Руководство научно- исследовательской деятельностью
элективный курс по теме
Программа спецкурса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_pamyatok_dlya_uchenika.doc | 49 КБ |
kalendarno-_tematicheskiy_plan.doc | 46.5 КБ |
metodicheskoe_obespechenie.doc | 29.5 КБ |
polozhenie_ob_uchenicheskoy_rabote.doc | 31.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 38 КБ |
soderzhanie_uchebnyh_tem.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка № 1
Планирование содержания учебно-исследовательской работы
(составляется учениками)
Продумывание направления работы ____________________________
______________________________________________________________
Авторы _____________________________________________________
Продумывание и формулировка учениками темы учебно-исследовательской работы _______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(несколько вариантов названия темы обсудите в группе,
выберите лучший вариант)
Определение цели учебного проекта
Создание ___________________________________________________
Цель формулируется совместно с учителем
Формулировка ключевых вопросов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбор формы отчетности _____________________________________
Памятка № 2
Этапы информационного поиска
1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из различных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчета.
Памятка № 3
Форма отчета по информационному поиску
Имя _____________________ Класс _________________________
Я хочу найти информацию о _______________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск? ______________
Нужен иллюстративный материал? Какой? ___________________
Какие источники найдены, книги ___________________________
журналы и газеты (названия) _______________________________
видеокассеты ____________________________________________
Интернет ________________________________________________
Как я оформлю полученные результаты ______________________
Памятка № 4
План анализа полученной информации из книги
1. Название справочника или научно-популярного издания.
2. Есть ли в книге указатель?
3. Есть ли оглавление?
4. Год издания.
5. Имеет ли значение, в каком году издана книга?
6. Краткое содержание книги.
7. Что тебе понравилось? Что не понравилось?
8. Чего недостает в этой книге?
Памятка № 5
План анализа полученной информации
(источник – Интернет)
1. Какую поисковую систему использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница.
5. Привлекательно ли она выглядит.
6. Легко ли можно найти необходимую информацию?
7. Каким образом структурирована информация?
8. Есть ли изображение? Какого качества?
9. Несут ли изображения дополнительную информацию?
10. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
11. Есть ли указания, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
12. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
13. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
14. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
15. Во всем ли ты согласен с автором сайта?
16. Не попадалась ли тебе неверная информация?
17. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
18. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
19. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
20. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей учебно-исследовательской работы.
Памятка № 6
Технология защиты учебно-исследовательской работы
1. Выступление автора с докладом (до 10 минут).
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
Памятка № 7
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности
1. Приветствие.
2. Тема учебно-исследовательской работы.
3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
6. Значимость учебно-исследовательской работы.
7. Объект и предмет исследования.
8. Этапы учебно-исследовательской работы.
9. Результаты учебно-исследовательской работы.
10. Выводы учебно-исследовательской работы.
Памятка № 8
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему учебно-исследовательской работы; – Ф. И. О. научного руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит:
|
Основная часть | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе |
Список | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы
|
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание учебных разделов | В том числе | ||
теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | ||
Цели и задачи курса | 1 | |||
Защита замысла | 1 | |||
2 | Научная работа | 2 | ||
Цель и задачи исследования. Жанры. Тематика работ. Стиль. | 1 | |||
Представление темы | 1 | |||
3 | Структура учебно-исследовательской деятельности | 4 | ||
Содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | |||
Научный факт, гипотезы исследовательской работы | 1 | |||
Выдвижение гипотезы исследовательской работы | 1 | |||
Обсуждение гипотез | 1 | |||
4 | Этапы организации учебно-исследовательской деятельности | 6 | ||
Основные источники получения информации Справочно-поисковый аппарат Определение информационного запроса | 1 | 1 | ||
Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах | 1 | |||
Поиск информации в сети Интернет | 1 | |||
Оформление списка литературы и использованных электронных источников | 1 | |||
5 | Организация и проведение эксперимента | 4 | ||
Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование | 2 | 1 | ||
Представление методов исследования | 1 | |||
6 | Оформление результатов работы | 2 | ||
Обработка результатов исследования | 1 | |||
Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы | 1 | |||
7 | Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности | 2 | ||
Письменный отчет | 1 | |||
Визуальный и устный отчеты | 1 |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для того чтобы подвести детей подросткового возраста к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
2) консультирование учителя;
3) защита проектов.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить ребенка к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров ко все более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.
Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса по выбору «Основы организации учебно-исследовательской деятельности» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
Предварительный просмотр:
Положение
об ученической научно-исследовательской работе
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении, задачами федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, УНИР преследует следующие цели:
Развитие творческих способностей школьников, выработка исследовательских навыков; самопроверка учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей деятельности;
Самовоспитание у учащихся целеустремленности и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности; выявление способных школьников и обеспечение реализации их творческих возможностей.
