система управления, и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.
Организованная таким образом деятельность способствует формированию благотворной психологической атмосферы в коллективе и мотивирует на непрерывное совершенствование акмеологических инвариант профессионализма учителей.
Так, в течение многих лет учителя школы принимают участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года», занимая призовые места и побеждая в номинациях, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионализма.
Положительная динамика повышения категорийности учителей школы также является показателем непрерывного совершенствования профессиональных качеств.
Успешная деятельность педагогического коллектива и высокий профессионализм педагогов по достоинству отмечены наградами различного уровня.
В проекте Морального кодекса Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
- Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
В течение трёх лет я работаю над темой « Использование ИКТ на уроках иностранного языка».
Моими задачами было:
изучить литературу и материалы сети Интернет об на уроках ИЯ
• пройти курсы повышения квалификации;
• посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в практику работы учителя;
• принять участие в работе сетевых педагогических сообществах в Интернет;
• посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
• провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
• разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
• апробировать данный комплект на практике.
Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
– знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
– посещала семинары, конференции, уроки коллег;
– принимала участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
– прошла очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
– разработала модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
– провела открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
– организовала внеурочную деятельность по предмету;
– выступала на заседаниях МО, педсоветах с обобщением результатов опыта работы.
Результатами моего самообразования стали:
– повышение качества преподавания по предмету (рост участия учащихся в школьных и всероссийских конкурсах);
– разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;
– разработка и проведение открытых уроков
– создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Интернет (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок»);
Сейчас я работаю над созданием личного сайта.
Закончить свое выступление хочу словами великого немецкого педагога-мыслителя Адольфа Дистервега:
“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)
Желаю всем здоровья, творческих успехов и счастья в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетенции учителей англиийского языка в системе повышения квалификации
Аннотация. Модернизация образования требует от педагога повышения его профессионального уров...
Повышение квалификации как один из путей повышения социального статуса педагога
Доклад на конференцию...
Презентация к докладу "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"
Данная презентация является сопровождением к докладу по теме "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"....
Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства»
Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства» на секции учителей английского языка в рамках августовской кон...
«Совершенствование профессиональных компетенций учителя как условие повышения качества предметных результатов, обучающихся»
Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, проис...
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жиз...