Программа дополнительного образования "Адаптация студентов I курса"
рабочая программа по психологии
Пояснительная записка
Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентиров личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются новые типы и формы межличностных связей и отношений.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ГБПОУ СПЦ №2. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
- Приспособление к новой системе обучения.
- Приспособление к изменению учебного режима.
- Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в СПЦ №2 выявляются следующие трудности:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3.Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками);
4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями;
6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности;
- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
- межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного
взаимодействия.
Специфика первого курса ни у кого не вызывает сомнений, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется Студент, закладывается фундамент на последующие годы.
Внедрение данной программы способствует:
- Оптимизации учебной деятельности студентов;
- Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям образовательного учреждения;
- Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья;
- Повышению организационной культуры образовательного учреждения;
- Организации внеклассной работы со студентами – первокурсниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobolnitelnogo_obrazovaniya_adaptatsiya_studentov_1_kursa.docx | 102.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 2»
Согласовано Утверждаю:
на методическом совете директор ГБПОУ СПЦ № 2
протокол № ___________С.В. Емельянов
от « ____»_______2016 «_____»_____________2016г.
Программа дополнительного образования
«Адаптация студентов I курса»
Разработал: О.Д. Леонова
Педагог-психолог
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа
1 курс, очной формы обучения
Срок реализации дополнительной образовательной программы
с 1.09. по 1.02.
Тымовское
2016
Пояснительная записка
Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентиров личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются новые типы и формы межличностных связей и отношений.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ГБПОУ СПЦ №2. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
- Приспособление к новой системе обучения.
- Приспособление к изменению учебного режима.
- Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в СПЦ №2 выявляются следующие трудности:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3.Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками);
4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями;
6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности;
- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
- межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного
взаимодействия.
Специфика первого курса ни у кого не вызывает сомнений, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется Студент, закладывается фундамент на последующие годы.
Внедрение данной программы способствует:
- Оптимизации учебной деятельности студентов;
- Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям образовательного учреждения;
- Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья;
- Повышению организационной культуры образовательного учреждения;
- Организации внеклассной работы со студентами – первокурсниками.
Цель программы – создание условий для успешной адаптации студентов первого курса к условиям обучения в Сахалинском политехническом центре №2.
Задачи:
- Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество;
- Исследовать готовность студентов нового набора к производственной деятельности;
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
- Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
- Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой;
- Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
Формы работы:
- Анкетирование;
- Социологические опросы;
- Проведение психологической диагностики;
- Лекционно-практические занятия;
- Тренинги;
- Ролевые и ситуативные игры;
- Дискуссии;
- Беседы;
План
Номер занятия | Наименование мероприятия и форма проведение | Кол-во часов | Ответственный |
1 | Программа «Давайте познакомимся» | 1 | психолог |
2 | Анкетирование студентов по выявлению творческих интересов | 1 | психолог |
3 | Анкетирование студентов по выявлению уровня комфортности проживания в общежитии | 1 | психолог |
4 | Анкетирование мастеров групп «Ваш взгляд на адаптацию первокурсников» | 1 | психолог |
5 | Тестирование студентов на выявление смысловых ориентаций (СЖО) (тест Д.А. Леонтьева, адаптирован Дж. Крамбо и Л. Махолика) | 1 | психолог |
6 | Проведение тренинга адаптивности или личностного роста студентов 1 курса | 11 | психолог |
7 | Тестирование студентов по выявлению уровня удовлетворенности результатами зимней сессии | 1 | психолог |
8 | Тестирование студентов на выявление социально-психологической адаптированности (тест СПА К. Роджерса и Р. Даймонда) | 1 | психолог |
9 | Итоговое исследование уровня адаптации студентов - первокурсников | 1 | психолог |
10 | Анкетирование мастеров по выявлению уровня сплоченности коллектива после реализации программы адаптации студентов - первокурсников | 1 | психолог |
11 | Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в СПЦ №2 студентов-первокурсников | 2 | психолог |
ИТОГО | 22 |
Содержание программы.
Ролевая игра «Давайте познакомимся»
1. Знакомство студентов в группе - знакомство студентов друг с другом c одновременным высказыванием собственного суждения o путях и мотивах выбора профессии.
Схема знакомства и обсуждения (на выбор):
- Представление себя. Все участники сходятся в круг, им предлагается представиться и рассказать о себе, своих ожиданиях, связанных с учебой в институте и студенческой жизнью, о будущей профессии.
- Каждый участник должен взять лист бумаги, написать в верхней части листа свое имя, затем разделить его на две части вертикальной чертой. Левую отмечаем знаком «+», а правую «-». Под «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, людях, в себе и т.д.), а под знаком «-» то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире. Затем все зачитывают свои записи вслух (можно положить эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь и читая записи друг у друга).
- Задание: каждый из участников тренинговой команды в течение 5 минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом. А должен будет назвать, нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя.
- Игра – две правды, одна ложь. Каждый участник пишет три факта о себе, две правды и одну ложь. Другие участники должны угадать, где правда, а где ложь.
- Конверт откровений. Ведущийпредлагает каждому студенту вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу (обычно такое желание возникает у самих участников). Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать, каковы их ценности, убеждения и т.д.
Примерные вопросы:
1.Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в него?
2.Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?
3.Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали?
4.Если бы вы в течение одного дня были невидимы, то как бы вы этим воспользовались?
5.Ваша любимая книга?
6.Какого человека вы считаете великодушным?
7.По каким критериям вы выбираете себе друзей?
8.В какой стране вы хотели бы жить?
9.Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели?
10.Чем вы любите заниматься в свободное время?
11.Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили?
12.Твой любимый учебный предмет?
13.Есть ли у тебя в классе друзья?
Если да, то назови их. За что ты их ценишь?
14.Твой любимый вид отдыха?
15.Кем ты хочешь стать?
16.Какую бы оценку ты поставил себе за поведение и почему?
17.Каким ты видишь свое будущее?
18.Что тебе больше всего не нравится в жизни класса?
19. На какой урок ты идешь с плохим настроением?
20.Что бы ты изменил в оформлении классного кабинета?
21.Что ты больше всего не любишь в нашем классе?
22.С кем бы из класса ты пошел в поход и почему?
23.Назови твое самое любимое место в школе, городе, дома.
24.На кого из известных героев книги (фильма) ты хотел бы быть похожим(ей) и почему?
25.Какое поручение в классе ты выполнял с радостью, а какое с нежеланием?
2. Задание - закончить предложение.
Моя учеба в СПЦ №2- это ... Больше всего я люблю ...
