Качественное профессиональное образование – залог конкурентоспособности выпускника.
статья на тему
В статье рассматривается влияние качественного профессионального образования на конкурентоспособность выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_i_konkurentosposobnost.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественное профессиональное образование – залог конкурентоспособности выпускника.
Cегодня образование — это услуга, а российская система образования — это национальный рынок образовательных услуг. Образование, безусловно, ценность и благо, но это еще и важнейший инструмент инвестиционной привлекательности. В настоящее время произошли существенные качественные и количественные изменения в заказе на профессиональную подготовку специалистов, так как более 90% предприятий и организаций сменили форму собственности с государственной на частную, что привело к открытости рыночного пространства России и появлению новых производственных отношений. В условиях рынка мощным фактором социального процесса является высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалистов. Выигрывает тот, кто способен к наивысшей самореализации в профессии. Профессиональный успех в любой отрасли напрямую зависит от конкурентоспособности образовательных систем.
Одной из важнейших составляющих профессионального образования является экономическое образование. Необходимость экономических знаний в условиях перехода к рыночным отношениям очевидна. Если в советское время экономические проблемы на производстве и в социальной сфере решались в центре, действовала уравнительная система оплаты труда, то теперь материальное благополучие каждого из нас во многом зависит от интенсивности и эффективности собственного труда. Конкретному человеку понимание основ рыночных механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает, не ориентируясь в этих механизмах. При этом целью экономического образования обучающихся ставится формирование:
- ценностных ориентаций и установок, вытекающих из экономического знания и ведущих к консолидации общества;
- компетенций, достаточных для ориентации поведения и защиты интересов каждым человеком при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов;
- собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов.
В условиях динамичных изменений современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны. Такая система должна обеспечивать три главных условия:
- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, смены индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
Эта система должна иметь государственно-общественный характер, включать в себя аккредитование учреждений и организаций всех форм собственности (государственных, корпоративных, негосударственных), которые занимаются образованием в разных его видах и формах, обеспечивая должный уровень его качества, эффективности и конкурентоспособности. Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность.
Для повышения конкурентоспособности выпускников учебные заведения среднего профессионального образования должны разрабатывать программы обучения, позволяющие получить обучающимся те знания и умения, овладеть компетенциями, которые требуются определённому работодателю. Другими словами, образовательные учреждения должны готовить специалистов по заказам работодателей. В современных условиях от выпускников требуется умение использовать современные достижения науки и техники, умение ориентироваться в информационных технологиях. А для этого необходимы значительные инвестиции в образовательные учреждения для приобретения новейших информационных технологий, нового оборудования. С их помощью обучающиеся смогут получить знания, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда.
Переход к модульному принципу построения образовательных программ в соответствие с требованиями Федеральных государственных стандартов третьего поколения позволит обеспечить гибкость и вариативность профессионального образования, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда. Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий "открытого образования", интерактивных форм обучения, проектных и других методов стимулируют активность познавательного процесса, формируют навыки анализа информации и самообучения, увеличивают роль самостоятельной работы обучающихся.
Список используемой литературы:
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
- Концепция развития ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина»
- Пономарев Л.Н. Экономическая культура (сущность, направления развития) / Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, А.П. Чичканов. – М.: Мысль, 1987. – 269с.
- Улыбин К.А. Современное экономическое мышление / К.Д. Улыбин. – М.: Политиздат, 1986. – 239с.
http://jurnal.org/articles/2009/ped41.html
http://prosvpress.ru/2011/08/konkurentosposobnost/
http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/104571.shtml
http://www.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/104571.shtml
http://science-bsea.bgita.ru/2006/leskomp_2006/bezrukih_kachestvo.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Качественное образование - залог успеха школы"
Размышления на тему "Как же повысить качество образования?" Содержит мониторинг качества образования по классам за 1 и 2 четврти....
Формирование профессиональных компетенций как основной фактор конкурентоспособности выпускников СПО
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...
«Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».
В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...
Формирование конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения СПО.
Данная статья на тему "Формирование конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения СПО" затрагивает вопросы формирования студента как конкурентноспособного специалиста....
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...
Элективный курс "Развитие конкурентоспособности выпускников школ"
В настоящее время созрела потребность в разработке и научном обосновании модели активизации формирования конкурентоспособности у выпускников школ....
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"
В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....