Стратовое обучение (аналитический отчёт) на уроках математики
статья по теме

Репешко Валентина Юрьевна

 

Работа в рамках стратовой системы отличается от работы в разноуровневом классе. Учащиеся страт высокого уровня умеют устанавливать логические связи, легче и быстрее усваивают научные понятия. Поэтому в стратах высокого уровня обучение идёт в более быстром темпе, увеличиваются объём и глубина изучаемого материала. Используются дедуктивный метод обучения, проблемные методы. На уроках больше времени уделяю самостоятельной работе, самопознанию, используя опорные конспекты, опорные знаки.

В низких стратах использую индивидуальные методы обучения, уделяя больше внимания формированию и отработке навыков. Небольшое количество учащихся в этих стратах позволяет увеличить эффективность использования этих методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stratovoe_obuchenie_analiticheskiy_otchyot.doc714 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                               

  С 2001 года Жигаловская средняя школа №1 является областной экспериментальной площадкой по теме:"Стратовая технология дифференцированного обучения как средство рещения задач вариативности и индивидуализации с учётом индивидуально-психологических особенностей учащихся в условиях сельской школы". В течение 5 лет я являлась участником этого эксперимента и продолжаю работать в стратах разного уровня.

Суть стратового обучения:

-При сохранении основных классных коллективов происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько страт (групп).

-Преподавание выбранных «стратифицированных» предметов во всех стратах ведётся по единой программе, но с различной глубиной и скоростью усвоения.

-Структура страт является очень гибкой: по окончанию учебной четверти возможен переход ученика из одной страты в другую. Стратовое обучение вводится в 5 классе. При распределении учащихся по стратам учитываются рекомендации психологов и мнение учителей- предметников, а также желания учеников и их родителей. Окончательный состав страт формируется по истечении двух первых недель, в продолжениие которых учащиеся имеют право посещать уроки в других стратах, чтобы определить для себя оптимальный уровень. В дальнейшем состав страты изменяется только по результатам работы за четверть. На психолого-педагогическом консилиуме обсуждается целесообразность перевода учащихся из страты в страту, и окончательное решение принимается в результате собеседования с родителями учащихся. В начале учебного года на ШМО согласовывается график контрольных работ и их содержание  в зависимости от уровня страт, синхронизируется календарное планирование, разрабатываются формы и содержание экзаменов, универсальные для всех страт.

                                                      Педагогическая цель:

                    Способствовать полноценному развитию каждого учащегося

                    с учётом его интеллектуальных, личностных, эмоциональных,

                    социальных, индивидуальных особенностей развития.

        

Работа в рамках стратовой системы отличается от работы в разноуровневом классе. Учащиеся страт высокого уровня умеют устанавливать логические связи, легче и быстрее усваивают научные понятия. Поэтому в стратах высокого уровня обучение идёт в более быстром темпе, увеличиваются объём и глубина изучаемого материала. Используются дедуктивный метод обучения, проблемные методы. На уроках больше времени уделяю самостоятельной работе, самопознанию, используя опорные конспекты, опорные знаки.

В низких стратах использую индивидуальные методы обучения, уделяя больше внимания формированию и отработке навыков. Небольшое количество учащихся в этих стратах позволяет увеличить эффективность использования этих методов.

        На протяжении всего обучения осуществляю взаимодействие с психологической службой школы. В течение учебного года психологи диагностируют:

-динамику умственного развития;

-психологическое состояния ребят, определяя межличностные отношения в страте,                   отношением учащихся к учителю;

-школьную тревожность;

-отношение родителей к стратовому обучению.

                                                 

Динамика умственного развития учащихся 2 страты 6 потока ЖСШ№1

       по математике        за 2004-2005…2005-2006 уч.г.г.                                                                         

Нормы:  5 класс 40-50%                                                                                            7 класс 45-50%                                                

                                                   

               

Динамика умственного развития учащихся 4 страты 4потока ЖСШ№1

по математике за 2003-2004…2005-2006 уч.г.г.

Норма: 7 класс 45-50%

             9 класс 45-55%

Динамика умственного развития учащихся 2 страты 3 потокаЖСШ№1

по математике за 2003-2004…2005-2006 уч.г.г.

                                                                                                                                                                                                                                            

Норма: 9 класс 45-55%

          В результате обучения  возросло количество учащихся «выше среднего» уровня развития, растут показатели  «среднего уровня» развития; значительно выросли результаты в низкой страте.

 Постоянно идёт работа над  эмоциональной  удовлетворённостью межличностными отношениями, так как стоит задача не только развивать мышление учащихся, но и стабилизировать их эмоциональное состояние. Одной из форм повышения уровня комфортности являются уроки разных типов: урок-марафон, урок-путешествие, урок-КВН и другие . На этих уроках  для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха, он может реализовать свои возможности, у него возрастает интерес к предмету, он учится верить в себя, рассчитывать на свои силы, учится общаться.  

           

 При планировании урока или внеклассного мероприятия учитываю особенности каждого учащегося. В этом очень помогают психологические характеристики страт, сводные таблицы, показывающие статус и межличностные отношения учащихся, которые предоставляет психологическая служба на начало учебного года .