Моя будущая профессия – это …
Таким образом, можно проанализировать представление первокурсников об учебе, о своей профессии и предпочтения, интересы студентов.
3. Упражнения и игры на сплочение, творческую активизацию
и сотрудничество (на выбор).
Разделение на команды.
Для большинства игр и упражнений потребуется разделять участников на команды. Это можно сделать следующим образом, взяв несколько разных почтовых открыток по количеству команд (то есть, если три команды, то три открытки), разрезать каждую на такое количество частей, сколько требуется членов команд. Перемешать открытки в «шапке», и предложить каждому вытянуть себе одну часть открытки. Далее студенты, собирая по своим частям открытки, разбиваются по командам. В первую команду входят студенты, собравшие из частей первую открытку, во вторую – студенты, собравшие вторую открытку и т.д.
«Строим башню»
Для проведения этой игры необходимо разделить участников группы на несколько команд по 6-8 человек. Каждой команде раздать 2 чистых листа формата А4, клей для бумаги и ножницы. Теперь необходимо озвучить задание «цель данной игры – из имеющихся материалов построить башню, любую, но она должна получиться выше, чем у соперников и стоять вертикально, без посторонней помощи». Перед тем как начать, дайте каждой команде 5 минут на то, чтобы они продумали вариант постройки, и только после этого давайте команду старт. Предупредите участников, что время не ограниченно, поэтому скорость постройки роли не играет, важно чтобы башня стояла и была как можно выше. Поэтому игру нельзя останавливать до тех пор, пока не закончит последняя команда. Как правило, на всю игру достаточно 20 минут. В ходе этой игры, куратор, наблюдая за деятельностью участников каждой команды, легко определит наиболее активных студентов-лидеров.
После этого каждая команда должна выбрать одного участника, который расскажет про свою башню, а также попробует высказать свое мнение, почему башня получилась выше или ниже.
Анкета № 1 первокурсников ГБПОУ СПЦ №2
Адаптация учащихся первого курса
Фамилия____________________________ Имя ______________________Группа________________
1. Почему вы выбрали СПЦ №2?
a) учились родители
b) по совету взрослых
c) по совету друзей
d) мечтал поступить в СПЦ №2
e)собственное решение
2. Что привлекло в выбранной профессии?
a) выбрал случайно
b) считаю престижной
c) позволит продолжить обучение
d) специальность понадобится для будущей профессии
e)другое
3. Наличие творческих способностей
a) есть
b) нет
c) если есть, укажите_________________________________________
4. В каких формах студенческой жизни Вы хотели бы принять участие(возможны несколько вариантов ответов):
a) в работе студенческого актива
b) В спортивных секциях
c) в художественной самодеятельности, КВНах
d) Ваш вариант ответа_____________________________________________
e)нигде
5.Первое впечатления от начала студенческой жизни(возможны несколько вариантов ответа):
a) хорошие впечатления от учебного процесса
b) хорошие впечатления от общественной жизни
c) очень высокие учебные требования
d) пока ничего определенного сказать не могу
e)ваш вариант ответа_____________________________________
6. Укажите проблемы, возникшие в Вашей студенческой жизни(возможны несколько вариантов ответов):
a) трудности адаптации к нормам студенческой жизни
b) трудности в общении с преподавателями, однокурсниками, ребятами в общежитии
c) материальные проблемы
d) требуется помощь при подготовке к занятиям
e)нет проблем
f) другое____________________________________________________
7. Чему бы Вы хотели дополнительно научиться? (возможны несколько вариантов ответов):
a) правильно организовать свое время
b) быть более уверенным в себе
c) принципам и правилам эффективного общения
d) Ваш вариант ответа________________________________________________________
e)ничему
8. Какая форма общения с психологом Вас наиболее приемлема( если есть в этом необходимость):
a) индивидуальные консультации
b) психологические тренинги
c) нет ответа
Анкета № 2 первокурсников ГБПОУ СПЦ №2
Просим Вас принять участие в анкетировании, цель которого выявить ваши творческие интересы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.
1.Назовите Вашу фамилию, имя _________________________________________________;
2. Специальность ____________________________________________________;
3. Каковы Ваши творческие интересы:
а) театр
б) танцы
в) пение (сольно, хоровое, в ансамбле)
г) рисование
д) другие
3. Какие народные ремесла Вас увлекают?
а) резьба по дереву;
б) плетение;
в) вязание.
4. Что Вам ближе в литературном, поэтическом творчестве?
а) собственное творчество;
б) художественное чтение;
в) иллюстрирование.
5. В каких кружках Вы занимались?
а) театральном;
б) музыкальном;
в)танцевальном.
6. Хотели бы Вы работать в группе организаторов?
а) конкурсов (каких?);
б) вечеров (каких?);
в) дискотек.
7. Увлекаетесь ли Вы коллекционированием?
а) марок;
б) фотографий;
в) иного
8. Обучались ли Вы музыке?
а) да (укажите музыкальный инструмент) _________________________________________;
б) нет.
9.Закончили ли Вы музыкальное учебное заведение?
а) музыкальную школу
б) музыкальное училище
в) нет
10. Обладаете ли Вы даром исполнителя?
а) да
б) нет
11. Ваше отношение к спорту и туризму: ________________________________________
- В каких спортивных секциях или кружках Вы занимались? _____________________
____________________________________________________________________________
- В какой спортивной секции Вы хотели бы заниматься в СПЦ №2?
______________________________________________________________
- Что Вы могли бы предложить организаторам внеучебной работы нашего учреждения?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата заполнения анкеты «__» ___________ 200_г.
Благодарим за искренность Ваших ответов
Анкета № 3 первокурсников ГБПОУ СПЦ №2.
Дорогой первокурсник! Мы заботимся о том, что бы все поселившиеся в общежитие студенты чувствовали себя комфортно. С этой целью предлагаем вам откровенно ответить на вопросы нашей анкеты. Выберите вариант ответа или ответьте да / нет.
- Этаж ____;
- № комнаты _____;
- Сколько человек в комната ____;
- Ваш возраст ____ полных лет;
- Возраст соседей по комнате (подчеркнуть нужной чертой, имея ввиду каждого соседа по очереди)
а) старше б) такой же, как мой в) младше
- Предпочли бы Вы проживать совместно с сокурсниками или безразлично?
а) хотел бы жить с сокурсниками;
б) все равно.
- Удовлетворяет ли Вас санитарное состояние комнат?
а) да б) не очень в) нет
- Удовлетворяет ли расположение вашего места и вещей в комнате?
