ирония и апатия - формы профессионального предательства в образовании
статья на тему
Эссе на тему "Взгляд на образование" раскрывает авторскую точку зрения на сегодняшнее отношение педагогов к своему делу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ob_ironii_i_apatii.docx | 22.16 КБ |
esse_ob_ironii_i_apatii.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ирония и апатия – формы профессионального предательства в образовании»
Эссе
Автор: Устянина Злата Юрьевна,
педагог дополнительного образования
В юридической практике за издевательство и невмешательство есть статья наказания в соответствии с Уголовным кодексом. Но, видимо, этот достославный документ в нашей стране чтил только несчастный Остап Бендер. Кстати, именно он говорил о том, что «дураков учить надо». Трудно с этим не согласиться, но в наше время в образовании стало невозможно точно определить – кто дурак: ученик, учитель, родитель или чиновник.
Нас так замодернизировали в последнее время, так замудрили голову иноязычной терминологией и чужеродными подходами, так отвлекли от работы новой системой оплаты труда и интернетом, что учёба как процесс, рождающийся и развивающийся во взаимодействии всех перечисленных выше сторон, тихо приказала долго жить. То есть образование, конечно, осталось, а вот обучение кануло в Лету…
Если следовать теории Ч. Дарвина, то все мы на определённом этапе жизни можем эволюционировать или деградировать, использовать мимикрию или мутировать.
Трудно сохранять серьёзное отношение к системе, которая на протяжении нескольких десятилетий не может прийти к какой-нибудь стабильности. Так рождается ирония.
Трудно сохранить активную жизненную позицию в профессии, которая мало того, что непрестижна, так ещё и не оплачивается по достоинству. Так появляется апатия.
Ирония и апатия сегодняшних педагогов – новый виток эволюции отечественного образования, полная его деградация, перерождение перед переходом на новый уровень или приспособление к изменившимся коренным образом условиям работы?
Попробуем разобраться в самих себе. Зайдём в современную учительскую. Это раньше было место, где учителя, наподобие героев советского кинематографа, декламировали умные цитаты из произведений классиков, спорили на профессиональные и государственные темы, поздравляли друг друга с юбилеями и наскоро пролистывали конспекты к урокам. Сегодня они лишены даже этой малости. В учительскую учителя входят и выходят, не задерживаясь ни на секунду дольше, чем необходимо, чтобы взять или положить журнал, прочесть очередное объявление или приказ и глянуть в расписание. Причины не имеют к образованию никакого отношения. Просто педагоги находятся «в контрах» из-за баллов, к тому же не хотят общаться при завучах, которые из-за нехватки кабинетов уплотнились в большинстве школ именно в учительские. Тёплого ежедневного общения, которое раньше помогало снимать стрессы, не осталось, хоть к психотерапевтам записывайся, только откуда учителям взять их и на них?!
Разбираемся дальше. Заглянем в журнал. Это раньше их было два – официальный классный и у каждого учителя свой, «черновой – подстольный». Теперь ввели ещё электронный журнал, наказав этим «третьим лишним» в первую очередь классного руководителя. Прозрачности в образовании стало видимо больше. А вот ясности как не было, так и нет. Отойти от практики сдачи и пересдачи, самоисправлений и «завалов» невозможно. Игнорировать решение Министерства образования и науки – тоже.
Раз нельзя игнорировать, остаётся выполнять и иронизировать по поводу того, что получилось, точнее, – не получилось. Но пока иронизируют – ещё хорошо, это значит сердце ещё трепещется. Вот когда наступает апатия, и педагоги начинают работать под лозунгами: «Нате – получите!», «Сказано – сделано», «За что боролись – на то и напоролись», - вот это уже агония. Агония и педагогов, и детей. Потому что корчащийся в муках под навалившимся со всех сторон идеологическим мусором педагог начинает использовать иронию и апатию как оружие против своих учеников. Ироничность и равнодушие взрослых начинают душить детей, которые, став жертвой нашей апатии, выплёскивают на нас свою агрессию.
Не секрет, что раз в пять лет каждое образовательное учреждение переписывает программу своего же развития. Оставим в стороне суть и смысл этого мероприятия, чтобы не уйти в то, что пытаемся искоренить, рассмотрим один из разделов этих программ – «модель выпускника». Бедняга! Каким он только не представал в этих программах, основанных на гуманистическом, демократическом, компетентностном и бог знает, каких ещё подходах.
А вот раньше бабушки говорили: «Главное, чтобы человек был хороший». Но сейчас этого стало мало. Кому?! Почему?! Какая разница, каким путём идти, если цель – одна, сформулированная века назад предками, без гвоздей сооружавших пирамиды и храмы?!
Мы, повторюсь, так увлеклись моделированием, что ушли от преподавания.
Да и вообще, становится очевидным тот факт, что школа из образовательного учреждения превращается в карательно-развлекательное, да ещё на бюджетной основе. Учить сейчас уже никто никого ничему не учит – только проверяет, развлекает и выпускает. Всё больше родителей отмечают, что домашнее задание превращается в факт домашнего обучения, а урок – в фарс и развлечение весьма низкого пошиба. Из года в год растёт армия репетиторов. Из кого? Из тех учителей, которые в школе «никого и ничему», потому что – «никто», а в свободное время – за дополнительную плату – всё, что угодно. Учителя, уходящие из удушающей классно-урочной системы в систему дополнительного образования, стремящиеся к работе с одарёнными детьми, в конце концов, наступают на те же грабли…
Всё это было бы поводом посмеяться, но стало поводом к иронизированию. Общее мнение армии иронизирующих над собой и своей профессиональной сферой педагогов таково: «Одну реформу пережили, и ещё сто переживём». Ужас этого оптимистичного заявления в том, что в суть реформ и модернизации уже никто вникать не хочет, «переживём» - это значит «пересидим», спрячемся и застынем неподвижно в текущем состоянии, чтобы не заметили, не спугнули, не заставили участвовать, чёрт знает уже в чём!
Ирония – это отрицание. Рождённое как протест против определённых условий работы и жизни, оно превращается в тотальное и разрушительное «заведомое отрицание». Какая уж там модель, если отрицается само право этой модели на самоопределение…
Апатия – равнодушие и к отрицанию и к поиску положительного утверждения. «Для нас ничего не делается – и мы не будем ничего ни для кого и уже никогда и ни за что…»
А ведь это, уважаемые коллеги, предательство!
Дети, которым до выпускного ещё целая жизнь, становятся заложниками нашего профессионального разочарования и саморазрушения. А вот, кстати, бабушки раньше говорили ещё: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»
Так неужели мы не сдюжим? Мы – взрослые, сильные, уверенные, образованные? Мы – пережившие революции, перестройки и перевороты? Мы – в 10 лет давшие клятву: «Всегда готов!»? Мы – которые точно знаем, «что век живи – век учись»? Неужели не научим? Неужели сложим руки? Неужели не возьмём в них, наконец, управление своей жизнью и своей карьерой? Неужели декадентские настроения снова выбьют нас из строя?
Ведь главное, чему мы учим детей, – что предавать нехорошо, что надо быть верным в любви и в дружбе, что всегда надо выполнять обещания и держать слово. А сами?! Или дойдёт до того, что нам, как врачам, предложат давать профессиональную клятву? А ведь это уже необходимо! Ведь и от нашей работы или «неработы» зависят человеческие жизни…
Отодвигаясь от существующих недостатков системы образования иронией, мы ничего не делаем для их искоренения. Уходя в апатично-равнодушное тупое исполнение своих повседневных обязанностей, мы искореняем сам дух педагогики как вечного движения, вечного поиска, вечного вдохновения, источником которого становится одно поколение для другого в поиске простых истин на протяжении десятков веков.
Предателями становились в борьбе за жизнь, на остром духовном и историческом надломе. Предателей расстреливали. Их души изгрызала совесть. Они жили с оглядкой до конца своих дней. Их использовали и отбрасывали, как сломавшийся инструмент. …
Какие сейчас есть оправдания для духовного предательства, в котором с каждым днём всё больше погрязает наше учительство?! Усталость и безденежье? Так это два ангела-хранителя российских педагогов! Без них мы бы стали обычными обывателями! Дурацкие законы и правила? Так это ещё во времена римлян было решено, что хоть какие, но для всех. Изменившиеся дети и родители? Так дети они и в Африке дети. Независимо от поколения. А понятий «Учительница – вторая мама», «Школа – второй дом» пока ещё никто не отменял!
Чем, вздыхая, отходить в сторонку, не пора ли начать строить жизнь в школьной семье по-своему – без иронии, а открыто и честно озвучивая проблемы и предлагая свои варианты решений?! Ведь над чем смеяться? – Над собой смеяться! Какой смысл? Не лучше ли осмысленная, воспринятая как почётная миссия, плодотворная деятельность на благо пусть чужих детей, но которые и наше с вами будущее?!
