статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".
статья по теме
В данной статье сделана попытка обобщить мой опыт по использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Перечислены положительные эффекты от использования мультимедийных презентаций. Сформулированы некоторые "правила" для создания таких презентаций учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
1
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
2
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Практически все средства обучения могут заменить слайды презентации. Но если целью электронной презентации является замена, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание учащегося на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.
3.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
4.
Я работаю по следующим направлениям:
1. Работа с программами MS Office (Word, Power Point).
2. Создание презентаций к урокам.
3. Работа с ресурсами Интернет.
4. Использование готовых обучающих программ.
В своей работе я использую готовые программные продукты ( «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, тренажеры, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
5.
Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
· увеличивает объем использования наглядности на уроке;
· экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
· психологически облегчает процесс усвоения;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор учащихся;
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
6.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Также к положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами:
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.
7.
Организация работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках
Можно предложить учителям любых предметов различные (многократно опробованные) варианты организации деятельности с презентациями:
- Учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.
- Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного.
- Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
- Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
- Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
- Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.
- Ученики получают презентацию и вопрос более широкий и объемный. Задание: дополните презентацию с помощью любых источников и ответьте на вопрос.
- Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Задание: Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент (тезис).
- Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.
- Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т.п.
Однако творческий учитель всегда может найти свои способы работы с представленным материалом. В 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах на уроках литературы мною были использованы следующие презентации:
11 класс «Серебряный век», «А.Ахматова «Реквием».
10 класс «Ф.И.Тютчев. Биография», «Образ города в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
9 класс «Слово о полку Игореве», «Образ делового человека».
8 класс «А.П.Чехов. Путешествие на родину писателя», «Страницы жизни Тургенева», «Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».
7 класс «Японская поэзия», «Тарас Бульба», «Путешествие в Тарханы».
6 класс «Песня про купца Калашникова», «Полтава», презентации учеников 6а класса по повестям о детстве «Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго», «В.Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Аркадий Гайдар.«Тимур и его команда».
8.
Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
· создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
· увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе;
· повышает качество обучения;
· усиливает интерес к изучению предмета;
· позволяет рационально распределять время урока;
· помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
9.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
10.
Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания
Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего, учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема - это или конспекты 1-2 книг, или взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимся. Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимся, иногда он остается вовсе не прочитан, а только "просмотрен" учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность.
Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила - презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.
Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, особенно, если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.
Создавая презентацию, учащиеся совершенствуют все виды речевой деятельности, но прежде всего - устную речь.
Учащиеся дают расширенную информацию по каждому слайду. Предметное содержание говорения строится вокруг темы презентации и отдельного слайда, по проблемным вопросам, представляющих интерес для учащихся. Высказывание создателя или создателей презентации (если это коллективная работа) должно быть логическим, грамматически верным, правильно оформленным в языковом отношении и отвечающим поставленной коммуникативной задаче. Учащиеся учатся передавать информацию, содержание которой не всегда известно классу, а поэтому имеют реальный стимул к высказыванию. Происходит не только комментирование написанного на слайде материала, но и озвучивание дополнительной информации, той, которая, как говорится, осталась за кадром.
Интеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения при создании и защите презентаций.
Готовя презентации по одной теме, учащиеся в разных классах подбирают разный по информации материал, пользуясь различными источниками. Они по-разному проводят и защиту презентации. Просмотр таких вариантов своего видения решения проблемы является интересным для ребят. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
11.
Конечно, нельзя урок русского языка, а уж тем более литературы сводить лишь к общению с компьютером. Живое слово учителя - словесника никогда не заменить машине, да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...