а) да б) не очень в) нет
- Есть ли холодильник, которым Вы можете пользоваться?
а) да в) нет
- Есть ли возможность смотреть телевизор?
а) да в) нет
- Удовлетворяют ли Вас условия на кухне?
а) да в) нет (что именно не удовлетворяет) _____________________
_______________________________________________________________
- Удовлетворяет ли санитарное состояние туалета?
а) да в) нет (что именно не удовлетворяет) _____________________
_______________________________________________________________
- Устраивает ли график работы душа?
а) да в) нет (что именно не удовлетворяет) _____________________
_______________________________________________________________
- Наладили ли Вы контакт с соседями по комнате?
а) хорошо б) не очень в) не наладили
- Распределены ли обязанности по быту комнаты?
а) да в) нет
- Удовлетворены ли Вы этим распределением?
а) да в) нет
- К кому Вы обратитесь со своими проблемами по общежитию?
а) к организатору по социально-воспитательной работе
б) к коменданту общежития
в) соседям по комнате
г) к воспитателям общежития
д) к старосте этажа
е) к друзьям по общежитию
д) другим людям ____________________________________________.
- Как Вы оцениваете свой быт в общежитии?
А) отлично;
б) хорошо;
в) терпеть можно
г) сильно разочарован;
д) ужасно плохо
- Назовите свою фамилию, имя ______________________________________________
Анкета № 4
для мастеров групп первокурсников
1. Известно, что система образования в СПЦ №2 отличается от школьной. По – Вашему, существенен ли для первокурсников переход от одной системы к другой? ___________________________________________________________
2. Какие трудности могут возникнуть в связи с переходом к новой системе образования? _________________________________________________________
3. Как Вы считаете, в чем причина неспособности студента – первокурсника включиться в учебную деятельность в СПЦ №2 у некоторых первокурсников?
4. К какому времени формируется группа как коллектив? _____________________
5. Какие трудности могут возникнуть в процессе формирования учебного коллектива? __________________________________________________________
6. Чем, на Ваш взгляд, можно помочь сплочению группы? ____________________
7. Какие проблемы (личностного плана, а также связанные с учебной деятельностью) могут возникнуть у первокурсников? ______________________
8. Могут ли возникнуть проблемы у иногородних студентов? Какие? ____________
9. В какой помощи они могут нуждаться? ___________________________________
10. Существует ли необходимость в дополнительных мероприятиях (и каких?) для обеспечения успешной адаптации первокурсников? ________________________
Тест смысловых ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
(адаптирован Дж. Крамбо и Л. Махолика)
Каждый тестируемый пишет на бланке свои ФИО, пол, возраст, образование.
Инструкция к тесту.
Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).
1 | Обычно мне очень скучно | Обычно я полон энергии | |
2 | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |
3 | В жизни я не имею определенных целей и намерений | В жизни я имею очень ясные цели и намерения | |
4 | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной | |
5 | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие | |
6 | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заниматься | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами | |
7 | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал(а) | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал(а) | |
8 | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано | |
9 | Моя жизнь пуста и неинтересна | Моя жизнь наполнена интересными делами | |
10 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал(а), что она была вполне осмысленной | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал(а), что она не имеет смысла | |
11 | Если бы я мог выбирать, тоя бы построил свою жизнь совершенно иначе | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас | |
12 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойство и растерянность | |
13 | Я человек очень обязательный | Я человек совсем не обязательный | |
14 | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать, на выбор влияют его природные способности и обязательства | |
15 | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком | |
16 | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей | В жизни я нашел свое призвание и цели | |
17 | Мои жизненные взгляды еще не определились | Мои жизненные взгляды вполне определились | |
18 | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни | |
19 | Моя жизнь в моих руках, и я управляю ею | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями | |
20 | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неопрятности и переживания |
Оценочная шкала к тесту
шкала | Мужчина | Женщина | ||
средний показатель | допуск | средний показатель | допуск | |
1- цели | 32,9 | 5,92 | 29,38 | 6,24 |
2-процесс | 31,09 | 4,44 | 28,80 | 6,14 |
3-результат | 25,46 | 4,30 | 23,30 | 4,95 |
4-ЛК-Я | 21,13 | 3,85 | 18,58 | 4,30 |
5-ЛК-жизнь | 30,14 | 5,80 | 28,70 | 6,10 |
Общий показатель СОЖ | 103,10 | 15,03 | 95,76 | 16,54 |
Ключ к тесту
Цели в жизни: 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность: 1,2, 4, 5, 7, 9,
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией: 8, 9, 10, 12, 20.
Логус контроля – Я ( Я – хозяин жизни): 1, 15, 16, 19.
Логус контроля – жизнь или управляемость жизни: 7, 10, 11, 14, 18.
Тренинг адаптивности или личностного роста студентов 1 курса
Социально – психологический тренинг способствует решению проблемы адаптации и в полной мере, поможет стабилизировать психическое состояние студентов, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, также сформировать навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала.
В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и более эффективному усвоению знаний и выработке умений и навыков саморегуляции.
Занятие 1.
Цели:
- Выявление лидеров группы, отслеживание групповой динамики.
- Выявление значимых событий в жизни для студентов
- Игра «Адаптация». Данная игра проводится на выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы
Задание №1. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись 3 минуты. Определяется пять самых ярких представляющих, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Задание № 2. «Хорошо ли мы знаем друг друга?»
Все студенты (слушатели) по команде преподавателя должны быстро построиться в шеренгу: а) по росту; б) по алфавиту (первой букве имени или фамилии); в) по цвету глаз или волос и т.д.
Задание № 3. «Мне нравится, когда меня зовут...».
Преподаватель бросает каждому члену группы мяч три раза: первый раз просит назвать свое имя, второй — как ему нравится, чтобы его называли, третий — как не нравится.
Задание № 4. «Комплименты».
Инструкция преподавателя: «Возьмем в руки мячик и бросим его — ловите! — тому, для кого у нас припасены комплименты и лестные замечания. Постарайтесь разнообразить их палитру, не повторяйтесь. Только будьте искренними. Получше приглядитесь к друзьям и убедитесь: у каждого есть чему поучиться. Поделитесь своими впечатлениями».
2. «Интервью».
Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов. Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли или любые другие. Например, вопросы как студенту, как будущему учителю, как сыну (дочери) и т.д.
Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.
3. «Полет на Марс». «Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только три 3-х местных номера, два 2-х местных номера и 1 одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить» (количество номеров и комнат может меняться, в зависимости от количества студентов в группе).
Занятие 2. «Моя жизненная цель»
Упражнение 1. «Постановка цели»
Цели:
- показать участникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей;
- помочь каждому участнику осознать роль цели в жизни каждого человека.
Время проведения: 15-20 минут.
Краткое описание: Дискуссия о роли цели, представления о будущем в жизни человека. Предлагается каждому участнику определить свою жизненную цель; ответить на вопросы: чего ты хочешь; как научиться формировать свои цели; как фиксировать это в своем сознании?
Ведущий: Итак, возьмите карандаш и бумагу. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась; с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти; с теми вершинами, на которые вы хотели бы подняться. Начните со списка того, о чем вы мечтаете: кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и заставьте свой карандаш беспрерывно работать. По возможности сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга. Записывая цель, которую вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам (записать на доске):
- позитивность: формулируйте свои мечты в позитивных терминах, т.е. не пишите, чего бы вы не хотели, а только то, к чему вы стремитесь;
- конкретность: будьте предельно конкретны; постарайтесь ясно представить себе, как цель выглядит, как «пахнет», как «звучит», какова «на ощупь». Чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно мобилизует ваш мозг для достижения цели;
- результативность: постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели; что вы будете тогда чувствовать; что и кто будет вас окружать; как это будет выглядеть; как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
- собственность: важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас: не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать, и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
- безвредность: спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим: ваши результаты должны приносить пользу и вам, и другим, они должны быть «экологически чисты».
Эти пять правил надо помнить и учитывать и в дальнейшей работе. Возьмите лист бумаги, представьте, что это ваша жизнь, и поставьте точку, которая будет обозначать вас в этой жизни. А теперь поставить другую точку, обозначающую вашу цель. Это понадобиться вам для следующего упражнения.
Завершение упражнения:
- Смогли ли вы правильно сформулировать свою цель? (если у студентов возникли проблемы с формулированием цели, куратору необходимо оказать помощь в постановке правильной цели)
Упражнение 2. «Препятствия»
Цель: Определение и разбор проблем, которые могут возникнуть при реализации цели.
Время проведения: 15-20 минут.
Ведущий: Возьмите бумагу, где обозначены в виде точек ваше положение в жизни и цель, которую вы хотели бы достичь. Теперь соедините эти две точки в произвольной форме. Далее ведущий объясняет значение проведенной линии.
Одна прямая линия: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца; упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Такие люди – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения у них систематизированы, разложены по полочкам.. Это эрудиты, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – их сильная сторона. Чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться у них до крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статуса – кво, «Прямые» вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают им быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Ломаная прямая линия символизируют лидерство. Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Очень уверенны в себе, хотят быть правыми во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других, делает «Ломаных» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех. Такой человек часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Очень не любит оказываться неправым и с большим трудом признает свои ошибки… «Ломаные» стремятся достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру… Главное отрицательное качество «Ломаных» - сильный эгоцентризм, направленность на себя. «Ломаные» на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в соблюдении моральных норм и могут идти к своей цели «по головам» других. Ломаные заставляет все и всех вращаться вокруг себя -без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Волнистые линии означают заинтересованность, прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность – люди, их благополучие. «Волнистые» чаще всего служат тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизируют группу. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально откликаться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к «Волнистым». «Волнистые» великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознавать притворщика, обманщика… Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для «Волнистых» нет ничего более тяжелого, чем вступить в межличностный конфликт. Они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Однако в одном «Волнистые» проявляют завидную твердость: если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценность, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что «Волнистые» - прирожденные психологи.
Теперь укажем ваши препятствия. Отметьте их пунктирами. В нескольких тезисах сформулируйте, что прямо сейчас препятствует вам иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возможно, вы не умеете планировать ваше время, или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Эти препятствия запишите на листе в тех отрезках линии, где они могут быть.
Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, «излюбленные» стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.
Занятие 3. «Моя жизненная цель» (продолжение)
Упражнение 1. «Ресурсы»
Цель: познакомить с возможностями человека вообще и индивидуальными возможностями участников тренинга в частности.
Время проведения: 10-15 минут.
Ведущий: Продолжим наше занятие «Мои жизненные цели». Вспомните, пожалуйста, о тех целях и ограничениях которые Вы для себя определили на предыдущем занятии. Теперь составим список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете. Опишите те, что у вас уже есть. Это могут быть какие-то черты характера; друзья, которые вас поддержат и вам помогут; финансовые ресурсы; уровень вашего образования; ваша энергия; наконец, время, которым вы располагаете, и т.п. Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени – надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно также, для того чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о своих ресурсах.
Упражнение 2. «План реализации цели»
Цель: научить планировать свои действия.
Время проведения: 10-15 минут.
Ведущий: Составьте черновик пошагового плана для достижения цели. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь, включая то, что вы можете сделать по этому плану уже сегодня. Можно начать с того, что подумав о цели, решить: что самое первое надо сделать, чтобы ее достичь? Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь: что мешает уже сегодня иметь все то, к чему я стремлюсь. Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Упражнение № 3 «Стратегия успеха»
Цель: разработать стратегию достижения успеха.
Время проведения: 10-15 минут.
Краткое описание: Участники должны попытаться смоделировать образец человека, который уже достиг того, к чему они стремятся.
Ведущий: Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут быть и просто известные люди, добившиеся выдающихся успехов. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих (пятерых) собирается дать вам совет, как достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут? Запишите первое, что придет в голову.
Занятие 4.
Цель: выявление лидеров, отслеживание групповой динамики.
Игра «Лидер-организатор». У каждого студента в группе 3 визитки со своим именем. Их необходимо раздать тем, кого Вы считаете своим другом, на кого можно положиться в трудной ситуации. Лидеры выявляются всей группой. Для них предлагаются конкурсы.
Конкурс №1. Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) коллективное творческое дело. Каждый студент выбирает то дело, за которое отдаст свой голос.
Конкурс №2. Ведущий дает задание сагитировать всех студентов участвовать в придуманном лидером коллективном творческом деле.
Конкурс № 3.Лидер должен познакомить студентов с планом организации придуманного им дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс № 4. Лидер должен подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценить.
Конкурс № 5. Каждый студент группы должен продолжить фразу: «Если меня выберут..., то я...№.
Занятие № 5.
Упражнение 1. «Идеальный день».
Цель: выявление негативных сторон в эмоциональной сфере студентов – первокурсников
в процессе адаптации к обучению в СПЦ №2.
Время проведения: 15-20 минут
Ведущий: Вспомните случай из своей жизни, когда вы пережили абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки. Запишите на листе бумаги свои ощущения, чувства.
