Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку
В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых проходит урок. Статья в сборнике "Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние..." (изд-во БГУ, 2018).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_t.g.ugryumovoy_sosh_no_35.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический аспект на уроках английского языка
Т.Г. Угрюмова, к.п.н., Почетный работник СПО РФ, заслуженный учитель Республики Бурятия, преподаватель высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Улан-Удэ
Каждый урок и каждый его элемент имеют свой содержательный, методический и психологический аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, и выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые в значительной мере связаны с аспектом психологическим. Традиционно под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов (восприятие, запоминание, мышление) в речевой деятельности учащихся [1].
Под психологическим аспектом предлагается также рассматривать межличностные отношения учащихся и преподавателя и атмосферу общения, которая, с одной стороны, является следствием этих отношений, а с другой – определяется объективными условиями, в которых проходит урок.
Начинающему преподавателю подростковой школы может показаться, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Поэтому преподаватель стремится, прежде всего, овладеть методикой преподавания предмета, познать все «секреты» мастерства. Но, усвоив в достаточной мере технологию преподавания английского языка, продолжая совершенствовать приемы обучения, он неизбежно сталкивается с менее определенной, но не менее важной стороной урока – его психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон обучения определяет результат обучения. Преподаватель убеждается, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимального результата не достигается, если не учтены взаимоотношения между учащимися и преподавателем, а также объективные условия, в которых проходит урок. В этом легко убедиться, если провести тщательно разработанный урок точно по намеченным пунктам, не отклоняясь от предусмотренных форм работы, результаты урока могут оказаться хуже ожидаемых только потому, что каждый класс и каждый ученик привносят в урок что-то свое, что-то новое, часто неожиданное. Один и тот же урок в подростковой школе не может быть совершенно одинаковым в разных классах.
При написании плана, когда определяются этапы урока и выбираются формы деятельности, преподаватель всегда прогнозирует возможные варианты их реализации, которые будут зависеть от множества причин, например, от места урока в расписании, от дня недели или от степени обучаемости учащихся и т.п. Таким образом, мы видим, что план урока должен быть гибким и многовариантным. Чем опытнее преподаватель, тем больше подбирает он методических приемов обработки материала, тем больше предвидит психологических подходов к их реализации. И как следствие этого наблюдается парадокс: чем преподаватель опытнее, тем больше он готовится к уроку!
При подготовке урока английского языка необходимо учитывать:
- день недели: так, в понедельник и, особенно, в пятницу работоспособность учащихся ниже, чем в другие дни, поэтому рекомендуется проводить энергичную речевую разминку, сократить введение нового материала, выполнять упражнения на знакомом языковом материале;
- какой это урок по счету: на первом уроке психологические процессы еще заторможены, и активизировать их помогут музыкальные фонетические зарядки, рифмовки, сопровождающиеся жестами, движениями, физкультминутки и др., на последнем уроке необходимо стремиться управлять вниманием учащихся, своевременно меняя виды работы, используя элемент соревнования, языковые игры – «угадай», «запомни и повтори» и т.д.;
- какой предмет был перед уроком английского языка: после урока физкультуры учащиеся бывают вялыми и уставшими; легкие упражнения на активизацию уже знакомого материала приводят к оптимальному режиму работы, положительные эмоциональные воздействия помогают быстро преодолеть физическую усталость;
- предстоящие или прошедшие праздники или каникулы: первый урок после каникул – урок особенный: учащиеся не готовы к речевой деятельности на том уровне, который у них был до каникул и который восстановится через 2-3 урока, так как прекращение регулярных занятий создает массу трудностей при изучении английского языка.
Перед учителем сразу встают две задачи: выделить и повторить главное в учебном материале, воссоздать благоприятный коммуникативный климат урока.
Как правило, от первого урока учащиеся ждут чего-то необычного, и надо постараться оправдать их ожидание, чтобы укрепить мотивацию к изучению английского языка. Иногда даже случается так, что в первый момент урока учащиеся не хотят работать. Причины могут быть разными: нет багажа знаний за курс начальной школы, ослаблена мотивация, предыдущие уроки были рецептивного характера и т.д.
В плане методическом учителя английского языка нашей школы проявляют много творчества и изобретательности, чтобы урок был интересным: используют такие педагогические нововведения, как storytelling, перевернутый класс, бриколаж и др.
В психологическом плане преподавателю приходится проявлять твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность учащихся, преподаватель должен снова и снова вовлекать их в работу.
С первых мгновений урока преподаватель старается определить по отдельным репликам, по выражению лиц психологический настрой класса, на который могут влиять объективные факторы: контрольная работа, конфликтная ситуация, радостное событие т.д. Преподаватель старается определить межличностные отношения в коллективе, которые скрыты от прямого наблюдения, но оказывают большое влияние на поступки отдельных учащихся. Бывает так, что ученик не отвечает не потому, что не знает, а потому, что у него ссора с одноклассником и т.д. Различная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам английского языка.
Конечно же, важным условием для создания благоприятной атмосферы общения, управления деятельностью учащихся является учет их индивидуальных психологических особенностей. При организации диалогической речи, ролевых и деловых игр необходимо учитывать не только уровень знаний, особенности характера и темперамент, но и такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников.
К сожалению, специфика урока английского языка не позволяет преподавателю увлечь учащихся своим рассказом так, как это бывает, скажем, на уроке литературы, и учащиеся постоянно чувствуют дискомфорт от того, что не могут на иностранном языке выразить свои мысли с таким же богатством лексических, стилистических и грамматических оттенков, как на родном. Их речь носит несколько упрощенный характер.
Поэтому, организуя деятельность учащихся на каждом этапе урока, преподаватель выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся.
Нарушить психологический комфорт урока может частое исправление ошибок, хотя оно делается преподавателем из лучших побуждений. Ученик имеет объективное право на ошибку, так как не живет в иноязычной среде и не может говорить безошибочно как носитель языка. Тем не менее, если количество ошибок значительно, это говорит о недостаточном усвоении материала, об упущениях со стороны преподавателя. Необходимо проводить корректирующие упражнения, которые связываются с материалом изучаемой темы.
Особое значение необходимо придавать заключительному этапу урока. Даже если весь урок проходит удачно и эффективно, именно последние этапы должны вызвать у учащихся наибольший эмоциональный подъем, ощущение прогресса в своих знаниях, желание снова прийти на урок английского языка. Считаю, что урок удался, если ученик не только усвоил определенный языковой материал, но в конце урока сказал: «Мне было очень интересно!».
В конце урока преподаватель, как правило, выставляет оценки и комментирует их, стремясь тем самым усилить мотивацию. Иногда предлагаю выставить оценку преподавателю, и в этом случае можно услышать много интересного и неожиданного. Замена авторитарных форм преподавания методикой сотрудничества еще больше повышает роль психологического аспекта урока.
Литература
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)
В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Приходкина Олеся Александровна учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли учебной мотивации и личностно-ориентированного взаимодействия в процессе межличностных контактов профессиональной пед...
Обобщение педагогического опыта по теме"Использование мультимедиа ресурсов на уроках английского языка в начальной школе"
В материале обобщен опыт работы учителя английского языка в начальной школе....
Статья в сборнике комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" "Включение учащихся в конкурсное движение как условие формирования УУД"
Вовлечение школьников в конкурсное движение - это создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Усовершенствование знаний и умний, приобретённы...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Психологический аспект на уроках английского языка" (№ 1-2, 2015)
В статье рассматривается психологический аспект на уроках английского языка, без учета которого самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в подростковой школе. Автор утверждает, ч...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...