Образовательный продукт как результат элективного курса
статья (9 класс) по теме

Создание творческих проектов  по математике обучающимися с использованием ИКТ становится нормой для одаренных детей, расширяет кругозор, интерес к другим предметам. Информатика и ИКТ выступают в роли метапредмета в установлении межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_produkt.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ КАК  РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА)

Прийма Татьяна Борисовна

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Батайск (МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов)

Современной тенденцией развития образования в России является постоянное усовершенствование системы школьного образования.

Произведен переход на принципы профильного обучения, который строится не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий.

Если раньше образовательная система была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся, то теперь перед ней поставлена задача раннего выявления и поддержки высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих реализовать их творческий потенциал.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Важнейшими качествами современной личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Математика как образовательная область играет в этом смысле не последнюю роль. Мое глубокое убеждение состоит в том, что переход на профильное обучение в старшей школе не должен означать узконаправленное обучение ребенка по выбранной им траектории. Считаю, что профильное обучение может служить всестороннему развитию. Грамотно подобранный набор элективных курсов способен решить задачи профилизации,  углубления знаний по предмету, расширения видов деятельности на уроках и во внеурочное время. А кроме этого, является мощнейшим мотивационным стимулом развития и познания.

Элективные курсы, которые я преподаю, являются результатом совместного творчества учителя и моих воспитанников. Правильнее было бы сказать, что я реализую определенные виды деятельности в сотворчестве со своими учениками. А результатом является образовательный продукт, который может быть объектом дальнейшего исследования.

В качестве примера можно рассмотреть интегрированный элективный курс: «Человек. Математика. Железная дорога». В результате освоения курса совместно с обучающимися были созданы учебные  проекты. В зависимости от стартовых возможностей ребенка выбирается вид готового образовательного продукта. Им может стать презентация или видеоролик «История железной дороги», или готовая методическая разработка по темам «Задачи на движение», «Задачи на производительность труда», «Задачи на проценты» и др. с подробным разбором решений, гиперссылками для самостоятельного освоения материала, а может стать и программа для решения оптимизационных задач, задач по логистике или интерактивная карта железной дороги. При разработке данных проектов обучающиеся использовали возможности офисных программ, графических редакторов и сред программирования Все зависит от возможностей конкретного ребенка, но главное – каждый вовлечен в работу - «и физик, и лирик».

Проекты, разработанные детьми, я использую и в качестве учебного материала в основном курсе математики, и на элективных занятиях в других классах, с другими ребятами.

Еще один пример элективного курса, результатом освоения которого явились крупномасштабные проекты, - «Золотое сечение». Проекты по теме «Пропорция» и «Подобие фигур»,   «Числа Фибоначчи», «Великие ученые математики», «Фракталы», «Гармония в нашей жизни», «Золотое сечение в искусстве». «Золотое сечение в природе» и т.д. не только дополняют содержание учебных программ, но и расширяют границы познания и творчества.

Математика в таких проектах подается как элемент общей культуры человечества. Ребята начинают понимать, что математику необходимо изучать не для того, чтобы сдать ЕГЭ. Без математических представлений невозможно сформировать целостную картину мира.  Будущему архитектору,  биологу,  художнику,  фотографу, историку, строителю, дизайнеру не обойтись без математической гармонии.

Конечно, работа по созданию проектов трудоемка как в техническом, так и в информационном плане, а также требует значительных затрат времени на разработку и получение готового электронного проекта. Как результат - познание математических закономерностей в мире, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, навыков решения ключевой проблемы в процессе сотрудничества и создания продукта, полезного обществу, - вот тот багаж, который ребенок приобретает в результате реализации собственного проекта, как готового образовательного продукта, – неоценим.

Создание творческих проектов  по математике обучающимися с использованием ИКТ становится нормой для одаренных детей, кроме того, расширяет кругозор, интерес к другим предметам. Информатика и ИКТ выступают в роли метапредмета в установлении межпредметных связей.

Через преподавание подобных курсов я увлекаю своей любовью к математике, я вовлекаю ребенка в совместную деятельность, в процесс познания. Ведь то, что сделано с любовью, имеет продолжение в последующем творчестве.

Реализация творческих проектов поднимает качественный уровень обучения, развивает творческие способности обучающихся, позволяет определить профессиональные склонности, формирует навыки эффективного использования компьютерных технологий, как следствие – успешная социализация в современном информационном пространстве.

Литература:

  1. Наша новая школа
  2. Н.А. Сырых. Электронные проекты учащихся как часть           образовательного пространства школы. Информационные технологии в образовании, Ростов-на-Дону, Росиздат, 2009.
  3. Л.С.Атанасян и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
  4. А.П.Стахов «Математика гармонии».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Химия пищевых продуктах"

Элективный курс  "Химия пищевых продуктах" предназначен для учащихся 9 и 10 класса для более лучшего изучения органической химии....

Элективный курс "Химия пищевых продуктов"

Продолжение Элективного курса "Химия пищевых продуктов"...

Элективный курс "Химия пищевых продуктов"

Продолжение Элективного курса "Химия пищевых продуктов"...

Тематическое планирование Элективного курса "Химия пищевых продуктов"

Тематическое планирование расчитано на 34 часа...

Программа элективного курса «Исследование качества пищевых продуктов»

Курс предназначен для учащихся 10(11)  класса и знакомит учащихся с основами товароведения и экспертизы продовольственных товаров.          Для ...

Элективный курс "Продукты питания как химические соединения"

Курс «Продукты питания как химические соединения» предназначен для учащихся 9 классов, основан на современных представлениях валеологии и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследо...

Разработка учебного авторского продукта: элективный курс «Центральная нервная система человека»

Элективный курс рассчитан для учащихся 9-х классов. Целью: его является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, доп...