Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин
статья по теме
Материал содержит классификацию ЦОР, методы их применения в образовательном процессе и проблемы школьных учителей,связанные с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_prepodavanii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей стране реализуется проект «Информатизация системы образования», главной задачей которого является создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учебных заведений для повышения качества обучения.
И К Т – это технология, которой должны владеть учителя эры информатизации. При этом значительную роль играет компетентность учителя : обладание мобильным знанием, гибким методом и критическим мышлением, нужным ему для целенаправленного анализа, проектированием , конструированием и результативного использования дидактических объектов с целью достижения планируемых результатов обучения.
Информационно-коммуникационные технологии, как и любую технологию отличает экономичность, оптимизирующая труд преподавателя, дающая резерв учебного времени и запланированные результаты обучения в сжатые сроки.
Технология, как и методика решает три задачи
1)Чему учить?
2)Зачем учить?
3)Как учить?
с одним существенным дополнением
Как учить результативно?
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителя .Международное общество информации образования разработало стандарты для оценки уровня компетенции учителя в области ИКТ:
-общие представления в области информационных технологий
-планирование учебного процесса с использованием информационных технологий
-интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин
-использование информационных технологий для оценки результатов обучения
-использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции
-понимание социальных, этических и общественных ценностей использования информационных технологий
Развитие ИКТ привело к возможности создания электронных образовательных ресурсов нового поколения, которые успешно внедряются в учебный процесс учителями нашего города.
Модули практической деятельности очень разнообразны:
- Тесты с простой формой содержания
- Интерактивные модели с заданием творческого характера
- Задания с решением задач
- Работа в виртуальной лаборатории
- Модули с видеофрагментами
При создании ЦОР(цифровые образовательные ресурсы) и работе с ними придерживаются основных принципов:
Принцип целесообразности
Принцип модульного использования
Принцип учебной адекватности
Принцип организационной эргономичности
В преподавании общеобразовательных дисциплин возможно использование разнообразных видов электронных продуктов ( электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, электронные издания для контроля знаний).
ИКТ используют учителями в преподавании общеобразовательных дисциплин как на традиционных уроках, так и на уроках инновационного характера при объяснении, закреплении материала, а также для контроля знаний учащихся.Я остановлюсь на том, как на уроках физики можно работать с ИКТ по конкретной теме, которая была моей темой по самообразованию. В 2007-2008 учебном году опыт моей работы был обобщен по теме «Изучение экологических проблем на уроках физики с помощью ИКТ»
Основная идея: формирование «глобального» экологического мышления, познавательной активности с учетом возрастных особенностей учащихся, актуальности экологических проблем и современных требований жизни по использованию ИКТ. Работу по экологическому воспитанию проводят давно на уроках по предметам естественного цикла, но появление ИКТ позволяет делать это разнообразно, мобильно, эффективно и систематически. Учитель на уроках физики может достаточно внимания уделить вопросам экологии. Задача учителя не призывать, а привести детей к выводу о необходимости того или иного поведения. Для реализации этой задачи в программу курса «Физика 7-11 класс» включены элементы экологических знаний, мною систематизирован материал для планомерной и эффективной работы. Включение в урок элементов экологических знаний с применением компьютера делают занятия более интересными, впечатляющими. Совместная работа над проектами делает учащегося и учителя соавторами. Интерес, возникший на учебных занятиях, переносится и на внеклассную работу по предмету.
Учащиеся выпускают экологические журналы, газеты, активно участвуют в предметных неделях. Старшеклассники успешно выступают с докладами на экологические темы на научно-практических конференциях школьников. Выпускники выбирают для итоговой аттестации защиту реферата с презентацией по экологическим вопросам (Экология гидросферы, альтернативная энергетика, экологические проблемы городов:
физические аспекты и др)
И самое главное, изменяется мотивация учащихся- отмечается устойчивая положительная динамика роста интереса к изучению предмета
Мой опыт может быть использован учителями естественно-научного цикла (биологии, химии, географии)
Для применения опыта учитель должен владеть ПК не уровне пользователя, уметь работать с современными многочисленными и разнообразными источниками информации для постоянного пополнения обновляющейся информации в виде точных цифр, графиков, диаграмм, таблиц, интересных фактов. Надо увлечь этой работой своих учеников и стремиться на уроках физики формировать грамотное экологическое мышление
Как и любое нововведение, ИКТ вызывают неоднозначное отношение
---противники указывают на недостаточную техническую оснащенность учебных заведений, невысокий уровень владения информационными технологиями педагогов-практиков
---сторонники убеждены в том, что учитель – это в первую очередь просветитель, новатор, стремящийся разнообразить учебный процесс.
В отдельных случаях наблюдается просто фанатизм, приводящий к перенасыщенности уроков техническим сопровождением и, как результат, повышенной утомляемости учащихся. Неоправданно частое обращение к компьютерам ведет к умственному и физическому переутомлению, потере интереса к другим видам деятельности, пассивному поведению на уроках.
Внедрение ИКТ встречает сопротивление со стороны учителей.
«Кому это надо?»
Некоторые учителя не хотят сделать свои наработки достоянием общественности. В условиях жесткой конкуренции трудно говорить о соблюдении авторских прав, тем более в такой области как методология.
Другая сопротивляющаяся категория –учителя с большим стажем, добившиеся определенных результатов в своей практике. Наверное, нет смысла ломать выстроенную и годами выверенную систему, особенно если она жизнеспособна.
Изменяются условия жизни- меняется система ценностей. К учителям предъявляются все более высокие требования. Преподаватели, использующие ИКТ, отмечают снижение затрат времени на введение нового материала, большую отдачу проектной деятельности учащихся, быструю возможность проконтролировать промежуточный и конечный результат.
Основная цель использования ИКТ – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и учителей в учебном процессе. Обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности можно только при разумном объединении накопленного опыта и современных технологий.
Информатизация школы является одним из требований социума, следовательно, невыполнение социального заказа приведет к утрате позиций учебного заведения, что неблагоприятным образом скажется на его репутации.
Очевидно, что в 21 веке главная ставка делается именно на развитие информационных технологий. В целом к 2015 году в результате реализации соответствующей стратегии Россия должна войти в число первых двадцати стран в сфере информационно-коммуникационных технологий.
УЧИТЕЛЬ, который сегодня не владеет элементарными навыками работы с компьютером, не может эффективно работать. Или учись, или что называется, до свидания
Президент РФ Д. А. Медведев
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "
В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....
Выступление на семинаре-практикуме: "Реализация интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин" доклад :"Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине химия"
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:· аудиторная;· внеаудиторная....
Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...
Cерия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению разработанных методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин
19 и 20 июля 2021 года пройдет серия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению разработанных методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин («Русский язык», «Ли...
Статья: "Методика преподавания общеобразовательной дисциплины "математика" с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО.
В статье приведены примеры задач с профессиональным содержанием для профессии : "повар, кондитер"....
Использование интерактивных интернет-платформ в рамках преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» при реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО
В данной статье говорится о преимуществах применения таких средств электронного обучения, как интерактивные интернет-платформы, на уроках иностранного языка в учреждениях СПО....
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности УГПС 19.00.00, 35.00.00, 36.00.00.
Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего...