Подвиг декабристов в их деятельности и творчестве
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Интегрированный урок (литература и история) для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabristy_integr._urok.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Интегрированный   урок  (история  и  литература)  в  9  классе   по  теме  «Истинный  подвиг  декабристов    в  их  деятельности  и  творчестве».

      Цели  урока:  познакомить  учащихся  с  событиями  14 декабря  1825г., с  целями  участников  восстания;  развивать  навыки  работы  с  документами,  умение  выделять  главное,  сопоставлять  различные  источники,  работать  в  группе;  углубить  представление  о  романтизме,  поэтическом  образе;  подвести  учащихся  к  осознанию  гражданского  мужества  декабристов,  воспитывать  чувство  патриотизма,  истинной  гражданственности.

      Оборудование:    тексты  документов,  стихотворений,  портреты  декабристов.

                                   Ход  урока.

                                                                                                        Декабристы всегда интересны и вызывают самые                                                                                                                                                                              

                                                                                                        серьезные мысли и чувства.

                                                                                                                                                        Л.Н. Толстой .

        На  прошлом  уроке  мы  познакомились  с  процессом  формирования  тайных  обществ  в  России,  узнали  о  программных  документах,  созданных  этими  обществами,  обсудили  вопрос  о  причинах  оживления  общественного  движения  после  Отечественной  войны  1812 года.  Сегодня  мы  продолжим  разговор  об  этом  общественном  движении  и  проследим,  как  развивались  события  и  чем  они  закончились,  а  также  обсудим,  почему  мы  до  сих  пор  помним  о  П. Пестеле,  К. Рылееве,  И. Пущине,  С. Трубецком,  С.  Муравьёве-Апостоле  и  многих  других,  которые  известны  нам  теперь  как  декабристы.

       Итак,  среди  членов  тайных  обществ  созрело  решение  о  вооружённом  выступлении.  Это  выступление  планировалось  на  лето  1826 года,  однако  случай  изменил  планы.

      Далее  учитель  рассказывает   о  династическом  кризисе  после  смерти  Александра I,  о  периоде  междуцарствия,  о  выступлении  декабристов  14  декабря  1825 года.

     Что  же  двигало  этими  людьми?  Почему  они,  понимая,  что  в  случае  неудачи  потеряют  всё:  положение  в  обществе,  состояние,  дворянский  титул – всё  же  вышли  на  Сенатскую  площадь?

Как  известно,  среди  декабристов  было  много  талантливых  поэтов,  а  самые  сокровенные  мысли  поэты  выражают  в  своих  произведениях.  И  ответить  на  поставленные  вопросы  мы  попытаемся,  прикоснувшись  к  стихам  декабристов.  Обратимся  к  одному  из  программных  стихотворений                К. Ф. Рылеева.

 Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век                младой

И изнывать кипящею душой

Под  тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны.

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

1824

- Почему  Рылеев  называет  своё  время  роковым?

- В  чём  поэт  видит  «предназначенье  века»?

- В  чём  противостоит  лирический  герой  «юношам»,  не  разгадавшим  своей  судьбы?

- Как  резкое  противопоставление  себя  окружающим  окрашивает  образы  стихотворения?

- Что  грозит,  по  мнению  поэта,  людям,  оставшимся  «в  объятьях  праздной  неги»?

- Как  вы  поняли,  что  заставило  К. Ф. Рылеева  и  других  декабристов  выйти  14  декабря  1825 года  на  Сенатскую  площадь?

(Революционная  борьба  выдвигала  на одно из  первых мест в  лирике  декабристов  тему  гражданского долга,  гражданского подвига. Эта тема с большой силой прозвучала в стихотворении Рылеева «Я ль буду в  роковое время...»  В  стихотворении   заметно  характерное  для  романтического  героя противопоставление  себя  обществу.  Презираемые  поэтом  в  поколении  качества  («хладная  душа»,  «постыдная  праздность»)  рождены  равнодушием  к  «бедствиям  своей  отчизны»,  к  «угнетённой  свободе  человека».  Покой,  вялость – состояния,  отвергаемые  Рылеевым,  для  него  почти  неестественные,  что  обнаружено  парадоксальным  сочетанием  слов:  «влачить  свой  век  младой».  Напротив,  всё  высокое,  прекрасное  для  поэта  связано  с  движением:  «кипящая  душа»,  «бурный  мятеж».  Расширение  художественного  времени   и  социального  пространства  в  стихотворении  даёт  возможность  романтическому  герою  от  оппозиции  обществу  перейти  к  вере,  рождает  надежду  на  справедливый  ход  времени,  спасает  от  разочарования.)

