Применение дальтон технологии в решении проектных задач Саблина С А
презентация к уроку на тему

Бейбулатова Елена

На примере решения проектной задачи в 1 классе "Колобок" рассматривается методика построения занятий с применением дальтон-технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. Меняется время, меняется мир, меняются и  наши дети. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

        Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее, делать выводы. Все  это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

        В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

        Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они могут придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

        Основная идея системы проектных задач в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе. Решение проектных задач позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества, способствует более высокому уровню усвоения программного материала.

           В 1 – 3 классах особенностью предметных  проектных задач является то, что в большей степени они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий. Работа проходит под руководством учителя.

Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.       

            Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными.

 В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  2. целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. планировать (составлять план своей деятельности);
  4. моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  5. проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  6. вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,  

отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

         В начальных классах  основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

         Наша школа уже третий год целенаправленно занимается  внедрением в образовательное пространство проектной  деятельности.

В рабочие программы  педагогов 1-3 классов включены проектные задачи  по каждому предмету, как первый этап освоения ФГОС ОО. В нашей

   школе организована творческая   группа учителей, которой руководит

   заместитель директора по УР Андреева Т.А. по направлению «Внедрение

  ФГОС в образовательное пространство школы». Участники этой  группы  

  разрабатывают проектные задачи  с учетом возрастных особенностей

  обучающихся, обмениваются опытом работы в данном  направлении.

         За прошедшее время мы накопили определенный опыт работы, которым хотим поделиться с вами. Решение проектных задач осуществляется в 1, 3 и 4 четвертях, соответственно в октябре, феврале и мае. Задачи могут быть как предметные, так и метапредметные. На них отводятся по два учебных дня. По усмотрению учителя за это время может быть решена одна задача или несколько. В первом классе  планируется одна проектная задача на один день. Во 2-3 классах можно решать одну задачу оба дня.

         Предлагаю вашему вниманию решение проектной задачи в 1 классе

 

Название проектной задачи.

Путешествие в сказку.

Предмет.

Литературное чтение, русский язык, ИЗО, технология.

Класс, время.

1 класс, февраль 2013г

Тип задачи.

Метапредметная.

Планируемый результат проектной задачи

Конструирование книжки и иллюстрации к народной сказке «Колобок»

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

1.Использование детьми знаний о литературных произведениях из  дошкольного опыта.

2.Создание условий для появления предмета «Литературное чтение» и «Русский язык».

3.Ведение таких педагогических средств, как «карточки-иллюстрации», «книга-  малышка».

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.

 Литературное чтение:

-составление иллюстраций по произведениям прочитанных книг и их подпись,  пересказ прочитанной сказки.

Общеурочные умения:

-элементы сотрудничества в игровой деятельности.

Планируемый педагогический результат.

 Демонстрация учащимися  возмож-ностей для дальнейшего изучения предмета  литературного чтения.

Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса литературного чтения и русского языка в 1 классе  

Создание книжек – иллюстраций .

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Способ и оценивание результатов работы.

Оценка индивидуальных  возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса литературного чтения и русского языка  (по изготовленным иллюстрациям, их подписи и пересказу)

Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения)

          Начинается занятие с постановки задачи, деления детей на группы

по 4человека и выбора командира.

 1.Постановка задачи.

-В издательство «Малышок» поступил заказ на выпуск детских книг для детского сада. Первым номером должна выйти книга «Сказка». Отгадайте загадку и вы поймете, о какой сказке идет речь.

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился….(колобок)

 -Работники издательства приступить к работе не смогли, так как иллюстрации к данной книге не были готовы. Они просят помочь вас собрать иллюстрации к этой сказке, из представленных материалов.

-Как вы думаете, что нам для этого надо сделать? (вспомнить содержание сказки и героев)

2.Просмотр мультфильма.

-Обсуждение содержания и героев сказки.

3.Определение способа работы в группе.

-Как вы думаете, как мы сегодня будем работать? Почему?

-Вспомним правила работы в группе.

