Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Дондокова Татьяна Батуевна

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина имеет свое особое место в жизни России. После завершения каторги в Петровском заводе 14 декабристов жили в ссылке в Бурятии (в то время Верхнеудинский округ Иркутской губернии).

Целью данного урока была активизация познавательной деятельности учащихся в процессе практической работы: работа с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление различной информации,  подбор материала по теме и подготовка выступления. В ходе урока решались задачи нравственного воспитания учащихся,  знакомство с поэтическим творчеством поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Интегрированный урок  (история и литература)

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся

Задачи:

Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории России и Бурятии; показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов – декабристов; продолжить комплексное формирование общеучебных и межпредметных навыков: работа с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление различной информации,  подбор материала по теме и подготовка выступления по заданному вопросу.

Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся, показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их роли в просвещении Сибири.

Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности.

Оборудование:  портреты декабристов, выставка книг разных авторов, хрестоматия по русской литературе Х1Х века со стихотворениями поэтов-декабристов, программные документы декабристов, иллюстрации, музыкальное оформление, сообщения учащихся (опережающие задания).

Эпиграф: «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». (А.С. Пушкин)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня наш урок будет посвящен одному из событий XIX века – вооружённому восстанию 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в рамках 90-летия нашей республики. Тема нашего урока «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве». Нам предстоит узнать одну из страниц из жизни декабристов, сосланных в Сибирь.

Декабристы – уникальное явление русской истории. Молодые дворяне хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете не захотели мириться с гнётом крепостного права. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе.

Сегодня нам предстоит познакомиться  с декабристами поближе, ответить на вопрос «В чём жизненный подвиг декабристов и какое влияние они оказали на развитие Бурятии?».

Эпиграфом нашего урока будут слова А.С. Пушкина «Отчизне посвятим души прекрасные порывы».

  1. Проверка домашнего задания.

Проверить домашнее задание

  1. Составление таблицы «Тайные общества в России в 1816-1825 гг.».

Название тайного общества

Время его существования

Фамилии участников

Название программного документа, его авторы

  1. Рассмотреть репродукцию картины Кольмана и схему «Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года» и показать на схеме, где находились:

- Каре декабристов;

- Войска, направленные против декабристов;

- Строившийся в то время Исаакиевский собор;

- Зимний дворец.

Вопросы и задания:

1) Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий и ответьте на вопрос: совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника?

2) Сравните расположение на картине и на схеме каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов.

3) Сравните поведение простонародья на картине Кольмана с приведенными выше свидетельствами.

4) Как вы считаете можно ли считать эту картину историческим источником? Что дает нам основание считать картину Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях

5) Назовите причины поражения декабристов на Сенатской площади, исходя из записок декабриста П.Свистунова:

«Не безначалию следует приписать неуспех восстания, незрело обдуманному и отчаянному предприятию. Будь тут сам Наполеон, что бы он сделал с горстью людей и без пушек против окружающего его со всех сторон многочисленного войска, состоявшего из пехоты, кавалерии и артиллерии».

6) Выделите главную мысль в приведенном фрагменте, и назовите другие  причины поражения декабристов 14 декабря?

  1. Составить список декабристов, находившихся на территории Бурятии.

Андреевич Андрей Николаевич  

Бестужев Михаил Александрович

Бестужев Николай Александрович

Борисов Петр Иванович

Борисов Андрей Иванович

Глебов Михаил Николаевич

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Кюхельбекер Михаил Карлович

Люблинский Юлиан Казимирович

Муравьев Александр Николаевич

Оболенский Евгений Петрович

Толстой ВС

Торсон Константин Петрович

Шимков Иван Федорович

Учитель: Одним из организаторов и руководителей Северного общества был Кондратий Федорович Рылеев. После подавления восстания он был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в одиночной камере провёл он все шесть месяцев следствия, не потеряв чувства собственного достоинства. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее.

Задание 1

Перед вами стихотворение К. Рылеева «Ах, тошно мне…».  (Приложение №1)

Возьмите карандаш, разделите стихотворение на четверостишья, читаем по очереди, вслух, разбираем каждое по вопросам:

О какой неволе в родной стране идет речь?

О каком незаконном явлении говорит поэт? Почему незаконное?

Что такое кабала?

В чем упрекают крестьяне бар?

О чем мечтают? Как устроят жизнь?

Кого винят в бедах? Почему их (его)?