1. Общая характеристика
1.1. УНИР – это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная под руководством педагога или научного работника.
1.2. Научная новизна УНИР характеризуется получением новых знаний о человеке, обществе, природе и технике, расширением и углублением этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений.
1.3. Практическая значимость УНИР означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов исследования на практике
1.4. Исследовательский характер УНИР определяется применением при их выполнении общенаучных и специальных лабораторных, полевых, натуральных, социологических, активных и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей УНИР.
2. Рабочая программа УНИР.
2.1. УНИР выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам. директора по УМР рабочей программе.
2.2. Рабочая программа состоит из следующих разделов:
а) состояние проблемы и актуальность темы исследования
б) цель, задачи и методы исследования
в) этапы исследования
г) ожидаемые результаты исследования.
2.3. В разделе “Состояние проблемы и актуальность темы исследования” дается краткая характеристика достигнутых результатов и новых стоящих задач при решении данной проблемы, обосновывается практическая необходимость её дальнейшего исследования.
2.4. В разделе “Цель, задачи и методы исследования” ставится общая цель УНИР, формируются задачи, решаемые на пути достижения поставленной цели, показываются общие и предметные методы планируемых исследований
2.5. В разделе “Этапы исследования” приводятся названия и содержание перечисляемых этапов, сроки проведения исследований и их исполнители.
2.6. В разделе “Ожидаемые результаты исследования показывается их возможная новизна, практическая значимость и предполагается эффективность, а также определяется примерный состав и содержание предстоящего отчета об УНИР.
3. Организация выполнения УНИР.
3.1. Выполнение всех УНИР, как правило, подразделяется на три стадии: подготовительную, основную и заключительную.
3.2. На подготовительной стадии осуществляется:
а) продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы
б) сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований
в) овладение методами исследований.
На второй (основной) стадии выполняются:
а) лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, работа в архивах и т. д.
б) обработка полученной информации, её анализ, выявление нового
На заключительной стадии осуществляется:
а) подведение общих итогов исследования
б) определение научной новизны и практической значимости полученных результатов УНИР
в) разработка рекомендаций по использованию результатов УНИР
г) составление, оформление и представление отчёта о УНИР на М\О и утверждение замдиректора по УМР.
4. Результаты УНИР.
4.1. Результаты законченных УНИР представляются в установленные планом сроки в виде:
а) технической документации программы для ЭВМ с приложением пояснительной записки;
б) реферата по теме УНИР с приложением демонстрационных, графических и др. материалов.
4.2. Отчет об УНИР, пояснительная записка или реферат по теме исследования, состоят из введения, основной части, заключения, списка первоисточников, приложений.
4.3. В введении указывается актуальность темы, цель, задачи, основной методический подход к исследованию, полученные результаты и их предназначение.
4.4. В основной части со ссылкой на первоисточники раскрываются: содержание и методы исследования с аргументацией и логическим доказательством полученных результатов.
4.5. В заключении даются общие выводы по проведённому исследованию, показывается их научная новизна.
4.6. Список первоисточников содержит перечень использованных при выполнении исследования законоположений, документов, литературных, архивных и других источников, на которые сделаны ссылки во введении, основной части и заключении.
4.7. Обязательным является отзыв научного руководителя с оценкой и рекомендацией. В качестве приложений могут быть отзывы, заключения, рецензии, сделанные по научным сообщениям на конференциях, смотрах, конкурсах, а также другие материалы, характеризующие выполнение и реализацию результатов УНИР.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к портфолио воспитателя
МДОУ Д/с №7 с. Красное
Орловой Натальи Витальевны
Главное назначение портфолио - набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагогического работника, его личностного профессионального роста, а также для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника.
В своем портфолио я представляю достоверные данные о результатах своей профессиональной педагогической деятельности, подтверждаю их соответствующими документами. Все материалы портфолио заверены администрацией образовательного учреждения.
Второе важное предназначение портфолио воспитателя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
1. Оценка результатов повышения квалификации.
Считаю одним из важнейших показателей роста профессионализма педагога – повышение профессионального мастерства. Результатом моей деятельности служит прохождение курсов повышения квалификации (копии документов прилагаются).
2. Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию.
Итогом выполнения государственного стандарта по дошкольному образованию служат критериальные таблицы временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в МДОУ (таблицы прилагаются).
3. Процент успешного освоения воспитанниками образовательных программ.
Индивидуальная, коллективная и подгрупповая формы диагностики, как необходимый структурный компонент и средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса, позволяют мне определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
На основании результатов выстраивается весь педагогический процесс: перспективное планирование, составление индивидуальных сопроводительных маршрутов развития ребёнка совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
При проведении диагностики опираюсь на критерии, разработанные авторами программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Таким образом, эффективное применение современных диагностических методик позволяют мне точно сформулировать заключения, составить план индивидуальной и групповой коррекции развития детей, который постоянно пополняется и уточняется в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Задания учитывают возрастные особенности и возможности детей, обеспечивая адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу, подводятся общие итоги по группе на начало и конец года по качеству реализации программы (результаты диагностики детей прилагаются).
4. Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Схема «Работы педагога по охране жизни и здоровья воспитанников» прилагается.
Основными задачами моей работы с детьми являются:
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
- Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
- Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
- Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
- Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
- Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физкультурно-оздоровительной работы: рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры и праздники, физкультурные занятия).
Справка о состоянии простудной заболеваемости в группе за три года прилагается.
5. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Сегодня перед большинством воспитателей детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что воспитатель - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления детско-родительских конфликтов, учатся использовать лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком. Общение воспитателя и родителей не должно превращаться в монолог педагога, констатацию фактов, пропаганду педагогических знаний. Это живое общение взрослых людей, одинаково заинтересованных в развитии ребенка.
С целью активизации родительского участия в жизни детского сада можно использовать интеллектуальные и спортивные состязания, творческие конкурсы, обязательное участие детей в собрании, решение кроссвордов и ребусов, домашние задания родителям по подготовке того или иного материала, работу «веселой мастерской», в которой родители вместе с детьми своими руками изготавливают поделки, коллажи, рисунки.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Схема «Работа педагога с родителями», план работы с родителями на текущий год, консультация для родителей: «Физическое воспитание ребенка»; конспект родительского собрания в группе «Нравственные отношения в семье и в детском саду»; план проведения совместных мероприятий, конспект проведения совместного мероприятия для родителей и детей «Час семейных улыбок»; аналитическая справка по результатам с приложением образца анкеты, карта изучения социального статуса семьи прилагаются к портфолио.
6. Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями).
Документацию веду в соответствии с Типовым положением, Законом РФ «Об образовании», требованиями СанПиНа, должностной инструкцией воспитателя и локальными актами ДОУ: рабочая программа, план работы (тематический, календарный, перспективный), табель посещаемости воспитанников, тетрадь работы с родителями, тетрадь протоколов родительских собраний, тетрадь сведений о родителях, тетрадь диагностики, тетрадь работы по самообразованию. Тетрадь по диагностике помогает мне сравнивать результаты усвоения детьми программы и проводить коррекцию познавательных процессов. План работы по самообразованию необходим для своевременного знакомства с инновациями, совершенствования моего педагогического мастерства, применения на практике новых технологий. Аккуратно и четко заполняю каждый раздел документации, что указывает об эстетичности ведения документации. Вся документация своевременно проверяется и заверяется администрацией ДОУ. Использование электронных форм ведения документации значительно повышает её эффективность. (Аналитическая справка).
7. Результаты участия в организационно-методической работе ДОУ.
В рамках реализации одной из задач организационно-методической работы в ДОУ стало создание мною единого педагогического пространства через разнообразные формы сотрудничества с педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Результатом моей деятельности является создание комплекса мероприятий по интеграции обучения и воспитания детей, включающего:
1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий;
2) разработки тематических мероприятий;
3) координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения;
4) обобщение актуального педагогического опыта.
Анализируя работу, пришла к выводу, что проводимые мероприятия способствовали обобщению мною педагогического опыта, расширению образовательного пространства и анализу собственных коммуникативных способностей.
В работе с педагогами использую различные формы: выступления на педагогических советах, методических объединениях, педагогическую мастерскую (обмен творческими находками), работу в творческой группе педагогов, мастер-класс, мультимедийные презентации.
Справка о результатах участия в организационно-методической работе, доклад выступления на педагогическом совете учреждения, план проведения круглого стола на педсовете МДОУ прилагается.
8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей
На современном этапе главной целью обучения является формирование основных компетентностей дошкольника, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности через осознание своих потребностей, возможностей, способностей. Наиболее успешно у воспитанников мною формируются такие ключевые компетентности — здоровьесберегающая, коммуникативная, деятельностная и социальная. Применение в своей работе комплекса методов, средств обучения позволяет мне обеспечивать личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании. Планирование начинаю с постановки цели и задач, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. При постановке цели и задач ориентируюсь на содержание учебного материала.
Формированию здоровьесберегающей компетентности способствуют использование дыхательной, артикуляционной и зрительной гимнастики, массажа, логоритмики, речедвигательной ритмики, сказкотерапии, психологических этюдов, динамической паузы.
Широко использую в совместной деятельности социоигровые приёмы: работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у воспитанников. Дети проявляют терпение и эмпатию, успешно адаптируются в коллективе и имеют все предпосылки к успешной самореализации.
Использование приёма интервьюирования, игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности моих воспитанников.
Такие средства обучения как моделирование, ТРИЗ, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей.
