Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)
план-конспект урока (10 класс) по теме
Тип учебного занятия: урок обобщения изученного материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательная:
- на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России – восстание декабристов; расширить представление учащихся о жизни и творчестве передовых людей того времени;
- формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности;
- формирование общеучебных и предметных умений и навыков, применение их в практической деятельности учащихся.
Развивающая:
Воспитательная:
Методы обучения:
- создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
- продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстами учебных пособий;
- продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
- реализация возможностей развития речи учащихся, навыков устной монологической речи.
- содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;
- воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
- воспитание творческой, высококультурной личности.
- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемного изложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnyy_urok_literatura_i_istoriya_podvig_dekabristov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный урок
(литература и история)
на тему:
"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
(МОУ СОШ № 3 учитель русского языка и литературы Васильева Т.А.)
Тип учебного занятия: урок обобщения изученного материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательная:
- на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России – восстание декабристов; расширить представление учащихся о жизни и творчестве передовых людей того времени;
- формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности;
- формирование общеучебных и предметных умений и навыков, применение их в
практической деятельности учащихся.
Развивающая:
- создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
- продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстами учебных пособий;
- продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
- реализация возможностей развития речи учащихся, навыков устной монологической речи.
Воспитательная:
- содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;
- воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
- воспитание творческой, высококультурной личности.
Методы обучения:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемного изложения
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая.
Ход урока
Эпиграф:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
А.С.Пушкин.
Вступительное слово учителя истории: Что может быть благороднее, возвышеннее, чем посвятить свою жизнь Родине? Давайте сегодня приоткроем одну из страниц в книге нашей истории. Звучит отрывок песни «Утро туманное».
Холодное туманное утро 14 декабря 1825 г. Какое историческое событие произошло этим утром?
( Восстание декабристов на Сенатской площади Петербурга)
Декабризм был политическим течением, но оставил глубокий след в идеологии русского общества, его духовной жизни.В чем же заключалась основная идея декабризма?
Сформулируйте тезисы, выражающие общий смысл идеи декабристов:
(отмена крепостного права, ограничение самодержавия конституцией и парламентом)
Проведем небольшой опрос. Используя исторические источники, вы составили дома таблицу «Предпосылки восстания». В чем же причины восстания декабристов?
- Война 1812 г. и связанный с ней мощный патриотический подъём, охвативший всё русское общество;
- Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
- Российская действительность (крепостное право);
- Революционные события в Западной Европе;
- Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.
Учитель истории: Обобщим полученную нами информацию. Почему декабристы говорили: "Мы были дети 1812 г."? (Ответы учащихся)
Оформите полученную коллективно информацию в виде схемы (схемы оформляются в тетрадях).
Учитель литературы: В славной плеяде декабристов немало имен прославленных литераторов: Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Владимир Раевский, Александр Бестужев и др.
Особое место в этом созвездии занимает поэтическая звезда А.С.Пушкина. Он не был на Сенатской площади, но по своим убеждениям, по близости идеалов Пушкин стоит рядом с поэтами-декабристами. Не случайно после восстания, когда новый царь, Николай I, вернул его из южной ссылки и спросил: "Что сделали бы Вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?», Пушкин гордо ответил: "Стал бы в ряды мятежников!»
Многие декабристы были друзьями Пушкина ещё по лицею. Уже в ранних стихах поэтов- декабристов звучит горячая любовь к Родине, Свободе. Передовая общественная мысль ждала, что самодержец наградит народ, в конечном итоге вынесший на своих плечах победу в Отечественной войне 1812 г. Наградит СВОБОДОЙ.
Учитель истории: Проведем блиц-опрос. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков.
Почему организаторами их являлись именно представители дворянства?
(Дворяне - самое образованное сословие России)
Почему общества носили тайный характер?
(Был выбран метод государственного переворота)
Какие тайные общества вы знаете?
(Союз Спасения - 1816-1817, Союз благоденствия - 1818-1821, Северное общество 1821-1825, Южное общество 1821-1825)
Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
(отмена крепостного права, ограничение самодержавия, введение демократических свобод, уничтожение сословий)
Учитель литературы: А.Герцен писал о людях 14 декабря: "… фаланга героев…какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног. Они вышли сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия".
Давайте и мы сегодня вспомним эти лица и поближе познакомимся с некоторыми из них.
Сообщения учащихся:
- 1 группа: П.Я. Чаадаев.
- 2 группа: К. Рылеев.
- 3 группа: В. Кюхельбекер / А.С.Грибоедов.
Для подготовки учащимся 3 групп предлагаются дифференцированные задания в виде вопросов (например, группе, готовившей материал о П.Я Чаадеве):
- Выявите основные положения взглядов Чаадаева, охарактеризуйте их, проследите, как происходили изменения в мировоззрении Чадаева, докажите, что П.Я. Чаадаев стремился служить на благо России. Трактат Чаадаева «Философические письма». Сформулируйте основные тезисы (1,2 письмо, отрывки из других работ ).
- Сопоставьте факты из биографии П.Чаадаева и биографии главного героя пьесы А. Грибоедова «Горе от ума».
( Например: в 1821 г . Чаадаев неожиданно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в "Союз Благоденствия". В 1830 г. этот пародоксально мысливший философ издаёт трактат "Философические письма" - и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим). Подтвердите примерами: цитаты из комедии, выписки из биографии Чаадаева).