В чем упрекают царя?

К чему призывают?

От чьего лица написано стихотворение?

В чем угроза России?

Что надо изменить? (Крепостное право и самодержавие)

В тетради записываем - Программа декабристов.

Задание 2

Перед вами второй документ – отрывок из «Русской правды» П.И. Пестеля. Приложение №2.

Читаем вслух, обсуждаем и сразу ведем запись в тетрадь.

1.Отмена крепостного права.

2.Ликвидация дворянских привилегий.

3.Равенство всех перед законом.

4.Уничтожение сословий.

5.Гражданское равноправие.

6.Уничтожение дворянских титулов

Итак, у нас появилась программа будущего России.

Учитель. - Бросается в глаза тот факт, - с удивлением замечали современники, – что большинство участников русской революции «обладало поэтическим даром».

Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов,  всего 120 человек, из них более половины занимались литературной деятельностью.  

В Бурятии находились братья Михаил Карлович и Вильгельм Карлович Кюхельбекеры – Баргузине, Михаил Николаевич Глебов – Кабанске, братья Петр Иванович и Андрей Иванович Борисовы – в селе Подлопатки, Евгений Петрович Оболенский – в селе Турунтаево, Иван Федорович Шишков – в селе Батуринское, Александр Николаевич Муравьев и Андрей Николаевич Андреевич  - в Верхнеудинске, братья Николай Александрович и Михаил Александрович Бестужевы и Константин Петрович Торсон – Селенгинске, В.С. Толстой и Ю.Ю. Люблинский – Тунке.

И на поселении в Сибири декабристы остались верными делу борьбы с крепостничеством. Они сыграли большую роль в просвещении  их цивилизованному миру. Какой стороны их деятельности ни коснуться, всюду они были первыми. По-разному, но неуклонно творили декабристы «Лучшую будущность» Сибири.

Ботаника и зоология, этнография и метеорология, история и геология, география и медицина нашли среди  декабристов в Забайкалье своих ревностных последователей. Они были самостоятельными исследователями быта, нравов, фольклора, экономики бурятского народа, природы и богатств Забайкалья. Декабристы принимали активное участие, вопреки воле начальства, во всех экспедициях, которые побывали в Забайкалье в те годы. Они помогали академику А. Миддендорфу, исследовавшему в 1842-1845 гг. Восточную Сибирь; астроному В.Ф. Федотову, командированному Пулковской обсерваторией для астрономических изысканий; известному естествоиспытателю А.Эрману, который в 1829 г. совершил поездку по Забайкалью с целью изучения земного магнетизма на различных широтах.

Ученица (Валерия): (опережающее задание).  Из декабристов особенно выделялись своею хозяйственной деятельностью братья Бестужевы.

Бестужев Николай Александрович (1791-1855) – капитан-лейтенант, историограф флота, директор Адмиралтейского музея, участник декабрьского восстания 1825 года в Петербурге на Сенатской площади.

Находился в поселении в Селенгинске с 1 сентября 1839 года. Николай Бестужев отличался особенной талантливостью почти во всех областях технической и умственной деятельности.

 Проводил метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения. Он был одинаково искусным механиком, портным, сапожником, литейщиком, художником и писателем. Изобрёл печь нового устройства, много работал по усовершенствованию хронометров. Выращивал табак и арбузы, особое внимание уделил вопросу разведения крупного рогатого скота и охоте у Гусиного озера, пришел к выводу, что самое выгодное «в здешнем хозяйстве составляют овцы, которые ко второму году ягнятся и доставляют мерлушку, требуемую в большом количестве в Китай». Пытался организовать тонкорунное овцеводство, дал полный анализ зависимости личного хозяйства забайкальцев от торговли с Китаем. Описал Гусиноозерское месторождение каменного угля. Проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. Открыл следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья, петроглифы вдоль Селенги. Благодаря его таланту художника до нас дошли портреты многих декабристов их жен и детей, городских жителей (115 портретов), виды Читы и Петровского Завода.

Умер 15 мая 1855 года в Селенгинске. Похоронен на старом городском кладбище.

Бестужев Михаил Александрович (1800-1871) – член Северного общества, активнейший участник восстания 14 декабря 1825 года.

Вместе с братом Николаем разделил муки каторги и поселения в Селенгинске. Михаил изобрёл особый вид экипажа, приспособленный для езды по горным дорогам – «бестужевку». Желая, чтобы это изобретение сделалось полезным для всего края, он организовал мастерскую для их изготовления.

 Работавшие под его руководством около 30 человек из русской и бурятской молодёжи обучились столярному, кузнечному и другим ремёслам.

В 1867 г., уезжая в Москву, Михаил Бестужев подарил кяхтинскому купцу первой гильдии А.М. Лушникову книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Ученица (Анастасия): (опережающее задание)  Михаил Карлович и Вельгельм Карлович Кюхельбекеры оставили заметный след в истории Баргузина.

Михаил Карлович прибыл в уездный город после отбытия в читинском остроге и Петровском заводе в 1831 году и прожил в Баргузине 28 лет.

Его деятельность отличалась высоко гуманным характером. Он устроил в своем доме больницу и с успехом лечил всех обратившихся к нему местных жителей. Эта бескорыстная и самоотверженная работа снискала ему огромную популярность, любовь и уважение со стороны всего населения, так как медицинской помощи сибирскому населению совершенно не было.

Занимался огородничеством и хлебопашеством, изучал историю края. В Баргузине он женился на местной красавице Анне Степановне Токаревой, имел шестерых дочерей. Умер Михаил Карлович в 1859 году и был похоронен на местном православном кладбище, где в настоящее время имеется памятник на его могиле.

Вильгельм Карлович – известный поэт и литератор, друг А.С. Пушкина – прожил в Баргузине всего 4 года, но они были важным периодом в его жизни. Приехал в Баргузин после 10-летнего заключения в Шлиссельбургской крепости в 1836 году, а через год он обвенчался здесь с дочерью баргузинского почтмейстера Дросидой Ивановной Артеневой. В 1840 году Вильгельм Кюхельбекер с семьей переехал в Акшу, где занимался домашним обучением детей. С 1844 года жил в Кургане. Умер в 1846 году в Тобольске.

Прогрессивные начинания декабристов, пропаганда идей отечественной педагогики, практическая плодотворная деятельность в области образования на бурятской земле повлияли на развитие и совершенствование общественно-культурной жизни региона, способствовали становлению бурятского учительства, литературы, проникновению в столичную жизнь сибирской тематики, росту интереса к исследованию Сибири, в том числе и Бурятии.

Селенгинске декабристами Бестужевыми, Торсоном была создана школа, в которой обучалось до 20 - 30 молодых бурят. Михаилом Кюхельбекером была организована школа в Баргузине, где сотрудничал некоторое время с ним его брат Вильгельм Кюхельбекер, который известен современникам как опытный педагог и наставник. Также были открыты и функционировали школы в Тунке, возглавляемые и руководимые В.С.Толстым и Ю.К.Люблинским. Преподавательская работа декабристов по степени значимости занимала одно из первых мест в их просветительской и педагогической деятельности. Она несла в народные массы бурятского края основы русской грамоты, знакомила с гуманистическими традициями воспитания и обучения отечественной педагогики, формировала необходимые профессиональные и трудовые умения и навыки.

Учитель: Просветительская деятельность декабристов активно способствовали распространению грамотности среди населения бурятского края, стимулировала отдельных представителей бурятского народа к повышению своей культуры и образованности, развитию интереса к русской культуре, в целом, и художественной литературе, в частности.

Задание 3.

Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало «послание декабристам» А.С. Пушкина. Проявив исключительное гражданское мужество, Пушкин отправил своё послание «друзьям, братьям, товарищам». Читает Бато-Жаргал.

Во глубине сибирских руд

храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

Вопрос: Прав ли поэт, что «не пропадет ваш скорбный труд»?

Послание дошло до декабристов и вызвало ответ Пушкину, написанный поэтом-декабристом Александром Одоевским:

Ответ... (читает Очир)

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

И с нею грянем на царей –

И радостно вздохнут народы!

Вопросы:

О каком событии говорит автор?

Почему,  рванувшись к мечам,  руки обрели оковы?

Как говорят о своей судьбе декабристы?

О какой искре говорит автор?

Какое пламя может разгореться?

Какое будущее видит автор?               Ответы детей.

Учитель. 30 лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на поселении был днём борьбы, днём работы, они утверждали в сознании людей идеалы служения своей Отчизне, они предвидели её будущее.

Заслушивание ответов учащихся по проблемному вопросу урока «В чём жизненный подвиг декабристов?».