          Одно  из  произведений  гражданской  лирики  декабристов  прозвучало,  теперь  пришло  время  поближе  познакомиться  с  поэтами-декабристами,  к  стихотворениям  которых  мы   сегодня  ещё  обратимся.

        Сообщения   учащихся.

        Кондратий Федорович Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Он участвовал в заграничных походах русской армии, но после войны, столкнувшись с аракчеевскими порядками и испытав острое отвращение к ним, вышел в отставку. Служил в Петербургской палате уголовного суда, где снискал себе репутацию врага угнетателей и взяточников, защитника простых людей. 1820 году Рылеев потряс читающую Россию сатирой «К временщику», содержавшей гневное обличение всесильного в ту пору Аракчеева. Позднее он создал цикл стихотворений на исторические темы — дум, принесший ему широкую известность.

      Эти произведения, как писал Бестужев, имели целью «возбуждать доблести сограждан подвигами предков». Вместе с Бестужевым Рылеев издает альманах «Полярная звезда», вокруг которого стремится сплотить наиболее передовые литературные силы своего времени. Вступив в октябре 1823 года в Северное общество, Рылеев вскоре стал его руководителем, одним из главных вдохновителей и организаторов восстания 14 декабря.

      От умеренных, конституционно-монархических взглядов он перешел на демократические, республиканские позиции и, как установила следственная комиссия, «умышлял на цареубийство».

Поэтическое творчество Рылеев подчиняет задачам революционной агитации и пропаганды. Его стихотворение «Гражданин», одно из наиболее характерных и популярных произведений «вольной» русской поэзии, было своего рода прокламацией, рассчитанной на распространение среди молодежи. Широкую  известность  получили  и  агитационные  песни,  которые  Рылеев  сочинял  совместно  с               А. А. Бестужевым. В последние годы жизни Рылеев обращается к большим поэтическим формам, пишет поэму «Войнаровский», начинает поэму «Наливайко», драму «Богдан Хмельницкий».

         13 июня 1826 года Рылеев был повешен на кронверке Петропавловской крепости. Его произведения оказались под запретом, но продолжали распространяться в многочисленных списках.

         Владимир Федосеевич Раевский  родился в 1795 году. Он участвовал во многих сражениях Отечественной войны, а за храбрость, проявленную при Бородине, был награжден золотой шпагой. В годы войны Раевский пишет первые стихи, и гражданская тема сразу занимает важное место в его творчестве. Послание "Мое прости друзьям", "Путь к счастью", "Глас правды", "Элегия I", "Элегия II", сатира "Смеюсь  и плачу" пронизаны революционной страстностью, ненавистью к произволу и деспотизму. В 1820 году Раевский вступил в "Союз благоденствия". Он развернул активную революционную пропаганду, внушал солдатам свободолюбивые идеи, знакомил их с основами конституционного правления, с политической жизнью России и Европы. Созданные им в те годы статьи-воззвания "О солдате" и "О рабстве крестьян" принадлежат к наиболее ярким образцам агитационной декабристской публицистики. Сосланный в Бессарабию Пушкин сблизился с Раевским, сила духа и ум которого произвели на поэта глубокое впечатление.

        6 февраля 1822 года Раевский был арестован. Заключенный в Тираспольскую крепость, он проявил несгибаемую стойкость и, по его собственным словам, свою "судьбу сурову" "с терпеньем мраморным сносил, нигде себе не изменил". В застенке им были написаны знаменитые стихи "Певец в темнице" и "К друзьям в Кишинев". Раевский пробыл в заключении почти шесть лет, после чего был сослан в Сибирь, в село Олонки близ Иркутска. Там он отдался просветительной и хозяйственной деятельности, помогал развитию далекого края. "Предсмертная дума", "К дочери" и другие написанные в Сибири стихотворения отразили и трагизм его состояния, и незыблемую верность идеалам революционной молодости. Раевский решил не покидать Олонки и после амнистии 1856 года. Там он и умер в 1872 году.

        Интересно, что в его доме до сих пор находится школа, которую он создал. Теперь она носит имя поэта-декабриста.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер вошел в историю русской культуры как поэт,  драматург, переводчик, критик, теоретик литературы и искусства. Он родился в 1797 году, учился в Царскосельском лицее, где сблизился с Пушкиным, с которым его  навсегда связала тесная дружба. В мае 1820 года, когда Пушкин был выслан из  Петербурга, Кюхельбекер выступил в Вольном обществе любителей российской  словесности со стихотворением "Поэты". Это выступление было расценено как смелая  политическая демонстрация. Кюхельбекер славил поэтов-тираноборцев, которые "в  дальний храм безвестной славы тернистою дорогой шли". Высокое назначение поэта и  поэзии стало одной из тем, красной нитью прошедших через все творчество  Кюхельбекера.

В 1820 - 1821 годах Кюхельбекер путешествовал по Европе, выступал в Париже с  лекциями, которые вызвали недовольство властей и упрочили за ним репутацию  "отчаянного либерала". В стихах "Ницца", "На Рейне", "К Румью!" Кюхельбекер с  присущей ему страстностью выразил характерную для декабристов солидарность с  революционными силами Европы. Большое значение для Кюхельбекера имело его

сближение с  Грибоедовым, под влиянием которого он написал ряд тираноборческих  произведений и энергично пропагандировал самобытность, народность,  гражданственность литературы.

Принятый затем в Северное  общество, он был 14 декабря на Сенатской площади, где с исключительным мужеством и  самоотверженностью пытался содействовать успеху переворота. В ту же ночь он  скрылся из Петербурга, надеясь уйти за границу. Его арестовали месяц спустя в  Варшаве и в кандалах доставили в Петропавловскую крепость. Кюхельбекера присудили  к смертной казни, которую позднее заменили каторгой. В заключении и ссылке,  перенося тяжелейшие физические и моральные муки, он провел свыше 20 лет. Больной  чахоткой, ослепший, он умер в Тобольске в 1846 году. До последних дней Кюхельбекер

оставался непреклонным поборником высокой, гражданственной поэзии. Большая часть  стихов, написанных им в Сибири, долго оставалась неизвестной и была опубликована  лишь в советское время.

             Федор Николаевич Глинка родился в 1786 году. Он участвовал в войнах с Наполеоном и был награжден    за храбрость золотым оружием. Впечатления военных лет Глинка описал в книге "Письма русского офицера", которая пользовалась, по словам современника, "блистательным успехом". В 1816 году Глинка вступил в "Союз спасения", а позднее стал одним из руководителей "Союза благоденствия". Он занимал умеренные политические позиции, отстаивал идею конституционной монархии; знал о существовании Северного общества, но не был его членом и, по-видимому, не одобрял радикальные пункты его программы. Тем не менее роль Глинки в декабристском движении была велика. Он умело и энергично распространял идеи декабристов  в легальных общественных организациях и в подцензурной печати. Вольное общество любителей российской словесности, председателем которого Глинка был с 1819 по 1825 год, стало под его руководством центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, Глинка оказался среди немногих, кто выразил солидарность с опальным поэтом ("К Пушкину").

      После восстания 14 декабря Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он напасал много произведений разных жанров, в том числе поэму "Карелия", высоко оцененную Пушкиным. С годами престарелый поэт все более переходил на реакционные общественные и литературные позиции. Тем более интересным фактом явилось создание его "Стихов о бывшем Семеновском полку", в которых пробудились верность Глинки прежним идеалам, гордость своим декабристским прошлым.

      Умер он глубоким стариком, в 1880 году, далекий от передовых веяний времени, но почитаемый как герой Отечественной войны.

     Какие   идеи  пропагандировали  декабристы,  вы  уже  знаете,  а  вот  как  эти  идеи  отразились  в  их  творчестве,  нам  предстоит  выяснить  сейчас.

       Работа  в   группах.  Каждая  группа  получает  ряд  исторических  документов  и  текст  стихотворения  (1 группа – «Глас  правды»  В. Раевского,  2 группа – «К  соловью  в  клетке»  Ф. Глинки,  3 группа – «Пророчество»  В. Кюхельбекера).  Учащиеся  сопоставляют  исторические  и  поэтические  тексты  и  отвечают  на  вопросы:

        - Какие  идеи,  мысли  сближают  исторические  и  поэтический  тексты?

        - Какие  поэтические  образы  позволяют  эмоционально  усилить  мысли  о  свободе,  справедливости?

   Исторические  документы.

  1. Из  дневника  Н. Тургенева.

Вчера  … приехал  я  в  Тургенево.  … Я  не  нашёл  здесь  весёлых  лиц  ни  на  мужиках,  ни  на  бабах,  ни  на  девках. …

Сегодня  я  был  у  обедни.  Ничто  меня  не  веселило,  потому  что  я   не  замечал  на  крестьянах  и  на  дворовых  людях  вида  благоденствия.  Я  беспрестанно  думаю  об  улучшении  порядка,  здесь  существующего.

Разговаривая  с  крестьянами,  я  замечаю  также,  или  мне  так  кажется,  что  смертность  между  ними  велика. …

Жизнь  нашего  крестьянина  весьма  трудна.  Три  дня  в  неделю  в  течение  всего  года  он  работает  на  господина.  Я  иногда  удивляюсь,  и  с  некоторою  жалостью,  ограниченности  познаний  крестьян  касательно  всего,  что  происходит  за  околицею.  Пусть  подумают  после  сего  о  средствах  распространения  идей  и  вообще  образованности. …

Я  начинаю  не  уставать,  но  отчаиваться  в  совершенном  успехе  моих  намерений  и желаний.  Иногда  невольно  желаю  и  надеюсь  на  общее  освобождение  крепостных  крестьян.

  1. Из  записок  И. Якушкина.

Крепостное  же  состояние  у  нас  обозначалось  на  каждом  шагу  отвратительными   своими   последствиями.  Беспрестанно  доходили  до  меня  слухи  о  неистовых  поступках  помещиков,  моих  соседей.  Ближайший  из  них – Жигалов,  имевший  всего  60  душ,  разъезжал  в  коляске  и  имел  огромную  стаю  гончих  и борзых  собак;  зато  крестьяне  его  умирали  почти  с  голоду  и  часто,  ушедши  тайком  с  полевой  работы,  приходили  ко  мне  и  моим  крестьянам  просить  милостыню.

  1. Из  показаний  декабриста  Я. М. Андреевича  на  следствии.

Я  роптал  на  бога  и  царя,  и  в сем  ожесточении  старался  исследовать  источник  всего  неистовства,  коим  терзают  моих  соотечественников, — ещё  в  то  время,  когда  не  знал  ни  о  каких  обществах…  Скажите,  чего  достойны  сии  воины,  спасшие  столицу  и  отечество  от  врага-грабителя,  который  попирал  святыню?  Так  они,  а  никто  другой  спас  Россию.  И  это  был  долг  их,  они  клялись  престолу  и  отечеству  и  твёрдо  выполнили  оную  клятву.  А  такое  ли  возмездие  получили  за  свою  храбрость?  Нет,  увеличилось  после  того  ещё  более  угнетение.

Поэтические  тексты.

В.  Раевский.

ГЛАС ПРАВДЫ

Сатурн губительной рукою

Изгладит зданья городов.

Дела героев, мудрецов

Туманною покроет тьмою,

Иссушат глубину морей.

Воздвигнет горы средь степей,

И любопытный взор потомков

Не тщетно ль будет вопрошать:

Где царства падшие искать

Среди рассеянных обломков?..

Где ж узрит он твой бренный прах.

Сын персти слабый и надменный?

Куда с толпою, дерзновенный.

Неся с собою смерть и страх,

По трупам братьев убиенных.

Среди полей опустошенных,

Ты вслед стремился за мечтой

И пал!.. Где ж лавр побед и славы?

Я зрю вокруг следы кровавы

И глас проклятий за тобой!..

Полмертвый слабый сибарит,

Мечтой тщеславия вспоенный

И жизнью рано пресыщенный.

Средь общих бедствий в неге спит.

Проснись, сын счастья развращенный!

ВЗГЛЯНИ на жребий уреченный:

Тебя предвременно зовет

Ко гробу смерти глас унылый.

Никто над мрачною могилой

Слезы сердечной не прольет.

Вельможа, друг царя надежный,

Личины истины самой

Покрыл порок корысти злой.

Питая дух вражды мятежной.

Каких ты ждешь себе наград?

Тебе награда — страшный ад;

Народ, цепями отягченный.