- Дополните ответы учащихся своими примерами, подобранными из энциклопедической, справочной литературы, писем, стихотворений, используйте отрывки и афоризмы из произведений П.Чаадаева, Пушкина и др. Составьте текст- описание « Портрет декабриста П.Я. Чаадаева».
Можно предложить учащимся сделать данную работу в классе, используя следующие высказывания:
Из письма С.Д. Комовского Я. Гроту: "Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми отчаянными гусарами, жившими в то время в Царском Селе (Чаадаев, Каверин и др.)».
Из доноса Ф. Булгарина "Нечто о Царскосельском Лицее и духе оного":
"В Царском Селе стоял Гусарский полк, там живало множество семейств, приезжало
множество гостей из столицы, - молодые люди постепенно начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете. В Лицее начали читать все запрещённые книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и наконец пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо относились в Лицей»
Из дневника А.С.Пушкина: «Друг мой…никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье» 1821 г.
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Из статьи П.Я.Чаадаева: «…Прочь страсти!- прочь беспокойные волнения себялюбия! Живешь для других, живешь вполне для себя: вот истинное счастье, единственно возможное, иного нет. Доброжелательство, неизмеримая любовь к ближнему, вот что украшает жизнь истинным благополучием»).
Учитель литературы: Чаадаев П.Я. - аристократ, гусарский корнет, участник войны 1812 г., революционно настроенный, высокообразованный офицер, глубоко ненавидевший рабство во всех его проявлениях - от крепостного права до светских условностей. После окончания лицея Пушкин в 1818 г. обращается с посланием "К ЧААДАЕВУ".
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Группа 2. Сообщение о К.Ф.Рылееве:
- Используя воспоминания современников о К.Ф.Рылееве, составьте краткое биографическое досье. (Использовать: Н.Бестужев «Воспоминание о Рылееве» из книги «Воспоминания Бестужевых», переписка А.С.Пушкина с К.Ф. Рылеевым.).
- «Думы» К.Ф.Рылеева. Основная тематика, идея, пафос, герои. Докажите примерами из произведения, что Рылеев был певцом гражданских подвигов и борьбы за свободу родины.
- Прочитайте отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева:
« Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постылой праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья…»
Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы воздействовать на читателя? Сравните мироощущение лирического героя стихотворения и современников поэта - декабристов. В чем сходство? При аргументации своего ответа используйте цитаты из воспоминаний Чаадаева, Пушкина, Бестужева, Кюхельбекера.
Группа 3. Сообщение о А.С. Грибоедове. А.С.Грибоедов - русский писатель и дипломат. В 1826 г. находился под следствием по делу декабристов. Комедия «Горе от ума»- острая сатира на социально-политическое устройство России с позиций декабристкой идеологии - сыграла выдающуюся роль в становлении русской реалистической литературы и театра. Для подготовки можно предложить группе следующие задания:
- инсценировка отрывков комедии «Горе от ума» на тему: «Взгляды передовых людей того времени устами Чацкого»;
- составление участниками группы вопросов продуктивных вопросов по комедии «Горе от ума».
- Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Презентация.
Учитель литературы: Пущин и Кюхельбекер, братья Бестужевы, Дельвиг и Рылеев, Трубецкой, Раевский, Муравьев-Апостол, Одоевский…Это были люди кристальной душевной чистоты, бескорыстия и благородства. Они твердо верили в правоту и величие своих идей и в необходимость преобразований русской жизни. Скорбя о трагедии 14 декабря, они утешали себя тем, что «голос свободы раздавался» в этот день, пусть «несколько часов, но раздавался».
Выразительное чтение стихотворений И.Пущина, К.Рылеева, А.Бестужева, В. Кюхельбекера. (3-4 стихотвор.)
Учитель истории: Каковы были итоги восстания декабристов? Какое настроение царило в обществе после восстания?
(П.Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский - были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением, 125 человек сосланы в Сибирь на каторгу. А.И.Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» писал: «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа…Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…»).
Учитель истории: Обобщим информацию, полученную нами: поражение восстания декабристов не решило тех проблем, которые стояли перед Россией - страна по-прежнему оставалась крепостнической, надежды обрести свободу рухнули. Передовая общественная мысль оцепенела от жестокости царизма. Николая I в народе прозвали «Николаем Палкиным». Под портретом царя появились надписи: " Не много царствовал, да много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил". Отсюда возникает и продуктивный вопрос: Если восстание не удалось, если оно принесло столько жертв и не были найдены решения проблем в масштабе всей страны, то почему мы с вами говорим о подвиге декабристов? Почему имена декабристов вошли в историю? Аргументируйте свои ответы.
(Обсуждение учащимися предложенного вопроса)
Учитель литературы: Давайте задумаемся: а чему может поучиться у декабристов человек XXI века? Декабристы горячо любили родину, и не было для них ничего выше этой любви. «…Мы все пламенно любили Россию, - писал М.И. Муравьев – Апостол, -Никто из нас не скрывал от себя, что угрожало нам, никто не уклонился от пути, указанного нашей любовью к Отечеству, перед которым благоговели в 1812 году».
Напишите размышление (можно в форме эссе или рассуждения с аргументацией) на тему: «В чем заключался истинный подвиг декабристов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"
Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...
Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
Этот блок уроков может использоваться и для 8 и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....
Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)
Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...
Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:· учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...
Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.
Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....
"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....
Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве
Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса....