Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии"
книга по теме
Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффективно эти задачи реализуются в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_biologiya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Введение
Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффективно эти задачи реализуются в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм педагогической работы.
Цель — помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх. Повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствуя их повышению.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Задача учителя — специально организовать ведущую для подросткового школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия — детей друг с другом, детей и взрослого.
При работе с младшими подростками упор делается на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на постепенное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. В группах старшеклассников можно большее внимание уделить проблемам осознания ими своего призвания, обретения способностей видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни. Основной смысл «зоны ближайшего развития» в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности.
Разработки уроков.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении обусловлена современным уровнем науки, на котором ярко выражена интеграция. При предметном же обучении знания разобщены. Поэтому на данном этапе межпредметные уроки, которые ведут два-три учителя-предметника, дают возможность на более высоком уровне осуществить межпредметные связи, т.е. показывают единство процессов, происходящих как в живой, так и в неживой природе, взаимозависимость различных наук. Такие межпредметные уроки являются важнейшим фактором развивающего и воспитывающего обучения школьников, при этом качественно преобразуются все стороны познавательной деятельности учащихся, знания приобретают системный и межпредметный характер.
Летающие ночью.
Интегрированный урок для 7 классов.
(биология, математика)
Цель: - формирование благоприятной для обучения эмоциональной среды, когда серьезнейшие вопросы решаются без напряжения и с интересом;
- через сотрудничество с одноклассниками развивать у детей уверенность в себе, ответственность, взаимопомощь и чувство благодарности за помощь;
- повышение у детей самооценки, а также чувства солидарности и гордости за принадлежность некоторому сообществу.
Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения учитель-ученик. Знания, получаемые таким образом, не исчерпываются усвоением новых фактов, в ситуационном обучении дети приобретают новый практический опыт. Знания не просто передаются от учителя ученику, но скорее создаются в совместном творческом акте.
«Зигзаг» - прием, опирающийся на сотрудничество и групповую работу. Кроме того, с его помощью можно и обучать подобным видам деятельности, способствуя изменению статуса ученика, делая его своего рода «экспертом», «учителем», творцом, вместо традиционного потребителя информации. Это помогает воспитать думающего человека, способного осмысленно применять полученные знания.
Оборудование: тексты, листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Ход урока:
I. Формируются «рабочие» группы по 5 человек.
II. Группам предлагается лист с утверждениями «Верите ли вы, что…». Если группа согласна с утверждением, ставится знак «+», если нет – «-». Желательно, чтобы группы пришли к общему мнению.
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
1. большинство рукокрылых питаются кровью теплокровных животных?
2. за лето (90 дней) одна летучая мышь съедает до 36000 комаров?
3. у самки летучей мыши чаще рождается 1 – 2 детеныша?
4. у летучей мыши массой 200г, детеныш весит 20г?
5. часто рукокрылые выгоняют скворцов и поселяются в их жилище?
6. в одной пещере может проживать более 20000000 рукокрылых?
7. напав на лошадь, 10 летучих мышей-вампиров могут выпить более 2л крови?
8. некоторые рукокрылые являются опылителями и распространителями семян растений?
9. летучая мышь длиной 5 см, имеет площадь крыльев примерно 25 см2 ?
10. многие видовые названия даны рукокрылым по форме носа?
III. Представитель от каждой команды переносит результаты в таблицу на доске.
Обсуждение результатов.
IV. Какова тема сегодняшнего занятия? Тема пишется на доске (Рукокрылые).
Рукокрылые, пожалуй, самые знаменитые существа. С этими робкими, всеми презираемыми и оклеветанными зверьками связаны сотни легенд, примет, поверий… В соответствии с легендами у многих народов летучие мыши либо сами были носителями злого начала, либо прислуживали черным силам, либо злые персонажи имели явные приметы летучих мышей.
Славянские народы называли летучих мышей нетопыри, что в переводе означает летающие ночью.
V. Каждой группе выдается набор текстов (1 – 5). Ученики с одинаковыми текстами формируют «экспертные» группы. Пересадка.
ПИТАНИЕ РУКОКРЫЛЫХ. №1.
Если всех рукокрылых в зависимости от способа добывания пищи разделить на группы, то первое место по количеству видов займут животные, которые ловят насекомых в воздухе. Следующий по важности тип питания рукокрылых – поедание всевозможных плодов растений. Несколько менее распространено собирание неподвижно сидящих насекомых с поверхности различных предметов. За ним, в порядке убывания числа видов, следуют рукокрылые, питающиеся нектаром и пыльцой цветов, рыбоядные, хищные и, наконец, кровососущие.
Величина колоний летучих мышей зависит не только от величины убежищ, а от того, сколько зверьков может прокормиться на расстоянии, какое они могут преодолеть за время их умеренного по быстроте и недостаточно продолжительного по выносливости полета.
Это – существенный фактор: ведь летучие мыши очень прожорливы. Достаточно сказать, что за время охоты (а оно обычно у летучих мышей невелико – в общей сложности примерно полтора часа, редко больше) летучая мышь съедает по несколько сотен насекомых. Так, например, было прослежено, что бурая ночница за час совершила около 1200 бросков, а бурый кожан – около 1300. Если даже половина бросков была неудачной (насекомым удавалось спастись, хотя это маловероятно), то и тогда за час каждая съедала 600 – 650 насекомых.
Можно только удивляться, сколько одна летучая мышь может съесть... насекомых за одну ночь – 4400 миллиграмм! Из которых 20% - комары (один комар весит 2,2 миллиграмма).
В лаборатории рыжая вечерница за полчаса съела 115 мучных червей, а бурая ночница за минуту поймала 20 мух дрозофил.
Подсчитано, что лишь один вид летучих мышей в Техасе уничтожает примерно 7000 тонн насекомых в год. (Не случайно в этом штате принят закон об охране летучих мышей). Известно, что в некоторых районах, в том числе и в некоторых районах нашей страны, летучие мыши свели до минимума или даже полностью уничтожили малярийных комаров.
Количество пищи регулирует количество летучих мышей в определенной местности. Однако в одном районе в непосредственной близости могут находиться колонии разных видов летучих мышей (а то и смешанные колонии). Они – не соперники: каждый вид либо специализируется на определенных насекомых (крупные, мелкие), либо ловит их на определенной «своей» высоте. А некоторые летучие мыши приспособились охотиться даже на земле. Это труднее, зато наземные насекомые обычно крупнее.
РАЗМНОЖЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ. №2.
Число отпрысков в колонии летучих мышей равно одному или двум, и уж совсем редки случаи рождения тройни.
Летучие мыши средних широт размножаются один раз в год. Обычно сроки появления у них потомства приурочены к концу весны – началу лета, то есть к тому периоду, когда начинается массовый вылет насекомых (ведь рукокрылые умеренных широт насекомоядны).
В условиях тропических стран, где нет редко выраженных сезонных колебаний «пищевого довольствия», большинство рукокрылых размножаются два, а некоторые и три раза в год. Но все равно даже для тропических летучих мышей, как правило, пик рождения детенышей совпадают с максимальным обилием корма.
Летучие мышата появляются на свет достаточно крупными. Средний вес новорожденных рукокрылых обычно составляет около 40% материнского веса.
Внешность новорожденного зверька весьма непривлекательна: тело совершенно голое, лишь на голове видны реденькие короткие волосики, глаза закрыты, рот – узкая щелочка, уши напоминают кусочки скомканной бумаги. Особенно поражают непомерно огромные лапы и большие пальцы «рук», снабженные внушительными когтями. Когти эти служат для укрепления детеныша на теле матери после рождения. Четыре остальных пальца передней конечности, несущие перепонку, у новорожденных маленькие, недоразвитые.
Потомство у летучих мышей появляется на свет очень «разговорчивым» - с первых же минут жизни малыши начинают пищать и умолкают, лишь найдя материнский сосок.
Самки большинства видов рукокрылых начинают оставлять детенышей с первого дня после рождения. Однако есть и более заботливые мамаши. Они не расстаются с отпрысками до тех пор, пока те не приобретут волосяной покров и не научатся самостоятельно регулировать температуру тела. Обычно на это требуется около полутора недель. За это время детеныши летучих мышей значительно взрослеют, увеличиваются в весе, обрастают шерстью, становятся зрячими. Теперь и те, кто не расставался с матерью, уже остаются в убежище, когда родительницы отправляются на охоту. В убежище, как правило, малышей бывает много (рождаются они почти все в одно время). Молодые особи образуют в убежище обособленные группы, практически ясли. Прижавшись друг к другу, они ждут матерей, которые, едва прилетев, начинают их кормить (первые дни – молоком, потом – принесенными насекомыми).
Интересно, что самки некоторых видов рукокрылых отыскивают своих детенышей даже среди большого количества малышей и кормят только их – остальных прогоняют. Самки других видов кормят любого голодного детеныша, оказавшегося рядом.
Примерно через месяц (у некоторых чуть позже – недель через шесть) детеныши становятся взрослыми, самостоятельными и сами решают свою судьбу: одни улетают, другие остаются в родной колонии.
МЕСТООБИТАНИЯ РУКОКРЫЛЫХ. №3.
Принято считать, что летучие мыши сами убежищ не сооружают. И это действительно верно, по крайней мере, для большинства представителей их крылатого племени. Ведь крылья – не самый лучший орган для рытья нор или конструирования гнезд.
И все-таки строители среди рукокрылых есть. Иногда замечательные домики создают себе коротконосые крыланы. Облюбовав одну из кистей плодов пальмы, зверек энергично вгрызается в нее. Через несколько минут образуется полость, в которой зверек располагается на отдых.
Выдающимися архитектурными способностями обладают некоторые листоносы. Тайна зодчества этих зверьков заключается в том, что они, своеобразно надкусывая крупные листья растений, сооружают для себя укрытия в виде палатки-зонтика. Тем же способом пользуются некоторые виды фруктоядных листоносов. Материалом для убежища чаще всего служат листья бананов и пальм.
Но пещеры, вероятно, самый распространенный тип убежища рукокрылых. Если провести сравнение количеств рукокрылых, заселяющих те или иные типы убежищ, то, пожалуй, первое место по численности займут именно пещерные жители.
В Бракенской пещере, расположенной в одном из южных штатов США находят себе приют множество рукокрылых. Общий вес этой громады 500 тонн, притом, что один зверек весит 25 г. И это не предел. Пещера Новая в Техасе служит убежищем еще большему количеству мышей.
Пещеры, конечно, не единственное убежище летучих мышей, хотя такое скопление может быть только в пещерах. Более мелкие колонии обосновываются в покинутых шахтах или заброшенных домах, на чердаках домов и в дуплах деревьев – в общем, всюду, где имеются полумрак, относительная прохлада и где можно спокойно провести светлую часть суток.
Часто скворцы останавливают свой выбор на дуплах деревьев. При этом они не считают летучих мышей достаточно серьезными соперниками и гонят их прочь. Да и как может летучая мышь противиться птицам, ведь скворцы крупнее, сильнее, и вооружены гораздо лучше крылатых зверьков. Поэтому летучим мышам приходиться убираться подобру-поздорову. Иначе могут быть весьма неприятные для них последствия.
Однако агрессивное поведение со стороны птиц отмечается не всегда. Описано несколько случаев, когда летучие мыши устраиваются в птичьих дуплянках рядом с пернатыми, насиживающими свою кладку.
ЗНАЧЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ. №4.
Главное значение летучих мышей в том, что они – активные потребители вредных насекомых. По мнению некоторых специалистов, в этом отношении они значительно превосходят птиц. Вопрос спорный. Но то, что летучие мыши не только уничтожают огромное количество насекомых, но и делают это в то время, когда почти все насекомоядные птицы спят, а многие вредные насекомые бодрствуют, несомненно, увеличивает значение рукокрылых.
Многие виды рукокрылых приносят огромную пользу в деле борьбы с переносчиками малярии. Также некоторые рукокрылые – опылители и распространители семян растений. И те, и другие являются неотъемлемым звеном в биологических сообществах тропических стран.
Ученые считают, что в биологическом методе борьбы с насекомыми, вредящими сельскому хозяйству, методе, который со временем, возможно, почти полностью заменит химический, летучие мыши займут видное место.
Если, конечно, нам удастся сохранить их в достаточном количестве. С каждым годом численность рукокрылых сокращается. Одна из основных причин сокращения численности летучих мышей – уменьшение количества доступных для зверьков убежищ. Широкое использование ядохимикатов приводит к отравлению рукокрылых через пищу.
И еще одна причина – семейство десмодовых (вампиров) компрометируют все благородное племя летучих мышей во всем мире. Мало того – люди уничтожают миллионы и миллионы рукокрылых, так как им сопутствует слава кровососов, хотя никакого отношения к кровососам все остальные рукокрылые не имеют.
Видовое разнообразие кровососов невелико, их всего три вида: обыкновенный, белокрылый и мохноногие вампиры.
Ранки вампиры делают неглубокие, да и крови высасывают немного – 24 – 30 миллилитров им достаточно, чтобы насытиться. Но опасность заключается в другом: во-первых, на одно животное могут напасть в течение ночи несколько вампиров, во-вторых, ранки долго не заживают и часто воспаляются, в-третьих, эти кровососы способны переносить бешенство.
После всего сказанного у вас, вероятно, сам по себе напрашивается вывод о том, что вампирам не место на нашей планете. Не спешите с выводами. Живые цепи, выкованные природой, уязвимы и чувствительны к грубому вмешательству человека. Вампиры – тоже звено и поэтому имеют полное право на существование. Однако ограничение численности кровососов до определенного уровня, несомненно, целесообразно.
МНОГООБРАЗИЕ РУКОКРЫЛЫХ. №5.
Известно около 1000 видов рукокрылых. Отряд рукокрылых ученые разделяют на два подотряда: крыланов с одним семейством – крылановых и летучих мышей с 16 семействами.
Самый крупный из всех крылановых, а значит, из всего отряда рукокрылых – калонг. Величиной он с крупную кошку(40 см в длину), но когда расправляет крылья, кажется настоящим великаном: размах его крыльев – более 1,5 м. А карликовый крылан – самый мелкий в подотряде: длина его 6 – 7см, размах крыльев – менее четверти метра. Крыланы, если не считать размеров, в общем-то, все похожи друг на друга. Кроме молотоглава. У него две особенности: огромная непропорциональная голова и любовь к пению. Природа снабдила его сложным и довольно развитым голосовым аппаратом, и зверек им часто пользуется. Правда. Пение его напоминает хор квакающих лягушек, но молотоглаву. Видимо, собственный голос нравится – поет он часто и охотно.
Жить, летать, находить пищу крыланам помогает тонкое обоняние и острое зрение. К звуковой ориентации они не способны.
У представителей семейства летучих мышей механизм эхолокации достиг очень высокого совершенства. Мы даже представить себе не можем диапазона звуков, воспринимаемых этими зверьками. Человек воспринимает колебания, частоты которых лежат в интервале примерно от 20 до 16 – 20 тыс. Гц. Рукокрылые, воспринимая звуки такого же интервала, воспринимают и ультразвуки, частота которых достигает 120 – 150 тыс. Гц. Они воспринимают не только ультразвуковой сигнал, исходящий от другого источника, но и отражение (эхо) собственного сигнала. Это первое и главное условие явления эхолокации. Отражение «своего» сигнала они отличают от смеси множества других звуковых и ультразвуковых волн.