Далее, вспомните случаи из своей жизни, в период своего обучения в СПЦ №2 за 2 месяца, когда вы пережили абсолютное разочарование. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, звуки, переживания, которые ее создают. Запишите на листе бумаги свои ощущения, чувства.
Упражнение 2. «Теплое место»
Цели:
- развитие умения давать партнеру позитивную обратную связь;
- способствовать повышению адаптации студентов.
Время проведения: 10-15 мин.
Краткое описание:
Каждый участник по очереди выходит в центр круга, садится и называет неприемлемую для себя ситуацию, связанную с обучением в СПЦ №2 в которой он находится в данное время или находился совсем недавно.
Остальные участники по очереди дают обратную связь: называют положительные стороны этой ситуации.
Завершение упражнения:
- Что вы чувствовали, находясь в центре круга? (отвечает каждый участник).
- Зачем по вашему мнению необходима положительная обратная связь?
Занятие № 6 . «Контакт с самим собой»
Цели:
- развитие чувства ответственности перед самим собой;
- развитие способности самоанализа
- осознание личных мотивов жизнедеятельности;
- повышение самооценки.
Время проведения 30 минут.
Краткое описание: Дается инструкция для заполнения бланка контакта. Организуются максимально удобные условия для психологического комфорта и возможности сосредоточения на содержание контакта.
Упражнение 1. «Личный контакт-обязательство»
Я, ______________________________________________________, осознаю, что:
1. Мне нравится мое имя и следующие созвучные с именем определения моей сущности:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
2. Мне нравится мое настоящее «Я», особенно следующие черты:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
3. Я очень хочу расти и развиваться. Вот те изменения, которые уже произошли во мне и являются моими достижениями:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
4. Это очень полезные открытия, и я хочу идти дальше к новым целям:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
5. Я способен действительно добиться этого. Поэтому я стремлюсь к новым изменениям, чтобы обогатить свою жизнь и радоваться ей. Продолжая развиваться, я намерен:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
6. Мне радостно сознавать, что теперь я сам выбираю свой собственный стиль жизни. Это позволяет мне двигаться к полному осуществлению своих желаний и занять по праву принадлежащее мне место в мире. Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми – как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.
Я уважаю следующих людей:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
7. Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.
Я люблю следующие дела:
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.
9.Необходимо прочесть утверждения и проставить знаки (+ или х,) напротив тех, которые, по Вашему мнению подходят именно Вам:
Все мною сказанное – о моих способностях, целях, правах и обязанностях – правда.
Я принимаю себя таким, какой есть.
Я принимаю себя таким, каким хочу быть.
Я уважаю свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
Я люблю себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек – единственный в своем роде, другого такого на земле нет.
Я достоин любви и уважения!
Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить себе принять эту любовь.
Я могу позволить другим людям уважать меня.
Я уважаю свое время: время-это жизнь.
Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие.
Я позволяю себе быть таким, какой есть; я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.
Я не жду, что кто-то вернет мне мое самоуважение – только я сам могу с этим справиться.
Именно сегодня:
- меня постигает счастье. Счастье заключено внутри меня, оно не является результатом внешних обстоятельств. Я счастлив настолько, насколько полон решимости быть счастливым _________________________________________________________________;
- я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, обстоятельства моей жизни такими, как они есть ____________________________________________________________________________;
- я позабочусь о своем организме: буду делать зарядку, ухаживать за своим телом, избегать вредных привычек ____________________________________________________;
- я уделю внимание развитию своего ума; изучу что-то новое для себя или научусь чему-нибудь полезному ____________________________________________________________;
- я займусь нравственным самосовершенствованием: сделаю что-то хорошее конкретному человеку, полезное для него, и выполню два дела, которые мне не хочется делать ____________________________________________________________________________;
- я буду ко всем доброжелательным, щедрым на похвалы и комплименты _____________
____________________________________________________________________________;
- я буду жить только нынешним днем, не стремясь решить проблему всей моей жизни сразу _______________________________________________________________________;
- я намечу программу своих дел, составлю план на день ____________________________
____________________________________________________________________________;
- я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслаблюсь;
- я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня _________________________
_____________________________________________________________________________.
Если возникли противоречия во время работы с утверждениями, которые касаются именного сегодняшнего дня, Вы можете записать их в пустые строчки.
Занятие 7- 9 (вариации по выбору)
Цель:
- Активизация процесса самопознания и самовоспитания
- Развитие умения составлять стратегический и оперативный план своей жизни, определять главные и второстепенные цели.
1. Задание - сочинение на тему «Это Я». B данной работе
студентам необходимо описать личные черты, определяющие успех, из многообразия собственных достоинств назвать наиболее значимые для себя.
2. Заполнение карты «Принятие себя»
Мои недостатки | Мои достоинства |
3. Устная анкета
1. Какие традиции существуют в Вашей семье, передаваясь из поколения в поколение:
2. Знаете ли Вы историю своего рода: кто были Ваши предки, чем они занимались?
3. Какие национальные, семейные традиции Вы бы хотели возродить или перенести в свою собственную семью?
4. Задание «История моей жизни»: каждый студент пишет в свободной форме, в любом жанре историю своей жизни.
5. Задание «Моя родословная»: составить генеалогию своей семьи, узнать кем были, когда жили их бабушки и прабабушки.
6. Задание «Будущая автобиография»: студентам необходимо написать о том, как может сложиться собственная жизнь в будущем - ближайшем, отдаленном.
7. Задание «Портрет»: студентам необходимо описать кого - либо из присутствующих, не используя указания пола и физических признаков. Ведущий группы зачитывает описание группе, которая должна угадать, с кого писался портрет. Ведущий должен проанализировать информацию о человеке, которая наиболее отражает его в группе.
8. Задание «Копилка обид и тревог». Каждый записывает на листе бумаги свою обиду, тревогу, проблему. Ведущий анализирует, какие из них связаны с взрослением, психологическими особенностями юношеского возраста, проблемами адаптации в СПЦ №2.
9. Составление программы самовоспитания:
Цели и задачи самовоспитания | На месяц | На полгода |
На год | На 5 лет | |
10. Вопросник для активизации процесса самостоятельного анализа проблем.
Стратегический жизненный план
- Что в жизни Вы считаете достойной целью?
- Каким бы Вы хотели видеть себя через 50 лет?
- Если бы Вы узнали, что жить Вам остается еще только 10 лет, как бы хотели провести эти годы?
- Если бы Вы узнали, что жить Вам остается только 1 год, как бы Вы хотели провести этот год?
- Если бы Вы узнали, что Вам осталось жить всего месяц, как бы Вы хотели провести этот месяц?
- Что для Вас самое важное в жизни:
Цели | Степень важности | Степень реализации | Что мешает реализации | Что помогает реализации |
Активная деятельная жизнь | ||||
Жизненная мудрость | ||||
Здоровье | ||||
Интересная работа | ||||
Красота природы и искусства | ||||
Любовь | ||||
Материальное благополучие | ||||
Наличие хороших и верных друзей | ||||
Хорошая обстановка в стране | ||||
Сохранение мира на Земле | ||||
Уважение окружающих | ||||
Повышение своей культуры | ||||
Развитие интеллекта | ||||
Равенство и братство всех | ||||
Независимость оценок и суждений | ||||
Свобода как независимость действий | ||||
Счастливая семейная жизнь | ||||
Возможность творчества | ||||
Уверенность в себе | ||||
Удовольствия, развлечения | ||||
Экологическая безопасность |
7. Чего бы Вы хотели добиться в жизни?
8. Какую цену Вы согласны заплатить за реализацию своей цели? Чем бы Вы пожертвовали за реализацию своей цели?
9. Что вы больше всего в себе цените?
10. Отчего в себе Вы хотели бы избавиться?
11. Готовы ли Вы к преодолению препятствий, которые будут появляться у Вас в жизни?
Оперативный жизненный план.
1. Что в ближайшем году Вы считаете для себя самым важным? Как это связано с Вашей основной целью?
2. Какие изменения в Вашей жизни Вы хотели бы видеть через год? Что для этого надо сделать? Какие изменения в Вашей жизни Вы хотели бы видеть через месяц? Что для этого надо сделать?
3. Какие качества вы считаете своими:
- аккуратность
- воспитанность
- высокие притязания и запросы
- жизнерадостность
- независимость
- непримиримость к недостаткам в себе и других
- образованность
- ответственность
- рационализм
- смелость в отсутствии мнений и взглядов
- твердая воля
- терпимость и умение прощать
- смелость в действии
- широта взглядов (понимание и уважение других)
- честность
- трудолюбие
- чуткость
4. Какие качества признают в Вас Ваши друзья? (Пусть Ваши друзья отметят наличие качеств по приведенному выше списку).
5. У Вас есть круг друзей? Что Вас объединяет?
6. С кем Вам легко общаться, а с кем - трудно?
7. С кем у Вас чаще всего возникают конфликтные ситуации? Какие Ваши особенности мешают другим взаимодействовать с Вами?
8. За что Вам симпатизируют, за что Вас можно любить?
9. В чем проявляется Ваша уникальность?
Анкета № 5 студентов – первокурсников ГБПОУ СПЦ №2
Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.
Заполненную анкету просим сдать старосте группы в недельный срок. Старосту просим сдать в отдел организационно-воспитательной работы со студентами.
- Ваша оценка прошедшей сессии:
а) прошла очень трудно, результатами неудовлетворен;
б) прошла трудно, но результатами доволен;
в) прошла без напряжения, результаты хорошие;
г)прошла легко, результаты низкие, преимущественно «уд»;
д) не все экзамены сданы в сессию.
- Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, помешали добиться хороших результатов в прошедшей сессии:
а) ничего не мешало, результаты соответствуют моему уровню;
б) помешала болезнь, недомогание в самый неподходящий период;
в) помешали семейные обстоятельства, сложные отношения с родителями, необходимость помогать семье материально (подчеркнуть);
г) работал по собственной инициативе, из желания быть независимым, обеспеченным;
д) просто не сумел организовать свой труд в учебе;
е) много времени затратил на другие увлечения, на друзей, на отдых, на развлечения
- Как Вы провели зимние каникулы:
а) сдавал долги по сессии, отдохнуть не удалось;
б) работал ( по необходимости, по собственному желанию);
в) уезжал к родственникам;
г) отдыхал по путевке в доме отдыха, пансионате (подчеркнуть).
- Ваше настроение в начале очередного семестра:
а) готовы с удовольствием продолжить обучение;
б) спокойное; уверены, что все будет в порядке на Вашем уровне;
в) расстроены, ибо прошедшая сессия показала, что у Вас есть проблемы в обучении;
г) подавлены, не уверены в том, что следующий семестр сложится благополучно;
д) готовы принять решение о прекращении обучения, ибо затягивать такое положение еще на годы бессмысленно и мучительно;
е) почувствовал себя сильным в учебе и подумываю, не перейти ли в другой институт, престижнее СПЦ №2, если там возьмут меня.
- Кого Вы видите своими помощниками в преодолении трудностей в учебе:
а) надеетесь только на себя;
б) надеетесь на родителей;
в) товарищей по учебе;
г) директора и работников СПЦ №2;
д) мастера группы;
е) других лиц.
- Ваши взаимоотношения с преподавателями:
а) хорошие, взаимно доброжелательные;
б) считаете, что преподаватель Вас не понимет;
в) комплектуете в общении с отдельными преподавателями.
- Назовите Ваших любимых преподавателей по итогам прошедшего семестра:_____________________________________________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________;
- Кому из преподавателей Вы хотели бы выразить некоторое неудовольствие, замечания по ведению занятий, по приему зачетов и экзаменов, по отношению к студентам: _______________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________;
- Вы сделали для себя предварительный вывод:
а) вам нравится СПЦ №2, хотите здесь остаться, продолжить учебу;
б) при первой же возможности готовы перейти в другое профессиональное учреждение;;
в) возможно, совсем бросите учебу, так как: разочарованы в выборе, боитесь не справиться, не устраивает перспектива, не вытянете материально (нужное подчеркнуть);
г) другие выводы (сформулируйте) __________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Дата заполнения анкеты «___» _______________ 20__г.
Группа ________________________
Фамилия, Имя /только по Вашему желанию/ __________________________
________________________________________________________________
Благодарим за искренность Ваших ответов
Анкета № 6 студентов – первокурсников
ГБПОУ СПЦ №2.
Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.
Заполненную анкету просим сдать старосте группы в недельный срок. Старосту просим сдать в отдел организационно-воспитательной работы со студентами.
- Как Вы включились в жизнь СПЦ №2?
а) с самого начала чувствую себя как в привычной обстановке, имею друзей;
б) важна только учеба, включатся в активную жизнь не намерен;
в) пока много проблем с учебой, до остального нет ни времени, ни сил;
г) «активная жизнь» надоела в школе, хочу пожить без лишних проблем, эмоций;
д) не вижу такой студенческой жизни в СПЦ №2, в которую бы хотелось включиться.
- Вы чувствуете в себе наклонность лидера, активиста, общественника:
а) да;
б) нет.
- Реализуете ли их в СПЦ №2:
а) Вы староста
б) активист в творческих мероприятиях;
в) неформальный лидер в компании своих друзей;
г) могли бы предложить себе роли.
- Вы обладаете определенными талантами, способностями:
а) неплохо рисуете;
б) любите писать стихи, прозу подчеркните);
в) увлечены фотографией;
г) занимаетесь рукоделием;
д) другие Ваши увлечения.
- Видите ли Вы возможность реализовать Ваши способности в СПЦ №2:
а) мои увлечения – для дома, СПЦ №2 здесь не причем;
б) уже реализую по мере возможности (что, где и как) _______________
_____________________________________________________________;
- Хотелось бы реализовать способности, но:
а) пока не вижу возможности по времени;
б) не знаю к кому обратиться;
в) стесняюсь предложить свои услуги.
- Могли бы проявить себя, но:
а) не хотите;
б) боитесь, что потом на Вас «верхом сядут» а Вы уже устали от этого;
- Ваше видение бытовых проблем СПЦ №2 (состояние зданий, аудиторий, столовой, мест общего пользования, территории…):
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;
- Если Вы проживаете в общежитии, изложите Ваши замечания и предложения: ____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________;
- Ваши конструктивные предложения по улучшению жизни в филиала:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Дата заполнения анкеты «__» ___________ 200_г.
Группа ___________
Тест СПА социально-психологической адаптированности
К. Роджерса и Р.Даймонда
Эта методика позволяет получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или неприспособленности, которые отражают степень самоактуализации.
Время выполнения – 45 минут.
Шкала состоит из 101 утверждения.
37 утверждений характеризуют личность как прспособленную (адаптация, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля, доминирование).
37 утверждений характеризуют личность как неприспосбленную (дезадаптация, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля, ведомость, уход от проблемы).
7 высказываний составляют шкалу лжи.
20 высказываний носят нейтральный характер.
Шкала СПА
Совершенно ко мне не относится – 1;
Не похоже на меня – 2;
Пожалуй, не похоже на меня – 3;
Не знаю – 4;
Пожалуй, похоже на меня – 6;
Точно, про меня – 7.
Утверждения:
- Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем – нибудь разговариваю.
- Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
- Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
- Я предъявляю к себе большие требования.
- Я часто сам себя ругаю за то, что делаю.
- Я часто чувствую себя униженным.
- Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из противоположного пола.
- Я всегда сдерживаю свои обещания.
- У меня теперь хорошие отношения с окружающими.
- Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
- Я сам виноват в своих неудачах.
- Я ответственный человек, на меня можно положиться.
- У меня чувство безнадежности, все напрасно.
- Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями своих сверстников.
- Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
- У меня мало собственных убеждений и правил.
- Я люблю мечтать иногда прямо среди дня.
- У меня такое чувство, как будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику. Трудно сдерживать себя в таких вещах.
- Я умнею управлять собой и своими поступками. Самоконтроль для меня не проблема.
- У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.
- Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят собой.
- Люди, как правило, нравятся мне.
- Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
- Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немного одиноко.
- Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- Обычно я легко лажу с окружающими.
- Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мной более приятельски, чем я ожидаю.
- Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.
- В душе я оптимист и верю в лучшее.
- Я не податливый. Упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
- Я критичен к людям и всегда сужу их, если с моей точки зрения они этого заслуживают.
- Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
- Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем бы не хотел делиться.
- У меня красивая фигура, я привлекателен(а).
- Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
- Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
- Мои решения – не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
- Я часто испытываю чувство вины, даже тогда, когда как будно ни в чем не виноват.
- Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что меня окружает.
- Я доволен.
- Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
- Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
- Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
- Разозлившись, я редко выхожу из себя.
- Я часто чувствую себя обиженным.
- Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
- Бывает, что я сплетничаю.
- Я не очень доверяю своим чувствам, иногда они меня подводят.
- Это довольно трудно - быть сами собой.
- У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-то сделать, я обдумываю свои поступки.
- Мне кажется, что я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы трезво взглянуть фактам в лицо, я толкую их на свой лад. Словом, не отличаюсь реалистичностью.
- Я терпелив в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
- Я стараюсь не думать о своих проблемах.
- Я считаю себя интересным человеком, заметным, привлекательным как личность.
- Я стеснительный, легко тушуюсь.
- Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
- Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
- Я никто. Ничего нет, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность.
- Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
- Я честолюбивый. Я неравнодушен к успехам, похвале.
- Я презираю себя сейчас.
- Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
- Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнением.
- Я просто не уважаю себя.
- Я по натуре вожак и умею влиять на других.
- В целом я хорошо отношусь к себе.
- Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
- Я не люблю, когда у меня с кем-нибудь портятся отношения.
- Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
- Я в какой-то растерянности. Все спуталось, смешалось у меня.
- Я удовлетворен собой.
- Я неудачник, мне не везет.
- Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
- Я нравлюсь окружающим как личность, как человек.
- Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девочками (мальчиками).
- Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед прошлым: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится.
- У меня легко, спокойно на душе.
- Я умею упорно работать.
- Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
- Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
- Я всегда говорю только правду.
- Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь, уступлю.
- Я чувствую неуверенность в себе.
- Я часто бываю, вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают, и сделаю мои поступки обоснованными.
- Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Я умный.
- Иногда я люблю прихвастнуть.
- Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, но ничего не могу поделать с собой. У меня нет воли и нет воли ее выработать.
- Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
- Я никогда не опаздываю.
- У меня ощущение скованности, внутренней не свободы.
- Я отличаюсь от других.
- Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
- Мне все ясно о себе. Я себя хорошо понимаю.
- Я общительный открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
- Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
- Меня не воспринимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны. Просто терпят меня.
- Меня беспокоит, что противоположный пол слишком занимает мои мысли.
- Все свои привычки я считаю хорошими.
Обработка результатов.
Показатели адапрированности:
а) 4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 28, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98,
Показатели дезадаптированности:
б) 3, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 43,49, 50, 52, 54, 63-65, 69-71, 73,76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.
Чтобы вычислить коэффициент адаптации, необходимо количество баллов «а» разделились на сумму «а» и «б» и умножить на 100%.
Шкала лжи:
а) 34,45,48,81,89 (отрицательные ответы);
б) 8, 82, 92, 101 (положительные ответы).
Первая шкала (принятие – непринятие себя):
а- 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96;
б- 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99.
