Обучение мышлению семиклассников на уроках математики
статья по алгебре (7 класс) по теме
Из опыта работы приемы и методы побуждения семиклассников к мыслительной деятельности.Основные мыслительные операции и особенности их формирования посредством обучения математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_myshleniyu_semiklassnikov.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение мышлению семиклассников
на уроках математики.
Из опыта работы учителя математики Репп Г.Р.
Уже сегодня необходимо знать, какие требования предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.
Согласно примерной программе основного общего образования, разработанной на основе стандартов второго поколения, изучение математики будет направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
в метапредметном направлении
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры
в предметном направлении
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления.
Осмыслив обозначенные цели, я пришла к заключению, что уже в настоящее время работаю по этим направлениям. Поэтому я и выбрала темой своего выступления «Обучение мышлению семиклассников на уроках математики».
Обучить мышлению непросто, а обучить всех очень сложно и это у меня не совсем получается. Но все же на каждом уроке необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по обучению мышлению.
Эту кропотливую и не дающую быстрых результатов работу я начинаю еще с пятого класса, когда принимаю на обучение новых ребят. За период учебы в 5-6 классах изучаю их интеллектуальные способности, особенности мыслительной деятельности, уровень математической подготовки, владение математической речью, терминологией, уровень обученности и способности к обучению. В этот же период идет работа над созданием эмоционально – психологических взаимоотношений учителя и учеников, формирование рабочей атмосферы на уроке на основе взаимопонимания и доверия.
Возраст учащихся 7 класса непростой. Познавательные интересы начинают определяться самим содержанием знаний. В мыслительной деятельности семиклассника еще большую роль играют конкретно – образные компоненты, но в процессе обучения развивается абстрактное мышление. Многие учащиеся испытывают при этом затруднения – не всегда могут выделить существенные признаки предмета при определении понятия, с трудом усваивают дедуктивные умозаключения, отвлеченные от конкретных образов, часто их рассуждения не обоснованы и непоследовательны.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения восприятие. Результат познавательной деятельности фиксируется в форме понятий.
Понятие – отражение существенных признаков предмета.
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
Суждение – это форма мышления. Каждое суждение – это отдельная мысль, о чем либо.
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений.
Для мышления человека более существенна связь с речью и языком. И, конечно же, чтобы обучать детей мышлению, необходимо работать над развитием устной и письменной математической речи. Образец этой речи – текст учебника, объяснение учителя, оформление и обоснование решения задачи, грамотно выполненные рисунки, чертежи и т.д. На уроках я сама стараюсь следить за своей речью и использовать при объяснении научную терминологию языка математики, этого же требую и от учащихся: точную формулировку определения, правила, теоремы, закона, четкую запись условия, решения, доказательства или рассуждения.
Одним из приемов такой работы является прием проверки письменного домашнего задания, который я называю «презентация домашнего задания». Ученик на доске записывает решение одного из номеров домашней работы, а затем математически грамотно объясняет или комментирует решение, аргументируя его всеми необходимыми теоретическими обоснованиями. Учащиеся класса при этом не только видят оформление задачи, но и прослушивают ее решение, имеют возможность задать вопрос, если что-то неясно, сравнить и обсудить способы решения и оформления, указать на ошибки, если таковые имеются. Отвечающий же приобретает навыки публичного выступления, учится отвечать на вопросы, выслушивать и принимать критические замечания одноклассников.
Еще один прием формирования устной математической речи я называю «задай вопрос по теории», при этом учитывается и грамотность вопроса, и грамотность ответа.
Или же, на доске записано какое – либо выражение, рисунок, а учащимся предлагается сформулировать задание к этому выражению или рисунку, причем одно и то же по смыслу задание сформулировать с помощью различных терминов.
Моя практика показала, что многие учащиеся не понимают сути задания, а потому и не могут его выполнить. Считаю, что причина этого в слабом владении математической речью, поэтому работа над устной и письменной речью способствует правильному пониманию заданий и формированию уверенности ребенка в правильном его выполнении.
Всем нам известны основные мыслительные операции. Так анализ – мысленное разложение целого на части. Синтез – объединение частей, свойств, отношений. Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.
Эти мыслительные операции, на мой взгляд, можно замечательно отрабатывать при обучении геометрии. В силу особенностей мыслительной деятельности семиклассников, изучении геометрии начинается именно в этот период и протекает оно с большими трудностями. С первых уроков я обучаю ребят восприятию геометрической фигуры, учу их сначала «увидеть», а потом «ощутить» - понять и высказать возникшие суждения, пусть даже самые нелепые и невероятные. Все высказанные суждения анализируются с позиции «верно» и «неверно». Мое любимое высказывание на уроке геометрии: «До сознания еще не дошло, а глаза уже увидели». Затем, сформулированный вывод учащиеся пытаются доказать, используя уже имеющийся опыт. Попытки доказательства или обоснования побуждают к новым мыслительным действиям.
Решение геометрических задач – интересный и занимательный процесс для тех ребят. Которые усвоили основы мыслительной деятельности и практически неразрешимая проблема для остальных. Часто учащиеся не знают с чего начинать решение задачи. Здесь на помощь приходит такая мыслительная операция как конкретизация.
Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия его содержания.
Освоение этой мыслительной операции провожу с помощью приема, который я называю «вопрос-ответ». Я учу ребят вести поиск решения любой задачи в форме диалога самого с собой, задавая себе вопросы и сам же отвечая на них.
Например. Решить уравнение.
Учащийся задает себе вопрос: «Что значит «решить уравнение?»»
Отвечает сам себе или находит ответ в учебнике, если не знает его: «Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет».
Вопрос. Что такое «корень уравнения?»
Ответ. Число, при подстановке которого вместо переменной, уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения.
Вопрос. Как найти это число или эти числа?
Ответ. Определить вид уравнения, как оно записывается в общем виде, к какому типу уравнений относится.
Вопрос. А как я узнаю вид уравнения?
Ответ. Посмотрю в тетради, учебнике, справочнике, и т.д.
Таким приемом можно решить практически любую задачу и не только по математике. Этим приемом ученик как бы обучает сам себя.
В своем выступлении я представила только некоторый опыт обучения мышлению учащихся 7 класса. Если семиклассники усвоят хотя бы небольшую долю того, что необходимо для развития их мыслительной деятельности, то при дальнейшем обучении с этими ребятами работать намного легче. Они способны самостоятельно провести поиск решения задачи, или какой – либо проблемы и решить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...
Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики
Что такое творчество? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных...
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...
Упражнения в формировании творческого мышления учащихся на уроках математики.
Творческое мышление - неотъемлемое свойство человека.Творческую деятельность характеризуют следующими признаками: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию,видение новой проблемы ...
"Педагогическая деятельность как средство развития абстрактного мышления учащихся на уроках математики"
Педагогический проект для аттестации....
Диагностика и развитие мышления школьников на уроках математики
Творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...