По скорости возвращения сигнала (эхо) зверьки определяют расстояние до предмета (не только до стены пещеры или ствола дерева, но и до таких мелких существ, как летящая муха). По отражению ультразвукового импульса зверек точно определяет форму и размеры предмета. В этом смысле он своим воспринимающим (слуховым) аппаратом «видит» предметы с не меньшей точностью, чем мы их воспринимаем своими органами зрения.
В семейство летучих мышей входит множество видов. Каждый вид имеет свои собственные типичные черты. Один из систематических признаков летучих мышей – строение передней части морды – носа. Поэтому и вошли в русскую номенклатуру всевозможные «подковоносы», «листоносы», «гладконосы» и т.п. Здесь же добавим еще немного об «одежке» летучих мышей. Мы привыкли считать летучих мышей серыми или буровато-коричневыми, скромно окрашенными. А между тем среди них есть немало щеголей, «одетых» в оранжево-красные и красно-бурые, кремовые и белые, полосатые и комбинированные «костюмы».
VI. Новые группы называются «экспертные», их цель – тщательно изучить свой текст и быть готовыми передать его содержимое одноклассникам. Они должны обсудить, в какой форме передать полученные знания «рабочей» группе.
VII. Возвращение в «рабочие» группы. Эксперты передают новые знания членам своей группы.
VIII. Каждая группа выполняет работу, обсуждая форму презентации.
IX. Презентация. Все работы вывешиваются на доске.
X. Возвращаемся к обсуждению таблицы. Если группа изменила мнение по какому-либо вопросу, можно внести исправления.
XI. Обсуждение результатов.
XII. Рефлексия.
Пресмыкающиеся.
Интегрированный урок для 7 классов.
(биология, математика)
Цель: - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;
- показать их роль в природе и жизни человека;
- общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
- создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.
Оборудование: - таблицы «Пресмыкающиеся»;
- цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги;
- информационные тексты, вопросы.
Ход урока: учащиеся начинают работать в группах по 5 человек. Это «рабочие группы».
- Рабочим группам предлагается ответить на ряд вопросов «Верите ли вы, что…»
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
- в год от рук браконьеров погибает 2500 крокодилов.
- в одном змееприемнике ежегодно получают 800 г яда в сухой массе.
- крокодил может почти 2 года прожить без еды.
- масса взрослой гигантской черепахи в 3000 раз превышает массу новорожденной.
- чтобы оторвать хвост у ящерицы весом 10Н, нужно приложить силу 50Н.
- отряд чешуйчатых объединяет 8000 видов.
- все черепахи растительноядные животные.
- предки крокодилов жили на суше.
- из кожи змей изготовляют обувь.
- крокодилов истребляют из-за их мяса, т.к. оно обладает лечебными свойствами.
- Результаты обсуждения заносятся в таблицу.
- Группам предлагается набор текстов. Каждый ученик берет свой текст и изучает его.
- Формируем «экспертные группы». За отдельные столы собираются ученики с одинаковыми текстами:
ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫХ. №1.
Объединяет в основном ящериц (около 3500видов) и змей (около 2500 видов). Один из общих признаков отряда – наличие на теле животных роговой чешуи. Представители отряда – прыткая и живородящая ящерицы, вараны, гекконы, агамы, безногие ящерицы желтопузик и веретеница и др.
Гекконы распространены в жарких пустынях, тропиках и субтропиках. Агамы и вараны тоже жители южных широт. В пустынях Средней Азии обитает степная агама, встречается серый варан. Агама чаще всего поселяется на участках с редкой кустарниковой растительностью и ведет древесно-наземный образ жизни. Серый варан – один из самых крупных видов ящериц (массой до 3,5 кг). Он быстро бегает, может плавать и залезать на кустарники. Серый варан подлежит охране как редкий и интересный вид нашей фауны.