Коэффициент самопринятия равен количеству баллов «а», деленному на сумму «а» и «б», умноженному на 100%.
Вторая шкала (принятие других – конфликт с другими):
а) 9, 14, 22, 53, 56, 97.
б) 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76.
Третья шкала (эмоциональный комфорт (оптимизм – уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство, или, напротив, апатия):
а) 23, 29, 41, 44, 47, 78.
б) 6, 42, 49, 50, 56, 83.
Коэффициент эмоциональной комфортности равен количеству баллов «а», деленных на сумму «а» и «б», умноженных на 100%.
Четвертая шкала (локус контроля (ожидание того, что достижение целей зависит от самого себя – ожидание внешнего контроля):
а) 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98.
б) 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77.
Пятая шкала (доминирование – ведомость):
а) 58, 61, 66.
б) 16, 32, 38, 69, 84, 87.
Шестая шкала (уход от проблемы):
17, 18, 54, 64, 86.
Коэффициент СПА вычисляется как сумма позитивных высказываний, рассотритрованных респондентами на 5, 6, 7 позиций, и негативных, попавших в позиции 1, 2, 3.
Гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 9.
Коэффициент дезадаптированности рассчитывается как сумма позитивных высказываний, распределенных на 1, 2, 3, позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7 позиции.
Анкета № 7
Итоговое исследование уровня адаптации студентов - первокурсников
- Трудно ли Вам было привыкнуть к студенческой жизни?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | да, процесс адаптации был трудным и долгим | |
2 | нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим | |
3 | никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя студентом | |
4 | затрудняюсь ответить |
- Какова Ваша общая удовлетворенность студенческой жизни? (исследуется уровень «синдрома радости» поступления в СПЦ №2, который определяется по самооценке студентов)
№ | Значения | знак ответа (+ или х) | шкала ответов |
1 | полностью удовлетворен | +2 | |
2 | скорее удовлетворен, чем нет | +1 | |
3 | скорее неудовлетворен, чем удовлетворен | -1 | |
4 | полностью неудовлетворен | -1 | |
5 | затрудняюсь ответить | 0 |
- Какова Ваша удовлетворенность различным сторонам студенческой жизни?
№ | Значения | да | не очень | нет | |
знак ответа (+ или х) | |||||
Удовлетворены ли Вы? | |||||
набором и содержание учебных дисциплин | |||||
организация учебного процесса | |||||
своими результатами в зимнюю сессию | |||||
качеством преподавания | |||||
обеспеченность учебно-методической литературой | |||||
технической оснащенностью аудиторий | |||||
отношением с преподавателями | |||||
отношениями в группе | |||||
бытовыми условиями в корпусе | |||||
бытовыми условиями в общежитии | |||||
условиями питания в столовой | |||||
условиями для полноценного досуга | |||||
организацией массовых мероприятий в учреждении | |||||
возможностями заниматься спортом | |||||
возможностями для художественного творчества |
- Что побудило поступить в СПЦ №2?
№ | Мотивы | ранг |
1 | Интерес к профессии | |
2 | Привлекла перспектива найти хорошую работу после окончания СПЦ №2 | |
3 | Привлек престиж, авторитет СПЦ №2 | |
4 | Желание получить диплом (неважно где) | |
5 | Считаю, что наилучшие способности у меня в этой области | |
6 | Не хотелось идти в армию | |
7 | Повлияла учеба в специализированном классе, техникуме, лицее | |
8 | Повлияла семейная традиция, родители | |
9 | Хотелось продлить беззаботный период жизни | |
10 | Другие мотивы | |
11 | Совет учителей, специалистов по профориентации |
- Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли студента?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | куратор | |
2 | однокурсники | |
3 | старшекурсники | |
4 | студенческий профсоюз | |
5 | преподаватели | |
6 | массовые мероприятия в филиале | |
7 | друзья, подруги, знакомые | |
8 | никто и ничто | |
9 | совместное участие в смотрах, соревнованиях | |
10 | другое |
- С чем Вы соотносите жизненный успех?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | со счастливой семейной жизнью | |
2 | с хорошими и верными друзьями | |
3 | высоким заработком, материальным благополучием | |
4 | карьерой | |
5 | творческой самореализацией | |
6 | высокой квалификацией | |
7 | общественным признанием | |
8 | наличием своего дела, бизнесом | |
9 | достижением в науке | |
10 | с обретением власти |
- Что вызвало наибольшие проблемы в студенческой жизни?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | недостаток свободного времени | |
2 | перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание | |
3 | недостаточный уровень образовательной подготовки | |
4 | неумение организовать себя | |
5 | особых проблем не было | |
6 | нехватка средств, неумение их расходовать | |
7 | отсутствие привычного круга общения | |
8 | невозможность найти занятие по душе, интересное дело | |
9 | мало внимания со стороны деканата, кураторов | |
10 | низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий | |
11 | плохие санитарно-гигиенические условия | |
12 | сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми | |
13 | низкое качество преподавания | |
14 | другое |
- Как вы оцениваете студенческие отношения в группе?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | сложился дружный коллектив | |
2 | выделились активные, но большинство пассивных | |
3 | все разделились на компании | |
4 | равнодушные, у многих интересы в не группы | |
5 | присутствуют конфликтные ситуации |
Анкета № 8
для кураторов групп первокурсников
Как Вы оцениваете студенческие отношения в группе?
№ | Значения | знак ответа (+ или х) |
1 | сложился дружный коллектив | |
2 | выделились активные, но большинство пассивных | |
3 | все разделились на компании | |
4 | равнодушные, у многих интересы в не группы | |
5 | присутствуют конфликтные ситуации |
Список литературы
- Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368.
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
- Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.
- Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
- Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/
- Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.
- Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4. - С. 100-103.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // http://www.piter-press.ru/attachment.
- Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
- Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65-74.
- Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал по компьютерной терминологии для студентов третьего курса специальностей «КСК, ИБ, ПКС»
Появление в русском языке большого числа англоязычных компьютерных терминов в 90-х годах ХХ века объясняется, прежде всего, экстралингвистическими причинами. Концепция создания и промышленного освоени...
ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)
ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...
Программа дополнительного образования студентов секция «Снайпер»
Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе дополнительного образования студентов обусловлено тем, что в программе курса «Основы безопасности жизнедеятел...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Программа элективного курса «Практикум по научно- техническому переводу» для учащихся 10-11 класса или студентов 1 курса информационно-технологического профиля.
Данный элективный курс составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, Федерального базисного учебного плана общеобразовательного учрежднен...
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса «English Literature Club»
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса«English Literature Club»...