Ждет с воплем гибели твоей.

Голодных добыча червей,

Брось взор ко гробу устрашенный…

Тиран как гордый дуб упал,

Перуном в ярости сраженный,

И свет, колеблясь, изумленный

С невольной радостью взирал,

Как шаткие менялись троны,

Как вдруг свободу и законы

Давал монарх — граждан отец

И цепи рабства рвал не силой,

Тебя ждет слава за могилой,

Любовь детей — тебе венец!

1814 или 1815

Ф. Глинка.

К СОЛОВЬЮ В КЛЕТКЕ

      Меркнет день, лазурь темнеет,

      Погасает блеск небес,

      В шумном мире всё немеет,

      Дремлет тихо синий лес;

      Встал и месяц за горою...

      Ах, бывало сей порою,

      Милый сын весенних дней,

      Под черемхою душистой,

      Где ручей журчит сребристой,

      Здесь певал ты, соловей!

      Сколько раз меня, бывало,

      Сколько раз друзей моих

      Сладкогласье восхищало

      Песней радостных твоих!

      Замолкали все пернаты

      Вмиг, коль ярки перекаты,

      Треск, урчанье по зарям,

      Песни звонкие, игривы,

      Свисты, стоны, переливы

      Растекались по кустам!..

      Ах, давно ль прелестна Хлоя

      Восхищалася тобой?

      В час прохлады, в час покоя,

      Перестав, на миг, рабой

      Быть законов скучных света,

      Без затей легко одета,

      Без толпы рабынь, рабов,

      Шла гостить одна - к природе,

      И внимать, как на свободе

      Громко славишь ты любовь.

      Ты гремел - почто же, милый,

      Вдруг замолк? и скучен стал?

      Дикий свой приют унылый

      Ты на клетку променял?

      Клетка пышная богата,

      Будто храм или палата

      Раззолочена она!

      Тут хрусталь с водою чистой,

      Корм, песок с травой душистой,

      Свет чуть брезжит из окна.

      Чем же, друг мой, недоволен?

      Отчего тебе грустить?..

      Ах! - кричишь ты, - я неволен,

       И могу ль веселым быть?

      Я в родном кусту на ветке

      Ночь насквозь певал, но в клетке

      С горя чуть могу дышать...

      Всяк поет в счастливой доле:

      Счастье - в воле, гроб - в неволе.

      Нет, не петь мне, - умирать!

      Так, священная природа,

      Твой закон и сердца глас

      Нам вещают, что свобода

      Есть вторая жизнь для нас!

      Скромный жребий в мирной доле

      Предпочтя златой неволе,

      Подружусь я с простотой,

      Пусть сердца, пусть души низки,

      К пресмыканью, к рабству близки,

      Обольщаются мечтой...

      Пусть тираны строят ковы

      И златят цепей свинец,

      И приемлют их оковы

      Раб безгласный, низкий льстец.

      Поруганье пья как воду,

      Дар небес - свою свободу

      Предают за дым они!

      И, лобзая тяжки длани,

      Платят век покорства дани

      И влачат без жизни дни!

      Пусть земные полубоги,

      В недрах славы и честей

      Громоздя себе чертоги,

      Будут в них рабы страстей!

      Для чего мне дом огромный?

      Дайте мне шалаш укромный

      Из соломы и ветвей,

      Дайте дружбу и свободу

      Стану петь - хвалить природу,

      Как на воле соловей!

      <1819>

     В. Кюхельбекер.

      ПРОРОЧЕСТВО

 Глагол господень был ко мне

 За цепью гор на бреге Кира:

 "Ты дни влачишь в мертвящем сне;

В объятьях леностного мира:

 На то ль тебе я пламень дал

 И силу воздвигать народы?

 Восстань, певец, пророк Свободы!

 Вспрянь, возвести, что я вещал!

 Никто - но я воззвал Элладу;

 Железный разломил ярем:

 Душа ее не дастся аду;

 Она очистится мечем,

 И, искушенная в горниле,

 Она воскреснет предо мной:

 Ее подымет смертный бой;

 Она возблещет в новой силе!"

 Беснуясь, варвары текут;

 Огня и крови льются реки;

 На страшный и священный труд

 Помчались радостные греки;

 Младенец обнажает меч,

 С мужами жены ополчились,

 И мужи в львов преобразились

 Среди пожаров, казней, сеч!