В отличие от ящериц, змеи не имеют ног и подвижных век. Их глаза затянуты прозрачной роговой пленкой. В нашей стране из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов поступает в жертву.
Почему же у ящерицы отламывается хвост? Может быть, он просто непрочен? Нет, хвост у ящерицы вовсе не хрупкая конструкция, как думают многие. Чтобы его оторвать у мертвой ящерицы, нужно приложить силу в 25 раз большую, чем вес ее самой.
ОТРЯД ЧЕРЕПАХ. №2.
Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, покрытого роговыми пластинами. В панцирь заключено тело, свободными остаются только голова, конечности и хвост. В нашей стране из черепах наиболее распространены среднеазиатская и болотная черепахи. Среднеазиатская черепаха – растительноядное животное. Болотная черепаха питается в основном различными беспозвоночными, мелкой рыбой, головастиками и лягушками. У болотной черепахи на ногах развиты плавательные перепонки. В морях встречаются морские черепахи, длиной до 2 м. Их конечности превратились в ласты. В настоящее время известно около 200 видов черепах.
Морская черепаха дермохелис – одна из самых крупных по габаритам среди современных черепах: длина ее панциря достигает 2 м, а масса 500 кг. Галопогосская гигантская черепаха весит 3 центнера, а новорожденная…100г.
ОТРЯД КРОКОДИЛОВ. №3.
Отряд крокодилов включает пресмыкающихся, похожих на огромных ящериц, длиной до 8 м. Их тело покрыто прочными роговыми щитками, под которыми находятся костные пластины. Живут крокодилы в воде. На сушу выходят редко. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении. Крокодилы – хищники. Известны случаи нападения на людей.
Предки крокодилов жили на суше. На это указывают такие особенности, как дыхание атмосферным воздухом, размножение на суше. Крокодилы, как и черепахи, - древняя группа пресмыкающихся. В настоящее время известно около 20 видов крокодилов.
Крокодил может прожить без пищи 700 дней, черепаха – 500, лягушки – 400, карась – 150.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. №4.
Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает на численность моллюсков, насекомых, различных мышевидных грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, например лисицам и хорькам.
Люди разных стран издавна используют кожу крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления портфелей, чемоданов, обуви, ремней и др. Особенно ценится кожа крокодилов, численность которых в некоторых местах их распространения настолько сократилась, что пришлось взять под охрану и наладить разведение на специальных фермах.
С давних времен используются роговые пластины панцирей некоторых видов черепах. Путем специальной обработки из них делают красивые оправы для очков, гребни и другие предметы. В некоторых странах употребляют в пищу мясо и яйца черепах.
Широко применяют в медицине змеиный яд. Он идет на изготовление различных лекарств. Для получения яда созданы питомники змей – серпентарии. Только в одном питомнике ежемесячно получают около 125 г.
ОХРАНА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. №5.
В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана. В России запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.
Кожа змей приносит большие доходы. Не меньше, а может быть, больше доходов приносит кожа крокодилов. По подсчетам американской службы охраны животных и природы, лишь в одном районе Майами доход от продажи крокодиловой кожи приближается к миллиону долларов. Не удивительно, что только с 1881 по 1981 год убито 2500000 крокодилов. Естественно, что число их стремительно уменьшается.
- «Экспертные группы» обсуждают предложенный текст и решают, как представить материал своим «рабочим группам».
- Переход экспертов в «рабочие группы». Тексты забираются.
- Каждый член группы доносит информацию, полученную в «экспертных группах» своей команде. Обсуждается форма проекта.
- Группам предлагается внести изменения в таблицу.
- Презентация проектов группами.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"
Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.
Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"
Участник городского единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...
Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.
При переходе к обучению по новым образовательным Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом ...
Презентация. Технология воспитания в условиях развивающего образовательного пространства
Данный материал рекомендуется для классных руководителей...