Обучение мышлению семиклассников на уроках математики
статья по алгебре (7 класс) по теме

Из опыта работы приемы и методы побуждения семиклассников к мыслительной деятельности.Основные мыслительные операции и особенности их формирования посредством обучения математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_myshleniyu_semiklassnikov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Обучение мышлению семиклассников

                      на уроках математики.

                                                                         

                                                                       Из опыта работы учителя математики  Репп Г.Р.

       

            Уже сегодня необходимо знать, какие требования предъявляют стандарты второго поколения,  и  использовать новые подходы в работе.

          Согласно примерной программе основного общего образования, разработанной на основе стандартов второго поколения, изучение математики будет направлено  на достижение следующих целей:

      в направлении личностного развития

  1. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

      в  метапредметном направлении

  1. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры

       в предметном направлении

  1. создание фундамента для математического развития,  формирования механизмов мышления.

        Осмыслив обозначенные цели, я пришла к заключению, что уже в настоящее время работаю по этим направлениям. Поэтому я и выбрала темой своего выступления «Обучение мышлению семиклассников на уроках математики».

        Обучить мышлению непросто, а обучить всех очень сложно и это у меня не совсем получается. Но все же на каждом уроке необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по обучению мышлению.

        Эту кропотливую и не дающую быстрых результатов работу я начинаю еще с пятого класса, когда принимаю на обучение новых ребят. За период  учебы в 5-6 классах изучаю их интеллектуальные способности, особенности мыслительной деятельности, уровень математической подготовки, владение математической речью, терминологией, уровень обученности  и способности к обучению. В этот же период идет работа над созданием  эмоционально – психологических взаимоотношений учителя и учеников, формирование рабочей атмосферы  на уроке на основе взаимопонимания и доверия.

          Возраст учащихся 7 класса непростой. Познавательные  интересы  начинают определяться  самим содержанием знаний.  В мыслительной деятельности семиклассника еще большую роль играют конкретно – образные компоненты, но в процессе  обучения  развивается  абстрактное мышление. Многие учащиеся испытывают при этом затруднения – не всегда могут выделить существенные признаки предмета при определении  понятия, с трудом усваивают дедуктивные умозаключения, отвлеченные от конкретных образов, часто их рассуждения не обоснованы и непоследовательны.

           Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения восприятие. Результат познавательной деятельности  фиксируется в форме понятий.

        Понятие – отражение существенных признаков предмета.

   Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

       Суждение – это форма мышления. Каждое суждение – это отдельная мысль, о чем либо.

        Умозаключение – это вывод из нескольких суждений.

         Для мышления человека более существенна связь с речью и языком. И, конечно же, чтобы обучать детей мышлению, необходимо работать над развитием устной и письменной  математической речи. Образец  этой речи – текст учебника, объяснение учителя, оформление и обоснование решения задачи, грамотно выполненные рисунки, чертежи и т.д. На уроках я сама стараюсь следить за своей речью и использовать  при объяснении научную терминологию  языка  математики, этого же требую и от учащихся: точную  формулировку определения, правила, теоремы, закона, четкую запись условия, решения,  доказательства или рассуждения.            

            Одним из  приемов такой работы является прием проверки письменного  домашнего  задания,   который я называю «презентация домашнего задания».    Ученик на доске записывает решение одного из номеров домашней работы, а затем математически грамотно объясняет или комментирует решение, аргументируя его  всеми необходимыми  теоретическими  обоснованиями.  Учащиеся  класса при этом не только видят оформление задачи, но и прослушивают ее решение, имеют возможность задать вопрос, если  что-то неясно, сравнить  и обсудить способы решения и оформления, указать на ошибки, если таковые имеются. Отвечающий же приобретает навыки публичного выступления, учится отвечать на вопросы, выслушивать и принимать критические замечания одноклассников.

         Еще один  прием формирования устной математической речи я называю «задай вопрос по теории», при этом учитывается и грамотность вопроса, и грамотность ответа.

          Или же, на доске записано какое – либо выражение, рисунок,  а учащимся предлагается сформулировать задание к этому выражению или рисунку, причем одно и то же по смыслу задание сформулировать с помощью различных терминов.

          Моя практика показала, что многие учащиеся не понимают сути задания, а потому и не могут его выполнить.  Считаю, что причина этого в слабом владении математической речью, поэтому работа над устной и письменной речью способствует правильному пониманию заданий и формированию уверенности ребенка в правильном его выполнении.

           Всем нам известны основные мыслительные операции. Так анализ – мысленное разложение целого на части.  Синтез – объединение частей, свойств, отношений. Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

       Эти мыслительные операции,  на мой взгляд, можно замечательно отрабатывать при обучении геометрии. В силу особенностей мыслительной деятельности семиклассников, изучении геометрии начинается именно в этот период и протекает оно с большими трудностями. С первых уроков я обучаю ребят восприятию геометрической фигуры, учу их сначала «увидеть», а потом «ощутить» - понять и высказать возникшие суждения, пусть даже самые нелепые и невероятные. Все высказанные суждения анализируются с позиции «верно» и «неверно». Мое любимое высказывание на уроке геометрии: «До сознания еще не дошло, а глаза уже увидели». Затем, сформулированный вывод  учащиеся пытаются доказать, используя уже имеющийся опыт. Попытки доказательства или обоснования побуждают к новым мыслительным действиям.

           Решение геометрических задач – интересный и занимательный процесс для тех ребят. Которые усвоили основы мыслительной деятельности и практически неразрешимая проблема для остальных. Часто учащиеся не знают с чего начинать решение задачи. Здесь на помощь приходит такая мыслительная операция как конкретизация.

            Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия его содержания.

               Освоение этой мыслительной операции провожу с помощью приема, который я называю «вопрос-ответ». Я учу ребят вести поиск решения любой задачи в форме диалога самого с собой, задавая себе вопросы и сам же отвечая на них.

    Например. Решить уравнение.

   Учащийся задает себе вопрос: «Что значит «решить уравнение?»»

    Отвечает сам себе или находит ответ в учебнике, если не знает его: «Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет».

   Вопрос. Что такое «корень уравнения?»

    Ответ. Число, при подстановке которого вместо переменной, уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения.

   Вопрос. Как найти это число или эти числа?

     Ответ. Определить вид уравнения, как оно записывается в общем виде, к какому типу уравнений относится.

    Вопрос. А как я узнаю вид уравнения?

    Ответ. Посмотрю в тетради, учебнике, справочнике, и т.д.

    Таким приемом можно решить практически  любую задачу и не только по математике. Этим приемом ученик как бы обучает сам себя.

     В своем выступлении я представила только некоторый опыт обучения мышлению учащихся 7 класса. Если семиклассники усвоят хотя бы небольшую долю того, что необходимо для развития их мыслительной деятельности, то при дальнейшем обучении с этими ребятами работать намного легче. Они способны самостоятельно провести поиск решения задачи,  или какой – либо проблемы и решить ее.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики

Что такое творчество? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Упражнения в формировании творческого мышления учащихся на уроках математики.

Творческое  мышление - неотъемлемое свойство человека.Творческую деятельность характеризуют следующими признаками: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию,видение новой проблемы ...

Диагностика и развитие мышления школьников на уроках математики

Творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...