Приемы целеполагания. Учебные задачи.
статья по теме
Данная разработка содержит в себе описание некоторых приемов коллективного и индивидуального целеполагания, которые можно применять на уроках биологии или по другим дисциплинам. При подготовке данных материалов использовались материалы Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_zadachi_vystuplenie.doc | 50.5 КБ |
Презентация к выступлению (часть 1). | 2.89 МБ |
Презентация к выступлению (часть 2). | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности. Перевод учебной задачи в учебную ситуацию.
В современных условиях ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровье сбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
В связи с этим современный урок дожжен быть не пропедевтическим, а творческим. Я в своей практической деятельности использую различные методы постановки учебных задач:
Под учебными задачами подразумевают — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Другие учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.
В связи с выше сказанным решение учебных задач лежит в целеполагания на уроках.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
Методы целеполагания
Для чего нужно коллективное целеполагание?
- Ребёнок должен знать зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.
- Способы целеполагания
- А знаете ли вы что…”. Данный прием позволяет повысить мотивацию обучающихся при решении учебной задачи, позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и приме Удивляй! мотивирует на поиск информации из различных источников.
- Прием «Разрешение парадоксов». При использовании этого приема на основе противоречий у учащихся формируется понятие об определенном объекте, в данном случае о сохранении физического здоровья человека. При изучении темы «Значение физических упражнений для развития опорно-двигательной системы» учитель зачитывает:«Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов), «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8). Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.
- Дополнение цели урока с помощью слов-помощников
- Повторим
- Изучим
- Узнаем
- Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
Формулировка темы в виде вопроса
- Тема урока может быть сформулирована так «Почему этих животных отнесли к одному типу?» выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.
Развивает личностные и регулятивные учебные действия и работа по плану. Составленному перед прохождением нового материала.
План действий на уроке:
- Повторить какое строение имели животные типа Круглые черви
- Выявить по каким признакам можно отличить животных типа Кольчатые черви
- Определить то, какими признаками обладают животные нового типа, их значение в природе и жизни человека.
Выявление неполноты знаний учащихся (сайд)
При изучении темы «Цветы» выясняется что учащиеся уже знают о цветах. Что им не известно. Данный прием мотивирует детей на изучение нового материала на более высоком для них уровне. Также в виде учебной задачи можно использовать прием «Найди отличия». (слайд).
Формирует познавательный интерес и прием «Отгадай ребус». О чем будет речь на уроке? Белки
При использовании приемов целеполагания следует соблюдать определенные правила.
Правила целепологания
Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной.
Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.
Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.
Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.
После постановки задачи урока идет реализация поставленных задач:
Это может быть изучение объекта с помощью видеосюжетов и составление опорного конспекта или схемы (Слайды)
При изучении темы «Расы. Гипотезы происхождения рас» учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос (слайд)
И выполнить мини-исследование по имеющимся у них знаний, материалов учебника, рисунка на слайде.
Определение вывода при помощи приема: А знаете ли вы? И выявление причин расогенеза. Слайд.
Приемы проведения лабораторной работы:
Учитель на слайде располагает иллюстрации о разных группах ракообразных и ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об этих животных?
Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной работы. Составляется план работы. После учащиеся выполняют работу по плану:
Узнать:
- На какие части разделено тело животного?
- Каковы покровы тела этого животного?
- Что находится на голове?
- Какое строение имеют конечности?
- Каким образом двигаются креветки?
- Почему ее отнесли к типу Членистоногие, класс Ракообразные?
- Сделаем вывод.
Также учащиеся в результате самостоятельной работы учащиеся могут создавать мини-проекты и защищать их на уроке. Также данные проекты можно использовать для изучения новый материал или его закрепления.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на современном уроке для повышения мотивации учащихся к изучению биологии необходимо использовать различные приемы постановки учебных задач.
Подписи к слайдам:
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. Ушинский
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Ребёнок должен знать зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как действие “Удивляй!”.
Это животное изображалось на щитах и доспехах эпохи Возрождения. Его можно увидеть и сейчас на решетках мостов и ворот Петербурга. Что это за животное?
Тема «Значение физических упражнений для развития опорно-двигательной системы»«Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов)«Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Тим. 4:7-8).
В молодостив зрелом возрастеПочему?
повторим, изучим, узнаем, проверим.
Повторим закономерности наследования признаков; Изучим каким образом идет наследование при дигибридном скрещивании , Узнаем новые приемы решения задач , Проверим свои знания о закономерностях наследования.
нереис
Пиявка
Дождевой червь
Тема урока может быть сформулирована так «Почему этих животных отнесли к одному типу?»План действий на уроке:Повторить какое строение имели животные типа Круглые червиВыявить по каким признакам можно отличить животных типа Кольчатые червиОпределить то, какими признаками обладают животные нового типа, их значение в природе и жизни человека.
О чем пойдет разговор на уроке?Что вы уже знаете о цветах?Что вам еще не известно?
Подписи к слайдам:
Что объединяет эти понятия?
Бычий цепень
эхинококк
Головка свиногоцепня
Широкий лентец
Самка и самец человеческой аскариды
Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.
Учебными задачами называют — стоящую перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются.
Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду –Homo sapiens?
признаки
расы
Австрало-негроидная
европеоидная
монголоидная
Место первичного обитания
цвет кожи
волосы
лицо
губы
нос
усы, борода
А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет.
39 % - ГЕНЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ28 % - ГЕНЫ АФРИКАНЦЕВ33 % - ЕВРОПЕОИДОВ
Назовите характерные морфологические признаки данной расы, попытайтесь объяснить причины их возникновения.
Южные формы Средиземноморская Индо-афганская Балкано-кавказская Переднеазиатская (арменоидная) Памиро-ферганская
бискайская
Северо-индийская
Арменоидная
- естественный отбор окружающей среды, климата, пищевых ресурсов, количеством солнечного света. - мутации- изоляция- смешение популяций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приемы целеполагания
презентация "Приемы целеполагания на уроке физики" мною представлена на методическом семинаре в школе. Со слов коллег,данные приемы приемлены и для других предметов....
Приемы целеполагания на уроках литературы
Приемы целеполагания на уроках литературы...
Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.
Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен пе...
Совершенствование приемов целеполагания как условие повышения качества знаний
Какие приемы целеполагания существуют? Как научить детей с разным уровнем владения речевыми навыками в рамках урока английского языка ставить цель и планировать свою деятельность?...
"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."
Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках по ФГОС .Снабжен ...
Формирование обобщенных приемов решения сюжетных задач в 5 – 6 классах на основе установления взаимосвязей между теоретическими знаниями и математическими задачами.
Общий метод решения задач, который позволяет заменить более тридцати частных приемов....
Мастер-класс "Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка"
Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка...
Комментарии
спасибо !
спасибо !
Наталья Владимировна! Я вас
Наталья Владимировна! Я вас поддерживаю! Удачи в конкурсе!
Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моих работ.
Интересные приемы, поддержала
Интересные приемы, поддержала. Успехов!
Интересные приемы, поддержала
Интересные приемы, поддержала. Успехов!