Здесь уже очевидно увлечение автора риторическими фигурами, что тоже, по сути, уход в сторону, в игру слов, тоже уход от решения проблемы в её обсуждение…
Предварительный просмотр:
«Ирония и апатия – формы профессионального предательства в образовании»
Эссе
Автор: Устянина Злата Юрьевна,
педагог дополнительного образования
В юридической практике за издевательство и невмешательство есть статья наказания в соответствии с Уголовным кодексом. Но, видимо, этот достославный документ в нашей стране чтил только несчастный Остап Бендер. Кстати, именно он говорил о том, что «дураков учить надо». Трудно с этим не согласиться, но в наше время в образовании стало невозможно точно определить – кто дурак: ученик, учитель, родитель или чиновник.
Нас так замодернизировали в последнее время, так замудрили голову иноязычной терминологией и чужеродными подходами, так отвлекли от работы новой системой оплаты труда и интернетом, что учёба как процесс, рождающийся и развивающийся во взаимодействии всех перечисленных выше сторон, тихо приказала долго жить. То есть образование, конечно, осталось, а вот обучение кануло в Лету…
Если следовать теории Ч. Дарвина, то все мы на определённом этапе жизни можем эволюционировать или деградировать, использовать мимикрию или мутировать.
Трудно сохранять серьёзное отношение к системе, которая на протяжении нескольких десятилетий не может прийти к какой-нибудь стабильности. Так рождается ирония.
Трудно сохранить активную жизненную позицию в профессии, которая мало того, что непрестижна, так ещё и не оплачивается по достоинству. Так появляется апатия.
Ирония и апатия сегодняшних педагогов – новый виток эволюции отечественного образования, полная его деградация, перерождение перед переходом на новый уровень или приспособление к изменившимся коренным образом условиям работы?
Попробуем разобраться в самих себе. Зайдём в современную учительскую. Это раньше было место, где учителя, наподобие героев советского кинематографа, декламировали умные цитаты из произведений классиков, спорили на профессиональные и государственные темы, поздравляли друг друга с юбилеями и наскоро пролистывали конспекты к урокам. Сегодня они лишены даже этой малости. В учительскую учителя входят и выходят, не задерживаясь ни на секунду дольше, чем необходимо, чтобы взять или положить журнал, прочесть очередное объявление или приказ и глянуть в расписание. Причины не имеют к образованию никакого отношения. Просто педагоги находятся «в контрах» из-за баллов, к тому же не хотят общаться при завучах, которые из-за нехватки кабинетов уплотнились в большинстве школ именно в учительские. Тёплого ежедневного общения, которое раньше помогало снимать стрессы, не осталось, хоть к психотерапевтам записывайся, только откуда учителям взять их и на них?!
Разбираемся дальше. Заглянем в журнал. Это раньше их было два – официальный классный и у каждого учителя свой, «черновой – подстольный». Теперь ввели ещё электронный журнал, наказав этим «третьим лишним» в первую очередь классного руководителя. Прозрачности в образовании стало видимо больше. А вот ясности как не было, так и нет. Отойти от практики сдачи и пересдачи, самоисправлений и «завалов» невозможно. Игнорировать решение Министерства образования и науки – тоже.
Раз нельзя игнорировать, остаётся выполнять и иронизировать по поводу того, что получилось, точнее, – не получилось. Но пока иронизируют – ещё хорошо, это значит сердце ещё трепещется. Вот когда наступает апатия, и педагоги начинают работать под лозунгами: «Нате – получите!», «Сказано – сделано», «За что боролись – на то и напоролись», - вот это уже агония. Агония и педагогов, и детей. Потому что корчащийся в муках под навалившимся со всех сторон идеологическим мусором педагог начинает использовать иронию и апатию как оружие против своих учеников. Ироничность и равнодушие взрослых начинают душить детей, которые, став жертвой нашей апатии, выплёскивают на нас свою агрессию.
Не секрет, что раз в пять лет каждое образовательное учреждение переписывает программу своего же развития. Оставим в стороне суть и смысл этого мероприятия, чтобы не уйти в то, что пытаемся искоренить, рассмотрим один из разделов этих программ – «модель выпускника». Бедняга! Каким он только не представал в этих программах, основанных на гуманистическом, демократическом, компетентностном и бог знает, каких ещё подходах.
А вот раньше бабушки говорили: «Главное, чтобы человек был хороший». Но сейчас этого стало мало. Кому?! Почему?! Какая разница, каким путём идти, если цель – одна, сформулированная века назад предками, без гвоздей сооружавших пирамиды и храмы?!
Мы, повторюсь, так увлеклись моделированием, что ушли от преподавания.
