Статья «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса»
статья (10 класс)

Немеш Марина Валерьевна

Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Для этого нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение СК

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

                                                          Доклад

НА ТЕМУ:

«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса»

                                                                       Разработана преподавателем

                                                                ЦМК ОГСЭ дисциплины

                                                                 Немеш М.В.

                                                                 Одобрено на заседании ЦМК

                                                                 «    »                     2021г.

                                                                 Протокол №

                                                                 Председатель ЦМК Мирзоян Е.В.

                                                               Ставрополь 2021

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса

 

Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Для этого нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный мир?

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

  • в новую социальную среду;
  • в учебно-познавательный процесс;
  • в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в колледж, – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее.

 В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но чаще всего – с ослабленным здоровьем и с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Таковы наши студенты – других у нас нет, но мы хотим работать с результатом.

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.

Специфика процесса адаптации в ссузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

  • Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
  • Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  • Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.

 Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей.

Обучение в колледже – один из этапов становление личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, педагогом – психологом  колледжа разработаны программы “Адаптация студентов нового набора”,                                     " Организация работы с несовершеннолетними студентами по адаптации", " Профилактика конфликтного поведения", программа адаптационного тренинга "Мы вместе", программа “Работа со студентами, имеющими низкую учебную мотивацию”, " Программа коррекционно – развивающей работы со студентами асоциального поведения". Преподаватели, кураторы осознавая трудности процесса адаптации создают для недавнего абитуриента развивающее образовательное пространство.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и мой колледж”, “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Считаю, что надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.

Работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования; собеседование заведующих отделениями, посвященные проблемам учебно-профессиональной перспективы, организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения  учебных занятий, целых учебных дней в группах; совещания,  педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:

  • определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка программ достижения успеха.

На основе результатов анкетирования определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию.

                            Список использованной литературы

1.Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69

2.Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.

3.Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").

4.Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.

5.Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.

6.Подласый И.П. Педагогика. –М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 574 с.

7.Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ".

Психологическая работа с детьми с ОВЗ имеет огромное значение....

Адаптация студентов первого курса

Адаптация студентов первого курса - презентация к докладу, Педагогический совет...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение,  преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психоло...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...