 Костьми усеялося море,

 Судов могущий сонм исчез:

 Главу вздымая до небес.

 Грядет на Византию горе!

 Приспели грозные часы:

 Подернет грады запустенье;

 Не примет трупов погребенье,

 И брань за них подымут псы!

 Напрасны будут все крамолы;

 Святая сила победит!

 Бог зыблет и громит престолы;

 Он правых, он свободных щит!

 Меня не он ли наполняет

 И проясняет тусклый взор?

 Се предо мной мгновенно тает

 Утесов ряд твердынь и гор!

 Блестит кровавая денница;

 В полях волнуется туман:

 Лежит в осаде Триполицца

 И бодр, не дремлет верный стан!

 Священный пастырь к богу брани

 Воздел трепещущие длани;

 В живых молитвах и слезах

 Кругом вся рать простерлась в прах.

 С бойниц неверный ям смеется,

 Злодей подъемлет их на смех:

 Но Кара в облаках несется;

 Отяжелел Османов грех!

 Воспрянул старец вдохновенный,

 Булат в деснице, в шуйце крест:

 Он вмиг взлетел на вражьи стены;

 Огонь и дым и гром окрест!

 Кровь отомстилась  убиенных

 Детей и дев, сирот и вдов!

 Нет в страшном граде пощаженных:

 Всех, всех глотает смертный ров!

 И се вам знаменье Спасенья,

 Народы! - близок, близок час:

 Сам Саваоф стоит за вас!

 Восходит солнце обновленья!

 Но ты, коварный Альбион,

 Бессмертным избранный когда-то,

 Своим ты богом назвал злато:

 Всесильный сокрушит твой трон!

 За злобных тайный ты воитель!

Но будет послан ангел-мститель;

 Судьбы ты страшной не минешь:

 Ты день рожденья проклянешь!

 Тебя замучают владыки;

 И чад твоих наляжет страх;

 Во все рассыплешься языки,

 Как вихрем восхищенный прах.

 Народов чуждых песнью будешь

 И притчею твоих врагов,

 И имя славное забудешь

 Среди бичей, среди оков!

 А я - и в ссылке, и в темнице

 Глагол господень возвещу:

 О боже, я в твоей деснице!

 Я слов твоих не умолчу!

 Как буря по полю несется,

 Так в мире мой раздастся глас

 И в слухе Сильных отзовется:

 Тобой сочтен мой каждый влас!

 1822

      Далее  учитель  рассказывает  о  поражении  восстания,  о  следствии  и  суде  над  декабристами.

Итак,  В декабре 1825 года произошло первое в истории России открытое вооруженное восстание- выступление против самодержавия и крепостного права. 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге император Николай I приказал картечью расстрелять непокорных солдат и офицеров, а через две недели   было задушено героическое выступление Черниговского полка на Украине.

Завершением кровавой драмы стали привлечение почти шестисот человек к следствию, казнь пяти руководителей, каторга и ссылка в Сибирь.

          Как  же  в  обществе  восприняли  восстание  декабристов?  Как  сами  они  оценили  свою  деятельность?  Сопоставьте   следующие  документы,  выделите  главные  мысли,  объясните,  чем  вызвано  различие  в  оценке  декабристов.

Манифест  Николая I  о  приговоре  декабристам.

Верховный  Уголовный  Суд … совершил  вверенное  ему  дело.

Преступники  восприяли  достойную  их  казнь;  Отечество  очищено  от  следствий  заразы,  столько  лет  среди  его  таившейся. …

Не  в  свойствах,  не  во  нравах  Русских  был  сей  умысел.  Составленный  горстию  извергов,  он  заразил  ближайшее  их  сообщество,  сердца  развратные  и  мечтательность  дерзновенную;  но  в  десять  лет  злонамеренных  усилий  не  проник,  не  мог  проникнуть  далее. – Сердце  России  для  него  было  и  всегда  будет  неприступно.  Не  посрамится  имя  Русское  изменою  Престолу  и  Отечеству.  Напротив,  МЫ  … видели  все  состояния  соединившимися  в  одной  мысли:  суда  и  казни  преступникам. …

Горестные  происшествия,  смутившие  покой  России,  миновались  и,  как  МЫ  при  помощи  Божией  уповаем,  миновались  навсегда  и  невозвратно.

