Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий - познание окружающего мира".
консультация по теме

Михайлова Инна Александровна

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ   «СОКОЛЕНОК»

107113,  г. Москва, 1-й Лучевой просек, дом 10.                                            тел: 8 (499)268-64-11;8 (499)268-47-61

Консультация

по теме:

«Развитие перцептивных действий

 - познание окружающего мира.

г. Москва  

2015 г.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

                                   Психологический аспект:

              Принято выделять некоторые исходные: сенсорные (ощущения) и перцептивные (восприятие) процессы, которые являются наиболее простой формой познавательной деятельности, лежащей в основе построения целостного образа и поведения.

              Ощущения (первоначальный источник чувственного познания) и восприятие  - это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, по запаху, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятие являются фундаментом познавательной деятельности человека, которая включает и такие сложные процессы как мышление, память и воображение.

              Восприятие – это совокупность ощущений. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы: движение руки, глаз, слух и тд. Все эти действия называются перцептивными (от латинского слова perceptio – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Ученые установили, что перцептивные действия представляют целую систему. Вначале идет обнаружение предмета. Потом мы выделяем признаки, наиболее характерные для данного предмета.  Затем следует ознакомление с выделенными признаками, рассматривание их, сопоставление с теми, что уже известны. Заканчивается процесс восприятия опознанием объекта, т.е. отнесением его к определенной категории объектов.

Действительность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия.

Перцептивные действия реализуют сенсорное воспитание, которое является основой становления всех видов детской деятельности и фундаментом познания окружающего мира.

                                           Педагогический аспект:

             Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

              И.М.Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д.Ушинский).

              Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в раннем возрасте. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание (развитие).

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование  ощущений и восприятия.

              Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запоржцем, Л.А.Вегнером и другими. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

              Согласно новейшим исследованиям, ощущения и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями.

              С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

              Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс.

              В первые годы жизни  у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные эталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояние и др.).

              Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но ив повседневной жизни (знакомство с водой – умывание, игры с водой).

              На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметного восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом виде деятельности – своя сенсорная основа. Совершенствование  любой деятельности зависит от  уровня сенсорного развития ребенка.

              В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт ребенка, обобщает его. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.

              Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения. Педагог должен создавать условия, чтобы дети применяли полученные знания и умения на практике. Малышам предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающихся друг от друга размером, звучанием.

              Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («чудесный мешочек» и т.п.).  В результате, которых появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

              Особая роль в сенсорном воспитании детей  принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира»

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний об окружающем мире....