Да и вообще, становится очевидным тот факт, что школа из образовательного учреждения превращается в карательно-развлекательное, да ещё на бюджетной основе. Учить сейчас уже никто никого ничему не учит – только проверяет, развлекает и выпускает. Всё больше родителей отмечают, что домашнее задание превращается в факт домашнего обучения, а урок – в фарс и развлечение весьма низкого пошиба. Из года в год растёт армия репетиторов. Из кого? Из тех учителей, которые в школе «никого и ничему», потому что – «никто», а в свободное время – за дополнительную плату – всё, что угодно. Учителя, уходящие из удушающей классно-урочной системы в систему дополнительного образования, стремящиеся к работе с одарёнными детьми, в конце концов, наступают на те же грабли…
Всё это было бы поводом посмеяться, но стало поводом к иронизированию. Общее мнение армии иронизирующих над собой и своей профессиональной сферой педагогов таково: «Одну реформу пережили, и ещё сто переживём». Ужас этого оптимистичного заявления в том, что в суть реформ и модернизации уже никто вникать не хочет, «переживём» - это значит «пересидим», спрячемся и застынем неподвижно в текущем состоянии, чтобы не заметили, не спугнули, не заставили участвовать, чёрт знает уже в чём!
Ирония – это отрицание. Рождённое как протест против определённых условий работы и жизни, оно превращается в тотальное и разрушительное «заведомое отрицание». Какая уж там модель, если отрицается само право этой модели на самоопределение…
Апатия – равнодушие и к отрицанию и к поиску положительного утверждения. «Для нас ничего не делается – и мы не будем ничего ни для кого и уже никогда и ни за что…»
А ведь это, уважаемые коллеги, предательство!
Дети, которым до выпускного ещё целая жизнь, становятся заложниками нашего профессионального разочарования и саморазрушения. А вот, кстати, бабушки раньше говорили ещё: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»
Так неужели мы не сдюжим? Мы – взрослые, сильные, уверенные, образованные? Мы – пережившие революции, перестройки и перевороты? Мы – в 10 лет давшие клятву: «Всегда готов!»? Мы – которые точно знаем, «что век живи – век учись»? Неужели не научим? Неужели сложим руки? Неужели не возьмём в них, наконец, управление своей жизнью и своей карьерой? Неужели декадентские настроения снова выбьют нас из строя?
Ведь главное, чему мы учим детей, – что предавать нехорошо, что надо быть верным в любви и в дружбе, что всегда надо выполнять обещания и держать слово. А сами?! Или дойдёт до того, что нам, как врачам, предложат давать профессиональную клятву? А ведь это уже необходимо! Ведь и от нашей работы или «неработы» зависят человеческие жизни…
Отодвигаясь от существующих недостатков системы образования иронией, мы ничего не делаем для их искоренения. Уходя в апатично-равнодушное тупое исполнение своих повседневных обязанностей, мы искореняем сам дух педагогики как вечного движения, вечного поиска, вечного вдохновения, источником которого становится одно поколение для другого в поиске простых истин на протяжении десятков веков.
Предателями становились в борьбе за жизнь, на остром духовном и историческом надломе. Предателей расстреливали. Их души изгрызала совесть. Они жили с оглядкой до конца своих дней. Их использовали и отбрасывали, как сломавшийся инструмент. …
Какие сейчас есть оправдания для духовного предательства, в котором с каждым днём всё больше погрязает наше учительство?! Усталость и безденежье? Так это два ангела-хранителя российских педагогов! Без них мы бы стали обычными обывателями! Дурацкие законы и правила? Так это ещё во времена римлян было решено, что хоть какие, но для всех. Изменившиеся дети и родители? Так дети они и в Африке дети. Независимо от поколения. А понятий «Учительница – вторая мама», «Школа – второй дом» пока ещё никто не отменял!
Чем, вздыхая, отходить в сторонку, не пора ли начать строить жизнь в школьной семье по-своему – без иронии, а открыто и честно озвучивая проблемы и предлагая свои варианты решений?! Ведь над чем смеяться? – Над собой смеяться! Какой смысл? Не лучше ли осмысленная, воспринятая как почётная миссия, плодотворная деятельность на благо пусть чужих детей, но которые и наше с вами будущее?!
Здесь уже очевидно увлечение автора риторическими фигурами, что тоже, по сути, уход в сторону, в игру слов, тоже уход от решения проблемы в её обсуждение…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010
В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...
Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распростране...
Научное общество учащихся, как форма профессионального самоопределения
Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Успех в ...
Мастер - класс как форма профессионального обучения педагогов.
Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса.. Формат мастер-класса пердполагает информаци...
Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"
Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....
Итоговая проектная работа по инвариантному блоку «Модернизация современной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Проект к вариативному блоку....
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программепрофессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Технология» Тема:«Лоскутная пластика на у...