Проблема формирования адаптивных качеств выпускника в системе профессионального образования
статья по теме

Костина Наталья Васильевна

В статье указаны условия, оказывающие влияние на процесс формирование необходимых адаптивных качеств, таких как получение профессиональных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Энгельсский политехникум»

Д О К Л А Д

по теме «Проблема формирования адаптивных качеств выпускника в системе профессионального образования»

Выступление на заседании ЦМК

Преподаватель спецдисциплин

Костина Н.В.

       

Энгельс

Декабрь 2012-2013 учебный год

В современных условиях продолжается трансформация российского общества, она не ограничивается рамками политики и экономики, структура общества изменяется под воздействием ряда других важных факторов: техническое совершенствование сферы производства и управления; компьютеризация различных областей человеческой деятельности и т.п. Все это требует от человека высокого профессионализма, мобильности и адаптивности в новых для него условиях. Актуальным остается вопрос о месте и роли специалиста обладающего средним профессиональным образованием в структуре современного общества. В этой связи, возникает проблема формирования в процессе обучения качеств, необходимых специалисту среднего звена для успешной адаптации в социально-трудовой среде.

В ходе профессионального обучения происходит не только накопление необходимых знаний, но и опыта, который в последующей жизнедеятельности используется индивидом. В этом случае, вполне обоснованно следует рассматривать профессиональное обучение как процесс накопления качеств, которые будут способствовать в дальнейшем социальной адаптации выпускника.

В ходе социологического исследования проблемы адаптации выпускников средней профессиональной школы было обращение непосредственно к работодателям, которые обозначили требования, предъявляемые к качествам молодого специалиста. Практика показывает, что далеко не все выпускники успешно адаптируются в профессиональной среде. Индивидуальные качества являются достаточно важными для процесса адаптации: коммуникабельность, инициативность, смелость, хорошее физическое здоровье, вот тот небольшой перечень из общего списка, который был составлен в ходе исследования.

В оценке экспертов-практиков индивидуальные качества специалиста в сумме занимают не самое высокое ранговое положение. Индивидуальные качества личности экспертами-практиками оценены как необходимые, но не доминирующие в прохождении успешной адаптации на рабочем месте. Хорошее здоровье, коммуникабельность, активность выделили из общего предложенного списка 42% экспертов. Выпускники, напротив, придают большое значение индивидуальным качествам, так как именно они способствуют, по их мнению, успешной адаптации в трудовом коллективе.

Приобретенные качества или как можно их еще назвать воспитанные качества, такие как: дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, напротив, высоко оценены экспертами, а у выпускников они занимают невысокую ранговую позицию. Только 12% выпускников отметили дисциплинированность и исполнительность, как необходимые качества для успешной адаптации в профессиональной среде. Старшее поколения, представителями которого являются эксперты-практики, в большей мере ценят исполнительность и дисциплинированность, нежели способность отстаивать свое мнение и обладание яркой  индивидуальностью     характера.  Принцип  умения работать  в  коллективе остается важным для этой группы респондентов.

Перечень качеств отнесенных к группе «профессиональных и деловых» у обеих групп заняли высокое ранговое положение. Наличие прочных теоретических знаний, необходимых в профессиональной деятельности, стремление к приобретению практических трудовых навыков и т.п. экспертами-практиками и выпускниками зафиксированы как необходимые и решающие качества выпускника в адаптации к условиям профессиональной среды.

Проведенный анализ, свидетельствуют о том, что качества необходимые молодому специалисту в социальной адаптации являются сложным образованием. Одним из условий, оказывающих влияние на процесс формирование необходимых адаптивных качеств, является получение профессиональных навыков. В ходе обучения, где уже в своей основе заложен механизм формирования у будущего специалиста качеств, специфичных для данной профессии идет процесс формирования адаптивных качеств в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.

Статья подготовлена для VII ежегодной региональной  научно-практической  конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучен...

Оценка качества обучения в системе дополнительного образования

Оценка качества обучения учащихся объединения "Закулисье" ЦДОД Заводского района г. Саратова....

Автореферат на тему "Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" в системе профессионального образования"

В автореферате представлены материалы исследования, проведенные на базе Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа среди студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях"....

Доклад на тему: "Формирование положительных качеств личности на уроках профессионально-трудового обучения".

Содержание доклада поможет учителям профессионально-трудового обучения направить процесс трудового обучения  на формирование у школьников положительных черт личности....