Период адаптации студентов 1 курса
материал (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Период адаптации студентов.
Из опыта работы классного руководителя
Е.Н.Яковлева, преподаватель ГОУ СПО Кировского технологического колледжа.
Я мыслю себе XXI век как век развития
гуманитарной культуры,
культуры доброй и воспитывающей,
закладывающей свободу выбора профессии и
применение творческих сил.
Д.С.Лихачев.
Период адаптации студентов- первокурсников - один из главных вопросов в воспитательной работе колледжа. Приоритетность обусловлена тем, что студентам в этот период необходимо:
- адаптироваться к новому типу учебного коллектива;
- выработать собственное позитивное отношение к профессии;
- освоить новые учебные нормы, способы и приемы самостоятельной работы и ее оценку;
- освоить новые виды учебной деятельности (научную и практическую)
В связи с этим важными направлениями воспитательной работы этого периода являются:
- создание условий для становления мировоззрения и системы ценностей студентов;
- формирование профессиональной направленности воспитательной работы;
- развитие отношение сотрудничества студентов и преподавателей;
- воспитание культуры общения в учебном коллективе;
- формирование у студентов потребности в саморазвитии.
Вопросом адаптации первокурсников в колледже охвачены тесным взаимодействием: заместитель директора по воспитательной работе, заведующий дневным отделением, психолог, классные руководители групп нового набора и преподаватели, работающие в соответствующих группах. Ежегодно для классных руководителей проводятся школы педагогического мастерства, обращается внимание преподавателей на особенности и проблемы подросткового периода. Основными из них являются:
- Несформированность важнейших личностных качеств (способность к самоизменению, способность к выбору; ответственность, целенаправленность, самостоятельность).
- Отсутствие знаний, необходимых для профессионального самоопределения.
- Отсутствие потребности в профессиональном самообразовании, в выявлении своих способностей, интересов.
- Отсутствие осознанности мотивов выбора будущей профессиональной деятельности.
- Отсутствие гражданской и нравственной позиции.
В соответствии с задачами образования и воспитания, учитывая особенности подросткового возраста, в работе классным руководителем в течение первого адаптационного года организую и провожу мероприятия, различные по форме и содержанию. В соответствии с формой работы, проводимые мероприятия можно разделить на 2 группы: мероприятия внутри колледжа и мероприятия вне колледжа.
1.Мероприятия внутри колледжа включают в себя:
- работа с родителями;
- классные часы;
- сотрудничество, совместная деятельность классного руководителя с зам. директора по ВР, психологом;
- организация внеклассных мероприятий;
- работа литературного кружка.
2.Мероприятия вне колледжа:
- участие в городских и областных конкурсах;
- посещение культурных центров города (театры, музеи);
- совместные мероприятия и экскурсии.
Так, за 2009-2010 учебный год в группе КМ- 111(первый год обучения) были проведены:
- два родительских собрания, индивидуальные встречи классного руководителя, психолога и зам. директора по ВР с родителями;
- классные часы, в том числе первый классный час - знакомство - прошел на природе;
- организация внеклассных мероприятий: участие в конкурсе талантов « Новая волна» (2 призовое место); проведение праздника Дня народного единства- студенты группы подготовили литературно- музыкальную композицию по творчеству С.Есенина; выступление студентов на научно- практических конференциях, проводимых на базе колледжа: межрегиональная научно- практическая конференция « Молодежь и выборы» и I Студенческая конференция среди студентов колледжа; выступление студентов с литературно- музыкальной композицией, посвященной творчеству Ю.Друниной, приуроченной к 65- летию со Дня Победы;
- работа литературного кружка - студенты группы, интересующиеся поэзией и современной литературой, пишущие стихи и прозу получают возможность говорить о своем творчесве, обсуждать прочитанные книги. А с 2010 учебного года литературный кружок начал сотрудничество с литературной студией под руководством кировского писателя- Елены Наумовой;
- участие в городских и областных конкурсах: успешно студенты группы выступили на межрегиональной студенческой конференции « С чего начинается Родина», участвовали во Всероссийском конкурсе « Эрудит» и вошли в число 100 лучших учащихся России, а среди студентов колледжа трое студентов показали лучшие результаты; участвовали в областном « Конкурсе письма»;
- посещение культурных центров города (театры, музеи): музей им. Салтыкова-Щедрина, премьерные спектакли в театрах, студенты присутствовали и на открытии Театра Кукол. В библиотеке им. С.Щ.Салтыкова- Щедрина студентов познакомили с правилами пользования городской библиотекой и с лекцией на тему « Правовые аспекты выборов»;
- совместные мероприятия и экскурсии: экскурсия в воинскую часть была организована в рамках изучения предмета « Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках изучения литературы нетрадиционно прошло занятие, посвященное творчеству поэтов серебряного века, проходившее не в учебной аудитории, а на природе. Студенты готовили сообщения о жизни и творчестве поэтов, подбирали стихи и читали их. Запоминающейся экскурсией стала однодневная экскурсия в г. Слободской с посещением усадьбы Бакулева, краеведческого музея и других исторических мест города. В мае посетили музей поискового отряда « Долг» и участвовали в возложении цветов к вечному огню.
В дополнении к этому совместно со студентами группы организуются праздники и чаепития- Дни рождения, встреча Нового года.
В результате работы сложился коллектив группы, ориентированный на обучение и активную внеурочную деятельность.
В.А.Сухомлинский говорил: « Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Студенческий коллектив, ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование- гарант и успешной обучаемости, и дальнейшего применения этих потребностей в опыте дальнейшей жизни.
Литература:
- Васильева В.Г. Дубовская Г.В. Содержание комплекса мероприятий по адаптации первокурсников//Вопросы воспитания. Приложение № 6, 2010.
- Григорова В.К. Развитие творческой активности старших подростков: теоретический и научно- методологический подход//Вопросы воспитания № 1, 2010.
- Лихачев Д.С.О национальном характере русском//Вопросы философии 1990№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации студентов на первом курсе в системе СПО
Статья посвящена вопросам адаптации студентов первого курса, нетрадиционным педагогическим подходам в организации аудиторной работы студентов в процессе изучения математики....
Адаптация студентов первого курса
Адаптация студентов первого курса - презентация к докладу, Педагогический совет...
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...
Методическая разработка «Особенности психологической диагностики студентов 1 курса в период адаптации к колледжу»
Диагностика служит средством информационного обеспечения педагогов и классных руководителей о психологических особенностях студентов первокурсников и подчинена главной задвче - разработке прекомендаци...
Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"
В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...
Программа дополнительного образования "Адаптация студентов I курса"
Пояснительная записка Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных ...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса»
Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Для этого нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать пот...