Уровень психологического комфорта

         

        норма                                                                         высокий, повышенный

                        Удовлетворённость межличностными   отношения

                                             2003-2006 уч.г.г.

        26%

        17%

Самооценка учащихся                                                    Статус учащихся

Вывод: учащиеся на уроках чувствуют себя комфортно, поднимаются их самооценка и статус в группе, следовательно, создаются условия для личного роста.

                                       

                                      Освоение учебной программы

    Результаты экзаменов по математике учащихся 2страты 6 потока

Результаты экзаменов по математике учащихся 2 страты 3 потока

                 

Результаты экзаменов по математике учащихся 4 страты 4 потока

                          Результаты государственной аттестации учащихся 9 и 11 классов

классы

годы

успеваемость

качество

9 класс 2страта

2004-2005

100

82

9 класс 4 страта

2005-2006

100

64

11 класс 5 страта

2003-2004

100

48

         

           Чтобы отследить результативность учебного процесса, провожу мониторинг результативности в каждой страте.

Система мониторинга состоит из четырёх частей:

1. Обученность                                      

          Обученность каждого ученика по предмету оценивается в течение года, начиная с контрольно-методического среза (КМС) на определение уровня обученности,

 проводимого до 15 сентября и определяющего актуальный уровень обученности (АК). Следующие данные в мониторинге обученности – это результаты итоговых тематических контрольных работ, зачётов и т.д. В свободную таблицу мониторинга результатов учебной деятельности каждого ученика выставляются данные АК КМС (сентябрь), оценки за итоговые контрольные работы и экзамен.

2. Обучаемость (модифицированная методика П.И. Третьякова и  И.Б. Сенновского)

Методика определения уровня обучаемости:

  1. Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут.
  2. Учитель перед изучением нового активизирует  необходимый ранее изученный материал.
  3.  Учитель объясняет новый материал.
  4. Учитель показывает образец применения нового материала в  аналогичной и изменённой ситуациях.
  5. Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задания по образцу.
  4. Выполните задание в изменённой ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации.

Если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если он справился с  четырьмя заданиями - это второй, также высокий уровень обучаемости. Если выполнено три и менее заданий – первый уровень обучаемости.

            Уровень обучаемости определяется  дважды в год: в сентябре (до 15-го) и в марте – апреле (примеры КМС приведены в приложении 1). Время на выполнение задания в низких стратах   увеличиваю, т.к. учащиеся этих страт работают  в более медленном темпе.

3. Уровень сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков)

1. КМС по данному уровню выполняются после изучения какой-то конкретной темы, после зачётной работы, после работы по коррекции предметных знаний, то есть после того, как ученики  усвоят содержание темы.

   На предметном содержании пройденной темысоставляются  специальные работы, состоящие из 5 частей. В каждой части вопросы определённого вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Сравнение
  4. Логика

       5.   Вывод

(примеры  таких КМС приведены в приложении  2).

2. Навык смыслового чтения (приложение 3) представляет целый комплекс различных навыков: это и техника чтения, и выделение главного,и анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т.д. Использую различные формы: письменный и устный опрос, тесты.

 Оценивается уровень:

1-2- высокое развитие навыка

0 - низкое развитие навыка      

  Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроках.

          В конце учебного года  совместно  с психологом на основании данных мониторинга разрабатываем стратегию работы с каждым учеником на новый учебный год. Совместно выносим предложения о переводе учащихся из страт  в страту, которые утверждаются на заседании ППК школы.

          Эта информация  необходима при составлении  программ индивидуальных занятий,  при планирования работы по развитию и формированию ОУУН на уроках, а также при составлении индивидуальных программ для  страт разного уровня.

 

           Для повышения качества обучения провожу:

 в 5-6 классах  спецкурс «Курс наглядно-практической геометрии»;

 в 7классе факультатив «Элементы статистики и теории вероятности»;

 в 8 классе факультатив «Делимость чисел»;

 в 9 классе факультатив «Решение нестандартных задач»;

 в 10 классе факультатив «Решение олимпиадных задач»;

 в 11 классе факультатив «Подготовительный курс».

               

             Результатами данного обучения являются итоги школьных олимпиад, где участвуют и  занимают призовые места мои ученики (учащиеся 2-ых страт):

2004-2005

2005-2006

2006-2007

5класс: 1 и 2 место

6класс: 1 и 2 место

7класс: 1место

9класс: 3 место

10класс: 2 место

11 класс:3 место

   

         Ученицы 7класса 2страты являются участницами программы Московского лицея «Авангард».

      Для того чтобы добиваться стабильных результатов в стратах разного уровня,  выделяю особенности каждой из них, а также формы и методы работы в них.

   Высокие страты:

          Учащиеся  данных страт имеют высокую умственную работоспособность, активны, у них прекрасная учебная мотивация, познавательный интерес. Они неравнодушны к похвале и оценке своей работы; у некоторых завышена самооценка, и они очень болезненно реагируют на замечания, неудачи. У ребят хороший словарный запас, развито логическое мышление: умеют сравнивать, обобщать, классифицировать, выделяют главное, строят логические «цепочки». Однако недостаточна быстрота мышления, гибкость, инициатива, слабо развита математическая интуиция. Умеют слушать, любят выполнять творческие работы: сказки о геометрических фигурах, стихи, «запоминалки», кроссворды, ребусы, сбор статистических данных, собственные решебники, «пятимитнутки устного счёта», таблицы и т.д.

         Ведущим методом работы на уроке является проблемный, который обеспечивает максимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся по овладению способами познания с усвоением готовых  выводов науки. Исследовательские задачи помогают вести поэтапное обучение умению осуществлять поисковую работу. Проблемные методы срабатывают эффективнее, если на уроке сотрудничество,  личностно- ориентированные отношения. Групповая работа, зачёты, дидактические игры включают упражнения на развитие памяти, мышления, речи, интуиции и т.д. Учитывая эмоциональное состояние учащихся, провожу не просто срезы, проверочные, а и защиту

задач,решений, смотры знаний, творческие отчёты, домашние контрольные работы. Учимся самоанализу, самооценке.

          Учащиеся данных страт посещают спецкурсы и факультативы. Факультатив «Элементы статистики и теории вероятности» способствует реформированию школы. Без минимальной вероятностно-статистической грамотности трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию и принимать на её основе обоснованные решения. Современная физика, химия, биология, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятно-статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможное полноценное изучение этих дисциплин уже в средней школе. Для этого и вводится данный факультатив в 7 классе. Эти знания необходимы для применения их на факультативных занятиях  9-11класса

          Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в стратах высокого уровня:

- развитие пространственного воображения, мышления - качеств, необходимых для овладения математическими знаниями, для продуктивной жизни в обществе;

-формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- знакомство с математикой как частью общечеловеческой культуры, понимания её значимости в век информационных технологий.                                                                              

Низкие страты:

       Причины низкого уровня развития учащихся самые разные. Не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей. Они могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, и индивидуальной особенностью его развития, и социальной запущенностью. Отличительной чертой учащихся таких страт является  слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, выделение опорных моментов в информации, деление

материала на смысловые блоки. Внимание  учащихся страты неустойчивое, они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, часто отвлекаются от основного вида деятельности, не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, многие из них имеют плохую память. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения оказываются для них непосильными. Поэтому чаще всего такие дети имеют заниженную самооценку, большие пробелы в знаниях, низкий уровень развития ОСИ мыслительных навыков.

         С учётом особенностей учащихся пересматривается содержание теоретического материала, определяется характер  его изложения на доступном любому учащемуся уровне. Тем не менее обязательный уровень содержания программы рассматривается.

         Главная особенность обучения математике в стратах низкого уровня состоит в необходимости  придания математическому курсу наибольшой оперативной практической направленности, сочетая её с доступностью. Предпочитаю добиваться прочных умений и навыков на простых примерах, обеспечивающих дальнейшее применение изученного. Кроме того, у этих учащихся каждое умение следует доводить до навыка. Материал  преподносится небольшими по объёму порциями. Начинаю объяснение с организации внимания и репродуктивным методом; объяснение нового материала проводится с опорой на практические  задания, от простого к сложному, с использованием наглядных схем, опорных конспектов, правил, с проговариванием каждого шага. Уделяю внимание не только тренировочным упражнениям, но и развивающим. При закреплении рассматриваю задания необходимого минимального уровня, а также задания типа «Выбери из данных ответов верный», «Исправь ошибку», «Повторяй и запоминай». На каждом уроке даю задания на повторение ранее изученного материала. Таких ребят надо как можно чаще побуждать к выполнению самостоятельных работ различного характера: математических  

диктантов, практических, контрольных работ, зачётов и т.д. Для проверки знаний использую обычные контрольные работы, содержащие базовый материал и более сложные задания.

           Большое внимание уделяю развитию речи учащихся. Стараюсь как можно чаще создавать ситуацию успеха, чтобы  ребята  «уютно» чувствовали себя на уроках. Увеличиваю из урока в урок упражнения на развитие логики, мышления, памяти, внимания.

          Таким образом, для страт разного уровня  составляю индивидуальные программы.

  Для достижения  результатов в обучении я применяю технологию работы по опорным конспектам в стратах разного уровня (разработанную на основе технологии Шаталова).

Приложение 1

        

Приложение 2

Приложение 3

        

возврат

Задачи, поставленные для реализации цели

62%

  2003-2004

2004-2005

  2005-2006

45%

38%

42%

58%%

55%

страта

класс

страта

класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поискаиных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности....

Обучение мышлению семиклассников на уроках математики

Из опыта работы приемы и методы побуждения семиклассников к мыслительной деятельности.Основные мыслительные операции и особенности их формирования посредством обучения математике...

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики...

Индивидуальная траектория обучения слабоуспевающих детей на уроках математики.

Новый тип образования предполагает совершенствование образовательного процесса как педагогической и психологической поддержки индивидуального становления учащегося в зависимости от его интересов и воз...

Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...