Учитель. Исследователь и писатель В. Гирченко  так характеризует влияние декабристов на Сибирь: «Не пренебрегая никаким физическим трудом, никаким ремеслом, декабристы на этой трудовой основе строили рациональную хозяйственную деятельность, неизвестную ранее сибирскому населению. Они стремились поднять уровень окружающей их жизни и распространить свет знания на заброшенной далёкой окраине России».

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, даёт основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

Жизнь, прожитая во имя благородной идеи, – подвиг!  Декабристы одними из первых в России наглядно это подтвердили. Высеченная ими искра революционного энтузиазма не погасла. Из поколения в поколение передавались славные традиции «первенцев русской свободы». Их было немного, «лучших людей из дворян», но они сумели всколыхнуть «империю фасадов» так, что заколебался царский трон. Каждая из них яркая индивидуальность со своей особой судьбой.

Первое поколение русских революционеров блистало талантами. Среди них были политические  деятели, писатели, поэты, естествоиспытатели, мореплаватели. Считая своим долгом служение общественному благу, декабристы стремились к этому и в сибирских условиях. Декабрист М.С. Лунин писал: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы признаны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

И действительно, жизнь и дела многих декабристов, брошенных в «каторжные нары», сосланных «во глубину сибирских руд» остались навсегда замечательным примером мужества, трудолюбия, доброго отношения к людям. Неиссякаемой энергии, настоящего подвижничества, верности передовым идеям служения народу.

Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На утеснителей народа.

Судьба меня уж  обрекла,

Но где, скажи когда была,

Без жертв искуплена свобода.

К. Рылеев. Исповедь.


Приложение №1

К. Рылеев

Ах, тошно мне...

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе, в тяжкой доле,

Видно век вековать.

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями, как скотами,

Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,

Кто им барство присудил,

И над нами, бедняками,

Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,

Мы посеем — они жнут,

И свобода у народа

Силой бар задушена.

А что силой отнято

Силой выручим мы то,

И в приволье, на раздолье

Стариною заживем...

Уж так худо на Руси,

Что и боже упаси!

Всех затеев Аракчеев

И всему тому виной.

Он царя подстрекнет,

Царь указ подмахнет,

Ему шутка, а нам жутко,

Тошно так, что ой, ой, ой!

А до бога высоко,

До царя далеко,

Да мы сами ведь с усами,

Так мотай себе на ус.

                          1824 г.

Приложение №2.

П.И.ПЕСТЕЛЬ. «Русская правда»

Отрывки из 3 главы

Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые и все имеют равные обязанности нести все тяготы, нераздельные с государственным устроением.

Все люди в государстве должны быть непременно перед законом совершенно равны, а всякое постановление, нарушающее это равенство, есть зловластие, которое должно быть непременно уничтожено.

Должно быть уничтожено различие граждан и разделение их на сословия, имеющие совсем различные виды и выгоды.

Сословия тем пагубны, что некоторым членам народа выгоды дают, а другим отказывают без всякой причины.

Все люди в государстве должны составлять одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны.

Преимущества дворян должны быть также уничтожены, а титулы: князь, герцог, граф, барон и т.д. отменены, поскольку удовлетворяют одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию.


Контрольная работа по теме:

  «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами и образами их мятежной лирики».

  1. Заполните таблицу. Запиши названия программных документов декабристов, их основные идеи.

Основные идеи

Программные документы

  1. Отношение к верховной власти, государственному устройству

2. Сословное деление

3. Крепостное право

4. Права и свободы личности

5. Частная собственность, земельный вопрос

6. Организация власти:

законодательная

исполнительная

судебная

 

  1. Перечислите известных тебе поэтов-декабристов.

  1. Какую оценку самодержавию дали поэты-декабристы в своём творчестве?

Выпиши основные положения программных документов декабристов

Найди в стихотворениях строки, где отражаются схожие требования и оценки, запиши их

Перечисли художественные средства и приемы, которые использовали поэты - декабристы

  1. Кому принадлежат слова:
  1. «Повешенные повешены, а ссылка 120 друзей беззаконна».
  2. «Восстань, певец, пророк свободы!»
  3. «…страшно далеки от народа…».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....

Презентация к уроку Истинный подвиг декабристов

laquo;Бунт образованных людей»,нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, стали для многих современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для ...

Рецензия на урок "Истинный подвиг декабристов"

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве. Черниговская  Ульяна Павловна-учитель истории и обществознания  МБОО "Заводская СОШ"  п.Николаевский  Тар...