4. Составление плана работы группы.

1.Коллективное составление обложки книжки и ее названия

2.Выбор фигур по цвету

3.Сбор иллюстрации на заготовку.

4.Наклеивание иллюстрации.

5.Раскрашивание иллюстрации

6.Сбор книги согласно содержанию сказки.

7.Составление своего варианта концовки сказки.

8.Защита проекта по группам.

9.Самооценка деятельности.

Условие работы:

1.Фигуры не вылезают за край вашей заготовки.

2.Фигуры не накладывают одну на другую, между ними нет зазоров (Учитель демонстрирует способ укладки. Дети индивидуально конструируют свои

игровые зоны, а потом наклеивают их на свои заготовки).

5. Подробное объяснение работы в группах.

1.Коллективное составление обложки книжки и ее названия. Работа в парах

   (Коллективное обсуждение и составление аппликации, названия книжки,  

   раскрашивание)

2.Выбор фигур по цвету

  (Командир распределяет задания каждому члену команды. Дети выбирают

  разрезанные    

  фигурки по цвету.    

   Четверо детей-четыре цвета.)

3.Сбор иллюстрации на заготовку.

   ( Каждый собирает иллюстрацию своего героя сказки)

4. Наклеивание иллюстрации.

   (Наклеивание иллюстрации на лист бумаги)

5.Раскрашивание иллюстрации

6.Сбор книги согласно содержанию сказки.

7.Составление своего варианта концовки сказки.

   (Коллективная творческая работа)

8.Защита проекта по группам.

   (Название проектной задачи, демонстрация полученного продукта совместной

   деятельности, анализ работы членов группы)

9.Самооценка деятельности.

   (Оценивание работы группы по 10 бальной шкале с комментариями)

6. Физминутка «Колобок»

7. Обсуждение результатов работы группы  и их взаимодействия.

   -Чему мы учились на сегодняшнем занятии?

  -Иллюстрации, к какой сказке вы конструировали?

  -Кто встретился первым? Следом за зайцем? Кто встретился последним?

  -Какой конец своей сказки вы подобрали?

  -Как работала ваша группа?

  -Работа выполнялась самостоятельно или вам кто-то помогал?

  -Понравилась ли вам такая работа?

8.Формирование самооценки своей деятельности.

    -Какая задача перед вами стояла?

    -Вы ее решили?

    -Оцените работу своей группы с помощью числового луча от 1 до 10.

    -Почему вы поставили себе такую оценку?

      Дети с большим удовольствием выполняют такую работу. Уже видно явных

лидеров, готовых оказать помощь членам своей группы и взять на себя смелость

защищать свой продукт. Сначала оценивали работу группы только командиры, но

на следующих занятиях это происходило уже коллективно. Поражает то, что

 дети не старались завысить оценку работы своей группы, а наоборот немного

даже занижали. Они честно показывали свои недочеты и старались их исправить.    

       Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

     Опыт учителей нашей школы широко востребован. Мы принимаем участие в

заседаниях творческих групп профессионального развития руководителей ОУ

района, в семинарах регионального и межмуниципального уровня. Уже третий

год продолжаем партнерское взаимодействие с педагогами школы №4 г.Маркса.

        Таким образом, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к активной осознанной проектной деятельности в основной школе, который дает возможность апробировать различные пути  решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

        Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                          Учитель начальных классов

                         высшей квалификационной

                        категории МБОУ-СОШ №1

                               р.п.Степное Советского района

                                   Саратовской области

                               Саблина Светлана Анатольевна

                                        2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Гармашова Н Г Урок музыки с применением Дальтон-технологии

Презентация к уроку музыки с применением Дальтон-технологии....

Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»

Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»...

Развитие креативного мышления и глобальных компетенций через технологию проектирования и электронного оформления проектной документации на примере решения проектной задачи «Геометрия вокруг нас»

Сегодня проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, входит в перечень итоговых аттестационных работ, для многих учеников становится первым шагом на пути к выбранной професси...