Из  воспоминаний  Н. В. Басаргина.

Мы  так  ещё  были  молоды,  что  приговор  наш  к  двадцатилетней  каторжной  работе  в  сибирских  рудниках  не  сделал  на  нас  большого  впечатления.  Правду  сказать,  он  так  был  несообразен  с  нашею  виновностью,  представлял  такое  несправедливое  к  нам  ожесточение,  что  как-то  возвышал  нас  даже  в  собственных  наших  глазах.  С  другой  стороны,  он  так  отдалял  нас  от  прошедшего,  от  прежнего  быта.  От  всего,  что  было  дорого  нам  в  жизни,  что  необходимо  вызвал  в  каждом  из  нас  все  силы  нравственные,  всю  душевную  твёрдость  для  перенесения  с  достоинством  этого  перехода.  Я  теперь  уверен,  что  если  бы  правительство  вместо  того,  чтобы  осудить  нас  так  жестоко,  употребило  бы  меру  наказания  более  кроткую,  оно  бы  лучше  достигло  своей  цели,  и  мы  бы  больше  почувствовали  её,  даже,  может  быть,  больше  бы  сожалели  о  той  доле  значения  в  обществе  и  преимуществе  прежнего  нашего  положения,  которое  теряли.  Лишив  же  нас  всего  и  вдруг  поставив  на  самую  низкую,  отверженную  ступень  общественной  лестницы,  оно  давало  нам  право  смотреть  на  себя  как  на  очистительные  жертвы  будущего  преобразования  России;   одним  словом,  из  самых  простых  и  обыкновенных  людей  делало  политических  страдальцев   за  свои  мнения,  этим  самым  возбуждало  всеобщее  к  нам  участие,  а  на  себя  принимало  роль  ожесточённого, неумолимого  гонителя.

А  вот  как  мысли  декабристов  выражены  в  поэтических  образах.

В. Раевский.

ПРЕДСМЕРТНАЯ ДУМА

Меня жалеть?.. О люди, ваше ль дело?

Не вами мне назначено страдать!

Моя болезнь, разрушенное тело

Есть жизни след, душевных сил печать!

Когда я был младенцем в колыбели,

Кто жизни план моей чертил,

Тот волю, мысль, призыв к высокой цели

У юноши надменного развил.

В моих руках протекшего страницы

Он тайну в них грядущего мне вскрыл:

И, гость земли, я, с ней простясь, входил,

Как в дом родной, в мои темницы!

И жизнь страстей прошла, как метеор,

Мой кончен путь, конец борьбы с судьбою;

Я выдержал с людьми опасный спор

И падаю пред силой неземною!

К чему же мне бесплодный толк людей?

Пред ним отчет мой кончен без ошибки;

Я жду не слез, не скорби от друзей,

Но одобрительной улыбки!

1842

Итак, декабристы были первыми. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура, героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге.  "Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности", - писал  о  декабристах

 А.И.Герцен.

Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отозвались живым ярким словом в сердцах потомков. Замечательные мастера художественного слова по сей день воспевают в своих произведениях мужество, самоотверженность и патриотизм этих "могучих богатырей, кованых из чистой стали с головы до ног". Когда декабрьская катастрофа разделила дворянское общество на тайно сочувствовавших восстанию и на явных сторонников старой России, А.С. Пушкин остался верен своим друзьям- декабристам и их идеалам. В стихах он неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.

Во глубине сибирских руд

 Храните гордое терпенье,

 Не пропадет ваш скорбный труд

 И дум высокое стремленье.

 Несчастью верная сестра,

 Надежда в мрачном подземелье

 Разбудит бодрость и веселье,

 Придет желанная пора:

 Любовь и дружество до вас

 Дойдут сквозь мрачные затворы,

 Как в ваши каторжные норы

 Доходит мой свободный глас.

 Оковы тяжкие падут,

 Темницы рухнут - и свобода

 Вас примет радостно у входа,

 И братья меч вам отдадут.  ( А.С. Пушкин.)

Домашнее  задание:  параграф учебника истории о декабристах,  стихотворение  К. Рылеева  «Я  ль  буду  в  роковое  время…»  выучить  наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....

"Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Интегрированный урок (история, литература). В разработке урока отражена работа с текстом на основе системно-деятельностного подхода....