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
Систематически во всех видах деятельности использую наглядность: предметные и сюжетные картинки, модели, плакаты, муляжи, игрушки.
Различные средства ТСО, применяемые в педагогическом процессе помогают управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: диапроектор, видеокамера, видеомагнитофон, телевизионный комплекс, персональный компьютер, детские обучающие компьютеры, магнитофон с аудиокассетами, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, диктофон.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, бинарные (с участием узких специалистов), с элементами соревнования, театрализованной деятельности, в форме путешествия, экскурсии, позволяющие мне выстроить оптимальную систему коррекционной работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения.
Таким образом, использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность коррекционно - воспитательного процесса.
В качестве примера прилагаю конспекты открытых занятий с использованием инновационных технологий в воспитании дошкольника.
- занятие-игра «Рыбаки» с элементами оригами для детей старшего возраста;
- занятие по окружающему миру для детей младшего возраста «Осенний лес иего обитатели» с использованием здоровьесберегающих технологий;
-занятие по ручному труду для детей среднего возраста «Друзья для снеговика» с использованием природного и бросового материала.
9. Дополнительные показатели.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является физическое развитие детей. В связи с этим мною была определена тема по самообразованию «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет не только сохранять и укреплять его здоровье, но и воспитать потребность быть здоровым, учить этому, но и повышает жизнедеятельность дошкольника и формирует основы личностной культуры.
Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:
- формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
- целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
- способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
- - проведение одного занятия на свежем воздухе;
- в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье, обливание водой,
- витаминизация питания;
- постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
• диагностика физического развития;
• система профилактических оздоровительных мероприятий;
• физкультурные занятия;
• утренняя гимнастика;
• игры на свежем воздухе;
• закаливающие мероприятия;
• спортивные праздники; развлечения, досуги;
• совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Здоровячок».
Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание валеологически грамотного человека.
В рамках кружковых занятий самые разнообразные формы, методы и приемы работы. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные дидактические и развивающие игры:игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи.
В портфолио представлены: перспективный план кружковой работы, копии документов и материалы, подтверждающие участие в конкурсе профессионального мастерства (презентация опыта работы).
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
(22 часов)
Темы | Содержание | Практическая работа: | Формы контроля | Оборудование: | |
2 ч | Введение | Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика. | Разработка замысла проекта | Защита замысла проекта. | Тесты для детей и родителей Презентации «История великих открытий» «Творчество» |
2 ч | Научная работа | Цель и задачи исследовательской деятельности. Жанры: доклады, рефераты Структурные элементы научной статьи. Тематика научных работ. Актуальность. Проблемность. Новизна. | Выбор проблемы с целью исследования, Обоснование выбора, Определение темы | Представление темы работы | Презентации «Формы познания» «Художественный образ» Учебник Власенковой А.И. «Русский язык» (10-11 кл) |
4 ч | Структура учебно-исследователь ской деятельности | Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Стиль изложения материала. Язык научной работы. | Конспектирование Работа по парам, Выполнение действий по заданному алгоритму. | Защита плана проекта. | Памятка. «Планирование содержания учебно-исследовательской работы» |
6 ч | Этапы организации учебно-исследовательской деятельности. Работа с литературой и источниками. | Информационный поиск Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. | Экскурсии в библиотеки города Индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму Поиск информации по ключевому слову; Составление библиографических карточек Оформление поискового запроса | Представление списка литературы для проекта. | Список библиотечных сайтов Памятки: 1. «Этапы поиска» 2. «Форма отчета по поиску» 3. «План анализа информации из книги» 5. «План анализа информации |
4 ч | Организация и проведение эксперимента | Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. | Индивидуальная эвристическая работа по алгоритму; | Обсужде ние плана экспериментальной части работы. | Листы взаимоконтроля Тестирование |
2 ч | Оформление результатов работы | Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная теоретическая часть работы, заключение, список литературы и источников приложения Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Цитирование. Оформление таблиц, схем, диаграмм. Правила оформления библиографического аппарата | Работа с программой Word Обучение технологии составления сводных таблиц и диаграмм. | Консультация с руководителем | Алгоритмы Статья о языке научной работы |
2 ч | Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности | Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия. Особенности публичного выступления: виды, основные требования, речевая форма выступления. Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории в ходе выступления: Поведение оратора в аудитории | Групповая работа. Прослушивание публичной защиты Разработка Положения об ученической научно-исследовательской работе | Фестиваль- защита докладов | Презентации учащихся Выставка письменных отчетов презентаций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. Научная (научно-исследовательская) деятельность. Структура и оформление.
Нормы и требования к оформлению научно-иссследовательской работы....
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Рабочая программа руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Рабочая программа научно-исследовательской деятельностью обучающихся включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование. Рабочая программа расчитана на работу со ...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)
Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...