Период адаптации студентов 1 курса
материал (10 класс) по теме

Яковлева Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon period_adaptacii_studentov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Период адаптации студентов.
Из опыта работы классного руководителя

Е.Н.Яковлева, преподаватель ГОУ СПО Кировского технологического колледжа.

Я мыслю себе XXI век как век развития

                                           гуманитарной культуры,

                                                                              культуры доброй и воспитывающей,

 закладывающей свободу выбора профессии и

                                                  применение творческих сил.

Д.С.Лихачев.

Период адаптации студентов- первокурсников  - один из главных вопросов в воспитательной работе колледжа. Приоритетность обусловлена тем, что студентам в этот период необходимо:

  1. адаптироваться к новому типу учебного коллектива;
  2. выработать собственное позитивное отношение к профессии;
  3. освоить новые учебные нормы, способы и приемы самостоятельной работы и ее оценку;
  4. освоить новые виды учебной деятельности (научную и практическую)

В связи с этим важными направлениями воспитательной работы этого периода являются:

  1. создание условий для становления мировоззрения и системы ценностей студентов;
  2. формирование профессиональной направленности воспитательной работы;
  3. развитие отношение сотрудничества студентов и преподавателей;
  4. воспитание культуры общения в учебном коллективе;
  5. формирование у студентов потребности в саморазвитии.

Вопросом адаптации первокурсников  в колледже охвачены тесным взаимодействием: заместитель  директора по воспитательной работе, заведующий дневным отделением, психолог, классные руководители  групп нового набора и преподаватели, работающие в соответствующих группах.  Ежегодно для классных руководителей проводятся школы педагогического мастерства, обращается внимание преподавателей на  особенности и проблемы подросткового периода. Основными из них являются:

  1. Несформированность важнейших личностных качеств (способность к самоизменению, способность к выбору; ответственность, целенаправленность, самостоятельность).
  2. Отсутствие знаний, необходимых для профессионального самоопределения.
  3. Отсутствие потребности в профессиональном самообразовании, в выявлении своих способностей, интересов.
  4. Отсутствие осознанности мотивов выбора будущей профессиональной деятельности.
  5. Отсутствие гражданской и нравственной позиции.

В соответствии с задачами образования и воспитания, учитывая  особенности подросткового возраста, в работе классным руководителем в течение первого адаптационного года организую и провожу мероприятия, различные по форме и содержанию. В соответствии с формой работы, проводимые  мероприятия можно разделить  на 2 группы: мероприятия внутри колледжа и мероприятия  вне колледжа.
1.Мероприятия внутри колледжа включают в себя:

  1. работа с родителями;
  2. классные часы;
  3. сотрудничество, совместная деятельность классного руководителя с зам. директора по ВР, психологом;
  4. организация внеклассных мероприятий;
  5. работа  литературного кружка.

2.Мероприятия  вне колледжа:

  1. участие в  городских и областных конкурсах;
  2. посещение культурных центров города  (театры, музеи);
  3. совместные мероприятия и  экскурсии.

Так, за 2009-2010 учебный год в группе КМ- 111(первый год обучения) были проведены:

  1. два родительских собрания, индивидуальные встречи классного руководителя, психолога и зам. директора по ВР с родителями;
  2. классные часы, в том числе  первый классный час - знакомство - прошел  на природе;
  3.  организация внеклассных мероприятий: участие в  конкурсе талантов « Новая волна» (2  призовое место); проведение праздника Дня народного единства- студенты группы подготовили литературно- музыкальную композицию по творчеству С.Есенина; выступление студентов на научно- практических конференциях, проводимых на базе колледжа: межрегиональная научно- практическая конференция             « Молодежь и выборы» и I  Студенческая конференция среди студентов колледжа; выступление студентов  с литературно- музыкальной композицией, посвященной творчеству Ю.Друниной, приуроченной к 65- летию со Дня Победы;
  4. работа  литературного кружка - студенты группы, интересующиеся поэзией и современной литературой, пишущие стихи и прозу получают возможность говорить о своем творчесве, обсуждать прочитанные книги. А с 2010 учебного года литературный кружок начал сотрудничество с литературной студией под руководством кировского писателя- Елены Наумовой;
  5. участие в  городских и областных конкурсах: успешно студенты группы выступили на межрегиональной студенческой конференции « С чего начинается Родина», участвовали во Всероссийском конкурсе       « Эрудит» и вошли в число 100 лучших учащихся России, а среди студентов колледжа трое студентов показали лучшие результаты; участвовали в областном « Конкурсе письма»;
  6. посещение культурных центров города  (театры, музеи): музей им. Салтыкова-Щедрина, премьерные спектакли в театрах, студенты присутствовали и на открытии Театра Кукол. В библиотеке им. С.Щ.Салтыкова- Щедрина студентов познакомили с правилами пользования городской библиотекой и с лекцией на тему « Правовые аспекты выборов»;
  7. совместные мероприятия и  экскурсии: экскурсия в воинскую часть была организована  в рамках изучения предмета « Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках изучения литературы нетрадиционно прошло занятие, посвященное  творчеству поэтов серебряного века, проходившее не в учебной аудитории, а на природе. Студенты готовили сообщения о жизни и творчестве поэтов, подбирали стихи и читали их. Запоминающейся экскурсией стала однодневная экскурсия в г. Слободской с посещением усадьбы Бакулева, краеведческого музея и других исторических мест города. В мае посетили музей поискового отряда « Долг» и участвовали в возложении цветов к вечному огню.

В дополнении к этому совместно со студентами группы организуются праздники и чаепития- Дни рождения, встреча Нового года.

 В результате работы сложился коллектив группы, ориентированный на обучение  и активную внеурочную деятельность.

В.А.Сухомлинский говорил: « Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Студенческий коллектив, ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование- гарант и успешной обучаемости, и дальнейшего применения этих потребностей в опыте  дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Васильева В.Г. Дубовская Г.В. Содержание комплекса мероприятий по адаптации первокурсников//Вопросы воспитания. Приложение № 6, 2010.
  2. Григорова В.К. Развитие творческой активности старших подростков: теоретический и научно- методологический подход//Вопросы воспитания № 1, 2010.
  3. Лихачев Д.С.О национальном характере русском//Вопросы философии 1990№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации студентов на первом курсе в системе СПО

Статья посвящена вопросам адаптации студентов первого курса, нетрадиционным педагогическим подходам в организации аудиторной работы студентов в процессе изучения математики....

Адаптация студентов первого курса

Адаптация студентов первого курса - презентация к докладу, Педагогический совет...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Методическая разработка «Особенности психологической диагностики студентов 1 курса в период адаптации к колледжу»

Диагностика служит средством информационного обеспечения педагогов и классных руководителей о психологических особенностях студентов первокурсников и подчинена главной задвче - разработке прекомендаци...

Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"

В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...

Программа дополнительного образования "Адаптация студентов I курса"

Пояснительная записка            Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных ...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса»

Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Для этого нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать пот...